Статьи

Быстрые - шаг вперёд к технологии вывода

Блок с БН-600 продлён до 2040 года

На Ленинградской АЭС завершились испытания ТУК для перевозок ОЯТ ВВЭР-1200

Китай - планы по гибридной станции

ЛАЭС-8 - залит первый бетон

Индия - Rajasthan-7 в сети

БФС-1 - физпуск критсборки для МОКС в ВВЭР-С

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек

Россия и Мьянма подписали МПС по АСММ

Ленинград-6 - начался монтаж статора генератора

Документы

Генсхема-2042 (утверждённый вариант)

Конференции

TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг

В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

В Димитровграде пройдёт молодёжная конференция специалистов предприятий Росатома и ФМБА России по развитию ядерных технологий

16-17 апреля 2025 года ОКБ ГИДРОПРЕСС проведёт XXV Международную конференцию молодых специалистов

В Москве отметили 125-летие со дня рождения Н.А.Доллежаля

Пресс-релизы

Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте

Памяти товарища - Красимир Христов

Более 10 заявок подали работники Физико-энергетического института для участия в отраслевой программе признания Человек года Росатома-2023

Новости ПО Старт

Новости ПО Старт

В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова

Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года

На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия

В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС

Временный городок строителей Якутской АСММ открыт

Болгарский ядерный сайт

Проблемы сциентификации техники и пути их решения в начале ХХI века

    Электронное издание AtomInfo.Ru всегда с удовольствием предоставляет слово коллегам из смежных отраслей, особенно когда они говорят об общих проблемах. Мы уже публиковали статью Алексея Ярцева Япония: брать пример или учиться на ошибках?. Теперь мы представляем читателям новую работу этого автора, посвящённую проблемам сциентификации техники.

    Алексей ЯРЦЕВ - тренер-консультант компании "Zeppelin Int".

Процесс сциентификации техники, вошедший в особенно активную стадию с 20-ых годов ХХ века, приобретает ряд специфических черт в начале XXI века. В основном это связано с ускорением процесса сциентификации техники, который стал возможен благодаря бурному развитию микропроцессорной техники с середины 80-ых годов и значительному улучшению средств коммуникации в научном и инженерном сообществах. Особенности протекания этого важного процесса и связанные с ними риски и возможности требуют подробного рассмотрения и принятия ряда ключевых решений.

На этапе с IX по XVII век, наиболее институализированной системой в обществе являлась религия. Именно из неё наука и черпает примеры социальной организации. Именно с её помощью популяризируется в обществе. Религия и наука сначала сращиваются после того как монахам разрешают заниматься наукой (а позже, в XI веке появляется и первый университет именно под эгидой церкви), а затем вступают в конфликт (свободные религиозные диспуты IX-X веков).

Именно религия сыграла большую роль в институализации науки: она была и примером для подражания, она же и стимулировала науку отвечать всем потребностям общества (устойчивость, стабильность, поиск основ бытия). Наука заняла место религии в европейской цивилизации, роль мировоззрения. В ходе этого наука отделяется от церкви и начинает уверенное движение к созданию собственного сильного социального института.

"С когнитивной точки зрения - это фаза, когда наука достигает своей автономии, означающей, что её основные темы описываются главным образом в соответствии с теоретическим рассмотрением" ([7] c.134). На этом этапе наиболее ярко проходит граница между наукой и техникой, что побудило многих исследователей и современников считать их независимыми друг от друга системами.

Сколимовски, например, считал: "Наука преследует цель увеличения нашего знания с помощью всё лучших теорий, техника же преследует цель создания новых артефактов с помощью изобретения средств повышения эффективности. Таким образом, в каждом из этих случаев цели и средства различны" ([6] c.371). На этом этапе такое мнение было весьма близко к истине: наука действительно ограничила круг своих интересов вопросами истинной сущности вещей, поиска знания о природных вещах и объяснения всех явлений, а техника продолжала создавать артефакты. Наука пользовалась логикой и аргументацией приобретёнными в диспутах с религией, а техника результатами опытов и эмпирическими наблюдениями.

    Сколимовски Х. - Американский философ польского происхождения.

"Уже на рубеже XVII столетия интерес к теории стал перевешивать интерес к исследованию, ориентированному на практические нужды даже в Королевском обществе и Академии наук, чьи уставы ставили условием поощрение торговли" ([7] c.111).

Однако наука также нацелена на решение проблем, а не только на их теоретическое рассмотрение. Человек, выбирая объект научного исследования, руководствовался личными интересами. Стараясь быть объективным, ученый абстрагируется от применимости результатов его труда, его исследований и выработанных им теорий, однако полный деантропоцентризм невозможен по определению: человек не может создать теорию, не относящуюся к человеку, не решающую его проблем и не затрагивающую его сферу интересов.

