Владимир Уручев: компенсации ЕС - это не компенсации

Электронное издание AtomInfo.Ru публикует текст интервью с депутатом Европарламента от болгарской партии ГЕРБ Владимиром УРУЧЕВЫМ. Интервью подготовлено информационным партнёром нашего издания газетой Козлодуй днес и публикуется с любезного разрешения главного редактора газеты госпожи Лилианы РАШКОВОЙ.


Владимир Уручев родился 1 октября 1954 году. Он - инженер теплоэнергетик и теплофизик. Окончил МЭИ по специальности "Ядерные станции и установки". Позднее получил диплом менеджера по организации бизнеса и управления в промышленной академии в городе Свиштов, Болгария.

Неоднократно принимал участие в международных и региональных курсах МАГАТЭ в области управления, безопасности и модернизации атомных электростанций в мире. Работал на блоках №№1-4 АЭС "Козлодуй", пройдя карьеру от оператора вспомогательных систем энергоблока до дежурного инженера станции.

С 2007 года евродепутат в Европарламенте в группе Европейской народной партии, избранный по списку партии ГЕРБ.

Еврокомпенсации за закрытие блоков АЭС "Козлодуй"

Каково Ваше мнение о компенсации от Евросоюза за закрытие малых блоков АЭС "Козлодуй" (блоков с реакторами ВВЭР-440)?

Эти 300 млн евро, выделенных на ближайшие 4 года, трудно назвать компенсацией. Я стараюсь избегать этого слова, потому что его используют противники атомной энергетики, которые утверждают - Болгария получила полную компенсацию за закрытие реакторов.

Деньги Евросоюза ни в коем случае не могут являться компенсацией, так как они не предназначены для создания замещающих мощностей. Их выделяют для оказания помощи Болгарии при выводе из эксплуатации остановленных блоков. Это необходимо, ведь закрытие блоков №№1-4 АЭС "Козлодуй" не планировалось заранее, и болгарское государство не могло заблаговременно подготовить соответствующие планы и финансовые ресурсы.

Более того, законодательством Болгарии ранее не предусматривалось обязательное выделение средств в счёт будущего закрытия атомных блоков. Теперь дело обстоит по-другому, и ещё до начала строительства каждого нового блока необходимо думать о том, как они будут закрываться.

Возвращаясь к европейской компенсации, должен сказать, что у нас предвидятся проблемы с получением выделенных средств. Как постановил совет Еврокомиссии, основной доклад по данному вопросу в Европарламенте сделает фракция зелёных. Это не какой-то преднамеренный шаг со стороны Европарламента, у них просто такова система распределения основных докладчиков по всем обсуждаемым вопросам.

Зелёные боролись и будут продолжать бороться против ядерной энергии. Я ожидаю от них, что они постараются добиться направления компенсационных денег для Болгарии в сферу обращения с РАО и ОЯТ.

Хорошо ли организован процесс утилизации РАО в Болгарии?

Обращение с радиоактивными отходами является самой большой проблемой ядерной энергетики в целом. В нашей стране этот процесс ещё организован до конца по различным причинам. Поэтому я не ответить, хорошо или нет.

До недавнего времени мы транспортировали ОЯТ на переработку в России, и нам предстоит забирать к себе отходы от переработки нашего выгоревшего топлива. Очевидно, что нам необходимо хранить ОЯТ в Болгарии. Очевидно, что нам нужно провести работу по строительству хранилища для высокоактивных отходов.

Как создавать такое хранилище?

На первом этапе нужно провести комплексные исследования. Характеристики этого типа отходов (высокоактивных) известны. Нужно учесть накопленный в мире опыт и подыскать подходящие геологические структуры в Болгарии.

Мы можем сделать временное хранилище для ОЯТ, строительство которого финансируется сейчас в рамках программы по снятию с эксплуатации малых блоков АЭС "Козлодуй". Такое сооружение будет в состоянии хранить ОЯТ в течение 100 лет.

Я не считаю, что 300 млн евро, выделяемых нам в порядке компенсации, могут быть освоены на нужды обращения РАО в ближайшие несколько лет. Это направление не является нашим приоритетом. Поэтому нужно убедить зелёных Евросоюза в том, что сейчас не время для резкого поворота.

Есть ещё одна тема, которая вызывает у меня обеспокоенность. В докладе для Европарламента может быть указано, что выделенная сумма станет последней по программе компенсации за закрытие блоков. Такие идеи уже высказываются в определённых кругах.

Будущее болгарской атомной энергетики

Что Вы думаете о седьмом блоке АЭС "Козлодуй"?

Позвольте мне сказать совершенно откровенно, что седьмой и потенциально восьмой блок АЭС "Козлодуй" - это будущее ядерной энергетики в Болгарии. На площадке имеется инфраструктура, которая с небольшой модернизацией может быть пригодна для различных типов блоков.

Я не понимаю, почему необходимо уничтожать, доводить до состояния "зелёной площадки" созданную и вполне работоспособную инфраструктуру. В любом случае, вывод из эксплуатации - длительный процесс, и Козлодуй останется ядерным объектом на десятилетия вперёд.

