AtomInfo.Ru


Сергей Рыжов: в будущем мы сможем получить ВВЭР-1800

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 17.06.2010

В Москве с 7 по 9 июня прошёл международный форум "Атомэкспо-2010". В кулуарах форума на вопросы электронного издания AtomInfo.Ru ответил директор - генеральный конструктор ОАО ОКБ "ГИДРОПРЕСС" Сергей РЫЖОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Сергей Рыжов, фото AtomInfo.Ru

Сергей Рыжов, фото AtomInfo.Ru

Сергей Борисович, первый вопрос к Вам очевиден. Каково Ваше мнение по поводу выставки "Атомэкспо", той экспозиции, которая здесь была представлена?

Выставка - это, как я понимаю, определённый антураж, а главная цель форума состояла в том, чтобы специалисты собрались и обменялись свежими идеями. Те, кто хочет выйти на рынки Российской Федерации, должны познакомиться с ключевыми игроками на нашем рынке. И могу вам сказать, что такие знакомства действительно происходили.

ОКБ "ГИДРОПРЕСС" приняло участие в выставке. Я считаю, что мы помогли украсить площадку нашим стендом, помогли отрасли дать развёрнутую экспозицию возможностей "Росатома" и его организаций.

Какие планы у ОКБ "ГИДРОПРЕСС"? Какие изменения у вас произошли за год, разделяющий "Атомэкспо-2010" и "Атомэкспо-2009"?

Год получился хороший, боевой. Мы практически завершили разработку комплектного проекта по реакторной установке для АЭС-2006. Это полный набор документации, который входит в ведомость проекта, полностью определяет конструкцию реакторной установки и всех её компонентов.

Комплектный проект необходим для того, чтобы, с одной стороны, генеральный проектировщик использовал его для разработки строительных конструкций и проекта АЭС в целом, а с другой стороны, заводы были бы способны выполнить рабочую конструкторскую документацию и произвести изготовление компонентов реакторной установки.

Это комплектная разработка полного набора документов для генпроектировщика, для заводов-изготовителей, для надзорного органа, который оценивает безопасность. Это различного вида расчётные обоснования прочности, теплогидравлических характеристик, физических характеристик, анализов безопасности в полном объёме.

Вопрос по поводу будущего линии ВВЭР. В прошлом году много говорилось о том, не стоит ли вернуться к проекту ВВЭР-1500, или, может быть, напротив, начать разработку "половинки АЭС-2006" - реактора ВЭР-600. Есть ли продвижение в этом направлении?

В первый день форума на круглом столе №2 мы сделали специальное сообщение по возможным вариантам развития технологии ВВЭР, по всей линейке. Да, там были представлены и ВВЭР-600 как "половинка" ВВЭР-1200, а также и собственно ВВЭР-1200 в двух вариантах - четырёхпетлевой и двухпетлевой.

Новые проекты позволят повысить конкурентоспособность блоков с ВВЭР с точки зрения экономики. Мы говорим о сокращении строительных объёмов, сокращении металлоёмкости, стоимости и сроков строительства.

На основе двухпетлевой установки ВВЭР-1200 мы сможем получить в будущем ВВЭР-1800, если нарастим её до трёх петель. Такое предложение прозвучало в нашем докладе на "Атомэкспо".

Мы имеем в виду разворачивать работу по четвёртому поколению, ВВЭР-СКД. Чтобы не отставать от других стран, нам потребуется ближайшие десять лет потратить на НИР по новым материалам, по исследованию нового теплоносителя - воды со сверхкритическим давлением. Фактически, нам нужны новые теплогидравлические коды, новые корреляции и всё, что с этим связано.

Безусловно, материалы будут новые, так как повышенные параметры по температуре и давлению вызовут необходимость дополнительного обоснования либо усовершенствования имеющихся материалов, либо применения новых материалов.

Пожалуйста, несколько слов о проекте МИР-1200.

МИР-1200 - это новое международное название наших проектов последней генерации. Речь идет, прежде всего, о проекте АЭС-2006. Для того, чтобы с этим проектом выходить на площадку строительства блоков №3-4 АЭС "Темелин", был образован консорциум в составе "Skoda-JS", "Атомстройэкспорта" и ОКБ "ГИДРОПРЕСС".

Наименование МИР-1200 было предложено, чтобы дать новому проекту имя собственное и отличать его от АЭС-2006 для ленинградской площадки.

В чём будет заключаться разница между МИР-1200 и проектом для Ленинградской АЭС-2?

Специфика появится на стадии тендерных требований. Это неизбежно для любых экспортных проектов. Как правило, специфика диктуется особенностями площадки.

Приведу конкретный пример. Ленинградская АЭС-2 строится на берегу Балтийского моря, а АЭС "Темелин" расположена в глубине Европы. Там нет ни пруда-охладителя, ни большой реки, и там будет использование градирен. Это окажет существенное влияние на проект.

Поэтому для Темелина будет подготовлен свой проект, как вариант исполнения АЭС-2006, но учитывающий специфические требования чешского заказчика.

Рассматриваете ли Вы взаимодействие с чешскими предприятиями? Готовы ли чешские машиностроители воспринять нашу документацию?

Конечно, рассматриваем. И это один из конкурентных признаков нашего предложения - использовать именно локального поставщика. При принятии решения о победителе тендера чешская сторона взвесит все плюсы и минусы, и мы полагаем, что загрузка чешской промышленности станет немаловажным фактором, влияющим на окончательный выбор.

Какой проект предполагается для Турции?

Сегодня решение находится на стадии рассмотрения. Есть несколько вариантов, я не буду их все перечислять. Но основа - проект АЭС-2006.

А в каком исполнении? Тоже ленинградском?

Пока лидирует питерский проект. Но не исключён и вариант перехода либо на московский проект, либо на третий проект. Раскрывать эту тему пока что преждевременно, так как полным ходом идут переговоры и обсуждения.

По нашей готовности к работе, по готовности ОКБ "ГИДРОПРЕСС", могу сказать следующее. Если речь идёт об адаптации наших проектов для площадки Аккую, то сделать это можно очень быстро, если не появятся существенные специфические требования со стороны площадки, к примеру, изменение сейсмических исходных данных.

Спасибо, Сергей Борисович, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: ОКБ Гидропресс, Сергей Рыжов, Интервью


Другие новости:

РФ и Франция договорились сотрудничать

Россия и Франция намерены сотрудничать по быстрым реакторам с MOX-топливом.

На китайском экспериментальном реакторе CEFR начата загрузка топлива

Загрузка кассет в быстрый натриевый реактор стартовала 5 июня.

РФ и Украина подписали соглашение по Хмельницкой АЭС

По оценке "Росатома", для проведения работ потребуется 5-6 миллиардов долларов.

Герой дня

Анзьё Паскаль

Анзьё Паскаль: сравним результаты лет через десять

Основной выбор - оксид. Но мы также думаем о карбидном топливе. Не о нитриде! Я знаю, что в России ваши специалисты рассматривают нитридное топливо.



ИНТЕРВЬЮ

Марк Глинский

Марк Глинский
Приходится слышать об опасности разломов, из-за которых отходы могут якобы выйти на поверхность. Нефть существует миллионы лет, но ещё ни один геолог не нашёл нефть, которая лужами бы стояла на земле.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Примерно в полукилометре от станции Гудогай в сторону тянутся рельсы, которые множатся на несколько путей. Здесь строится пионерная база - логистический центр для обеспечения строительства АЭС.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100