Аргументация разделения науки и техники строится на различиях побуждающих факторов в науке и технике. "Для социального изучения науки и познания вообще взаимодействие науки и техники является крайне важным. Но наука и техника - системы знания, которые концентрируют свое внимание на открытии законов природы или по крайней мере используют их. Они различны с точки зрения критериев, которые определяют выбор и формулировку проблем, описание основных тем и стратегий исследования" ([7] c.135).

Если научный поиск это поиск случайной возможности, возможности по сути, то есть потенции, в которой человек имеет место наблюдателя, но не объекта возможности, то технический поиск - поиск возможности антропоцентрированной, потенции "для человека". Отсюда различия между восприятием технического знания и научного.

"Несмотря на близость обеих отраслей (естествознания и техники - прим А.Ярцев), различные цели исследования влекли за собой новое отделение науки от техники. В то время как инженер проектировал технику и совершенствовал её функции, технически реализуя практические цели, ученый пытался понять, как она функционирует, и направлял свое внимание на теорию" ([7] c.111).

Известный американский историк техники М.Кранцберг в своей статье "Разобщённость науки-техники" полагал, что наука лишь использует технику как инструмент для получения нового знания. Он же придерживался той точки зрения, что наука вмешивается в развитие техники уничижительно мало, что её влияние никак нельзя назвать абсолютным. Д.Сахал считал, что сама техника развивается исключительно за счет эмпирического знания. И тот и другой стоят на крайней позиции, разделяющей науку и технику, которая односторонне описывает положение дел в период с XIX по XX век, а не общую картину взаимоотношений науки и техники.

На этапе с XVII до начала XX века наука и техника значительно разобщены и общаются опосредовано, подтверждая тем самым расхожие суждения этого времени о том, что это различные и автономные социальные системы.

"Техническое развитие в конце XIX века и в растущей степени в XX веке, вызванное капитализмом и войной, ведёт к расширению исследований и разработок в промышленности, к созданию независимых институтов по прикладным исследованиям и к сдвигу технического образования от обучения на рабочем месте к академическому" ([7] c.125). Нарастающий интерес к такой деятельности в указанный период обеспечил массированный приток кадров в технику.

С начала XX века достижения науки, её методология активно внедряются во все социальные институты. Причиной этого стал видимый "сдвиг интересов к таким нормам, как точность, недвусмысленность, универсальность и обобщенность" ([7] c.146). "Если в некоторых сферах, например связанных с двигателями, инженерная работа могла покоиться на теоретических основаниях, выработанных наукой в этом и предшествующих веках, то в других технический прогресс покоился на современных или самых последних научных открытиях, как, например, в случае с радио (Маркони,1895-1907) и с вентилем Флеминга (1904), которые были тесно связаны с работой Максвелла по электромагнетизму (1873). Другим примером является химия, где разработка периодической системы (Менделеев, 1871) и развитие основных теорий химических соединений (Кекуле,1858-1866) подготовили фундамент для того, что должно было стать первой отраслью промышленности, "основанной на науке" ([7] c.146).

"…Воспроизведение и объективация событий были уже установлены ремесленниками и инженерами; в связи с наукой, однако они в большей степени подвергаются спецификации и стандартизации. Это и есть то, что определяет развитие научных инструментов и процедур" ([7] c.113). Этот факт иллюстрирует процесс институализации техники, систематизации технического знания, организации технических институтов. Техническому знанию придаётся форма такая же, как и научному - с этим и связан подъём техники в XX веке.

Влияние, конечно, идёт в двустороннем порядке: возникает новая структура: "развитие научного знания достигает той точки, где его объяснительная и предсказательная сила может быть расширена на быстро растущее множество явлений; технические же явления достигают такой сложности, что их решение требует использования научных методов, особенно выработки теорий, основанных на математическом описании и систематических экспериментах" ([7] c.156). Таким образом, наука во взаимодействии науки и техники как социальных систем играла доминирующую роль до появления информационного общества. Это связано с недостаточным развитием системы образования и связанным с этим так называемым "коммуникационным лагом", когда научные знания, полученные одним поколением, транслировались в технику и реализовывались в технических достижениях только последующим поколением.

Явление сциентификации техники зародилось в конце XX столетия и после научно-технической революции в середине ХХ века приняло новый вид. Теперь это были два взаимосближающиеся сообщества. Важным фактором развития техники и науки является обмен опытом организационной работы. При участии научных кадров техника институализировалась и к началу XXI века приобрела вид типичный для науки. Появились общественные институты, а техническое образование отделилось от практики и приняло академический вид.