Я думаю, что по вопросу о строительстве "Козлодуя-7" можно добиться быстрого решения, и я уверен, что это будет разумно воспринято всем ядерным сообществом. Многие из моих коллег спрашивают меня - почему болгары решили строить новую АЭС в то время, как у них есть выводимые из эксплуатации блоки на другой площадке? Весь мир поступает так - выводит старые блоки и заменяет их новыми. Но мы, болгары, руководствуемся своей необъяснимой логикой.

Что происходит на АЭС "Белене"?

Государство приняло чёткое решение, что не сможет участвовать в этом проекте большими средствами. Можно переформулировать и по-другому - оно вообще не будет участвовать в проекте. Вклад Болгарии составит только то, что было вложено до настоящего момента.

Если найдутся инвесторы, то проект "Белене" будет иметь дальнейшее развитие. Я знаю, что процесс подбора инвесторов вскоре будет открыт.

С точки зрения рынка электроэнергии в Балканском регионе - такой рынок существует, и это означает, что инвесторы должны найтись. Другой вопрос, согласятся ли они вкладывать средства в проект, сделанный по русской технологии? Это политический момент, он очень серьёзный, и его нельзя недооценивать.

В Европе также умеют делать ядерные реакторы. Поэтому проекты наподобие АЭС "Белене", реализуемые фактически на бесконкурсной основе (условия конкурса по выбору генподрядчика для АЭС "Белене" включали обязательное требование по достройке блоков с реакторами ВВЭР) не слишком хорошо воспринимаются в политических кругах Европы. Нам придётся что-то делать с этим.

Я не могу сказать Вам, почему в своё время было решено строить АЭС "Белене". Возможно, тогдашние власти Болгарии надеялись, что сумеют сохранить малые блоки АЭС "Козлодуй".

Газ и другие вопросы энергетики

Какова ситуация с поставками газа?

Вопрос о газе более тревожный, поскольку Болгария полностью зависит только от русских газопроводов. Практически во всех странах бывшего советского блока всё зависит от России.

Если что-то происходит на российских коммуникациях, то мы все остаёмся без газа. Не говоря уже о политическом давлении - вспомните, как якобы из-за финансовых разногласий политическим решением перекрывались газопроводы. Никто не заботился о том, что мы (Болгария) при этом пострадаем, никто не говорил о компенсациях для нас, и так далее.

Что такое Болгария? Мы потребляем газ в размерах, наверное, одной сотой от общих объёмов поставок в Европу. Поэтому никто не задумывается над тем, пострадаем мы или нет, от газовых войн. Там конкурируют компании, чей годовой оборот больше нашего национального бюджета!

Я думаю, что нам следует налаживать связи с Грецией, Турцией и Румынией для альтернативных поставок газа.

В настоящее время обсуждается директива ЕС по безопасности поставок газа, согласно которой каждое государство союза должно быть обеспечено поставками газа в нормальных объёмах в течение двух-трёх месяцев при возникновении перебоев в системе снабжения, а именно, при прекращении поставок газа по самой крупной магистрали в период наивысшего потребления.

Это называется принцип "Семь минус один". То есть, если из семи источников подаётся газ, и поставки от одного из них прекращаются, страна обязана обеспечивать нормальное поступление газа к своим потребителям в течение указанного периода.

А что же Болгария? У нас ситуация, которая называется "Один минус один", то есть, мы буквально находимся на грани выживания.

Я надеюсь, что европейская директива будет принята в этом году, что приведёт к активизации работы по поддержанию связей с соседними странами.

Что ожидает Болгарию в ближайшем будущем в плане энергетики и не только?

То, что я считаю самым важным, и то, чего мы все ожидаем - выход из кризиса. В Европе есть много признаков грядущего роста экономики. У нас был небольшой рост, в декабре наблюдался небольшой провал. Но я могу сказать, что больше спадов не предвидится. Вот это самое важное для нашей страны сейчас.

Теперь многое зависит от того, чем займётся болгарское правительство. Будет ли оно вливать деньги в экономику для поддержки существующих или создания новых рабочих мест, что приведёт к серьёзному дефициту бюджета? Или оно сконцентрируется на обеспечении роста производства для сокращения сроков возврата вложенных в экономику денег, так, чтобы выдержать поставленную цель - дефицит бюджета на конец года не более 3%?

Мы ожидаем также получения средств от Евросоюза. Это реальные деньги, для которых есть полностью отлаженные механизмы. Я считаю, что организационные препятствия уже преодолены, и практически все программы были утверждены. Теперь нам предстоит проходить процедуры конкурсного отбора и быстро осваивать получаемые средства. Это поможет нам выти из кризиса, а наше население увидит смысл в нашем членстве в ЕС.

ИСТОЧНИК: Козлодуй днес // AtomInfo.Ru

ДАТА: 06.03.2010

Темы: Восточная Европа, Болгария, АЭС Козлодуй, АЭС Белене, Интервью


Rambler's Top100