AtomInfo.Ru


Очередной конфликт на АЭС Козлодуй

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 02.03.2013

Болгарская АЭС "Козлодуй" оказалась в центре нового скандала. На сей раз речь идёт о непонятных действиях при закупке с последующей продажей свежего ядерного топлива.

Десять проданных кассет

В последней декаде февраля правительственные инспекторы прибыли на станцию для проверки сообщений об обстоятельствах продажи десяти кассет со свежим ядерным топливом.

По словам исполнительного директора АЭС "Козлодуй" Валентина Николова, кассеты были приобретены в общей сложности за 1 134 000 левов, после чего проданы за 36 400 евро (для простоты расчётов можно принять 1 евро = 2 лева).

Сайт Kozlodjuy-bg.info приводит немного другие данные. По его сведениям, кассеты были проданы за 59 000 левов, а их балансовая стоимость составляла 1,3 миллиона левов.

Директор В.Николов поясняет, что решение о продаже было подписано в декабре 2011 года двумя членами совета директоров станции. Речь идёт о кассетах для блоков с ВВЭР-440, которые в Болгарии, как известно, уже закрыты.

Были проданы три кассеты с обогащением 1,6% и семь кассет с обогащением 2,4%. Валентин Николов высказал озабоченность в связи с тем, что топливо было продано без аукциона. Следует отметить, что на тот момент В.Николов ещё не был назначен на пост директора станции.

Утверждалось также, что проданное топливо было закуплено болгарской стороной в 2006 году. Никаких перспектив использовать эти десять сборок в Болгарии после закрытия всех малых блоков не было.

Сообщения о сделке позволили вернуться в медиа-пространство болгарскому атомщику-диссиденту Георгию Котеву. В качестве работника нейтронно-физической лаборатории он принимал участие в НФР блоков №№5-6 и выдвинул обвинения в подмене свежего топлива, поставляемого в Козлодуй, на топливо из регенерата. Впоследствии эти обвинения опровергла экспертная комиссия.

Исполнительный директор АЭС "Козлодуй" Валентин Николов, выступая 25 февраля 2013 года в эфире болгарского телевидения, заявил, что сделка по продаже десяти кассет является "злоупотреблением", которое он раскрыл на станции. Ответственность он возложил на своего заместителя и предыдущего директора Александра Николова. Последний, в свою очередь, публично критикует нынешнее руководство за плохое финансовое управление.

Другой взгляд

В спор с текущим директором - который, кстати, является не профессиональным атомщиком, а политическим назначенцем от правящей партии ГЕРБ - внезапно вмешались другие работники станции.

Сайт AtomInfo.Bg опубликовал открытое письмо руководителя сектора РФТ-ХОГ (сектор радиационных и физических технологий в хранилище отработавшего топлива) Бояна Лилкова, попросившего уважаемого руководителя впредь консультироваться со специалистами своей станции по тем вопросам, которые выходят за пределы его компетенции.

В своём открытом обращении Лилков напомнил, что балансовая стоимость десяти сборок значительно уценилась за годы их хранения. Более того, балансовая стоимость одной из этих сборок составляла всего 59 левов.

Проданные кассеты были закуплены не в 2006 году, а в период с 1979 по 2003 годы. Их приобретали для использования на блоках №№3-4 станции, что теперь невозможно, так как блоки были досрочно закрыты.

"В 2006 году действительно были закуплены 12 кассет для загрузки в третий и четвёртый блоки, но это были сборки другого типа - РК, а не АРК", - пишет Лилков.

Что касается проданных кассет, то в 2005 году шесть из них (наиболее свежих, 2002-2003 годов поставки) предлагалось использовать в последней загрузке третьего блока, намеченной на 2006 год. Такую программу подписал главный инженер управления "Электропроизводство-1" Владимир Уручев (ныне - евродепутат).

Однако впоследствии он изменил своё решение. Сборки были "спасены" и оставлены на стеллажах в узле свежего топлива. В период газового кризиса в Болгарии зимой 2009 года эти кассеты были включены в план действий по срочному возвращению блоков №№3-4 в эксплуатацию, чего, как известно, не потребовалось.

Говорить о злоупотреблении при продаже десяти кассет нельзя, считает работник АЭС. Во-первых, хранение их на станции требует определённых денег, так как они представляют собой ядерный материал. Во-вторых, желающих на их приобретение по рыночным ценам не наблюдается по причине их устаревания.

"Мы должны быть довольны, что станции вообще дали за них какие-то деньги. Альтернатива была, что мы их кому-нибудь подарим, да ещё вывезем их за свой счёт. Так, кстати, случилось со свежим топливом исследовательского реактора в Софии, которое мы годами хранили у себя в ВСГ-1 и ВСГ-2 (УСТ) по просьбе регуляторов", - пишет Лилков.

Хотя это не указывается прямо, но по всей видимости покупателем сборок стал производитель топлива.

"Настоятельно прошу Вас, господин В.Николов, подробно разобраться в вопросе и исправить те ошибки, которые Вы невольно допустили... потому что скандалы, которые мы сами же и раздуваем, сильно роняют престиж станции", - отмечает работник АЭС.

Ключевые слова: Восточная Европа, Болгария, АЭС Козлодуй


Другие новости:

Выводы комиссий опубликованы на сайте Чернобыльской АЭС

Комиссии сделали вывод об относительной стабильности несущих конструкций, прилегающих к разрушенным.

Руководство ЧАЭС планирует до лета закрыть временной кровлей проём после обрушения

Технология сейчас есть, техника есть, это можно сделать.

"Русатом Оверсиз" провёл консультации в Литве

Обсудили вопросы, связанные с возможным сотрудничеством в энергетическом секторе.

Герой дня

Красимир Христов

Красимир Христов: ток ли делает болгар бедными?

Что станется с процедурами отзыва лицензий, с проверками и прокурорскими расследованиями? Что будет с ценами на электроэнергию, отопление и топливо? И наконец, сделает ли нас богаче то обстоятельство, что мы поняли масштабы нашей бедности?



ИНТЕРВЬЮ

Сергей Цочев

Сергей Цочев
Мы, регуляторы, ожидаем получить программу с обоснованием списка заменяемого оборудования до конца текущего года. В этом случае у нас будет достаточно времени для анализа программы, а у ЭО - для её исполнения.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Доходы уменьшились на 30 миллионов левов, а прибыль возросла на 44 миллиона левов. Как такое возможно? По мнению Александра Николова, единственное объяснение данному феномену - резкое сокращение расходов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100