На современном этапе техника все решительнее занимает в общественном сознании то место, что в начале двадцатого века занимала наука, то место, что в XV-XVII веках в Европе занимала религия.

Общественное доверие и интерес к технике сегодня выше, чем к науке и это - специфическая черта отмечающая современный этап развития техники как рубежный.

"Становление технических наук связано с приданием инженерному знанию формы, аналогичной науке. В результате сформировались профессиональные общества, подобные научным, основаны научно-технические журналы, созданы исследовательские лаборатории, а математические теории и экспериментальные методы науки были приспособлены к техническим нуждам. Таким образом, инженеры в ХХ веке заимствовали из науки не просто результаты научных исследований, но также её методы и социальные институты. С помощью этих средств они смогли сами генерировать специфические, необходимые для их сообщества знания" ([1] c.153).

Само понятие постиндустриального общества определяется теоретиками постиндустриализма (Д.Белл) как общество, основанное на высоких технологиях, общество признавшее главным источником прогрессивного развития совершенствование методов и средств производства. Это даёт повод однозначно называть современное информационное общество техногенным.

    Д. Белл - американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Автор книги "Конец идеологии" (The End of Ideology, 1960), теоретик постиндустриального общества.

Проблема сциентификации техники, то есть прогрессирующего проникновения науки в технику, использование техникой все более наукоёмких решений, основывающихся на высоконаучных теоретических разработках в начале XXI века, становится перед обществом особенно остро. Что порождает некоторые весьма значительные риски: риски от недобросовестности использования научно-технических достижений, экологические риски, риски ответственности инженера за результаты своей интеллектуальной деятельности и риски связанные с возрастающим отставанием правовой базы от потребностей современного научно-технического общества.

Одной из отличительных черт постиндустриального общества можно назвать продолжающееся возрастание зависимости технического прогресса от науки. Современное общество технизировано и этот процесс будет продолжаться в том числе и в связи с прогнозируемым увеличением доли городского населения. Эти процессы сращивания человека и техники, города и техники, техники и науки, приводят к повышению ответственности научной элиты за жизнь общества. На сегодняшний день общество и мировоззрения меняются вместе с техническими прорывами (такими как Интернет, мобильная связь, высокоскоростной транспорт).

Сценарий появления и развития нанотехнологии ярко демонстрирует степень смешения науки и техники в начале XXI века. Дисциплина, находящаяся на стадии предваряющей практическую реализацию, открыто заявляется, как технология. Это говорит о социальном восприятии этого явления как единого целого, однако по-прежнему существует нанонаука и нанотехника. Что подтверждается в речи одного высокопоставленного российского чиновника, произнесенной на открытии "Руснанофорума-09", в которой он говорил, что в России есть нанонаука, но пока нет нанотехнологий: нет реализованных продуктов, промышленного производства.

Это говорит о факте смешивания науки и техники на многих уровнях. На уровне институтов, на уровне общественного сознания и на уровне практики. Взаимовлияние науки и техники возросло настолько, что проблемы научного кризиса ложатся на технику, а проблемы развития техники влияют на ход изменения научной картины мира.

В постиндустриальном обществе наука перешла от рассмотрения простых и саморегулирующихся систем к рассмотрению и анализу систем нового типа - саморазвивающихся систем. Это стало возможным благодаря синергетике и концепции универсального эволюционизма. Именно этот факт расширения и частичной смены интересов естественной науки меняет имидж науки в обществе.

    Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

    Универсальный эволюционизм - современная концепция естествознания, утверждающая применимость эволюционного принципа развития для любых систем.

Именно наука вкупе с техникой в начале XXI века занимает положение общепринятого мировоззрения. Отношение к науке в обществе, доверие оказываемое ей - беспрецедентно. Об этом могут свидетельствовать программы финансирования гибридных (между наукой и техникой) дисциплин, таких, как биомедицина, биотехнологии, экология, кибернетика, информатика, поиск альтернативных источников энергии. Об этом же говорит и престиж науки в обществе.

"Современная наука развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Её общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития" ([2] c.354).

С этим особым положением науки связан и переживаемый современной наукой глубокий кризис. Наводнение недобросовестными кадрами научных институтов, бюрократизация и коммерциализация научных и технических сообществ - реальные актуальные проблемы современной мировой науки.

Задача перед научным сообществом стоит непростая: необходимо выходить из кризиса, попутно решая важнейшие для общества вопросы. "В настоящее время техногенная цивилизация, развивающаяся как своеобразный антипод традиционных обществ, приблизилась к той "точке бифуркации", за которой может последовать её переход в новое качественное состояние. Какое направление эта система выберет, какой характер будет иметь её развитие - от этого зависит не только статус науки в обществе, но и само существование человечества" ([2] c.354).

Вопросы по решению экологических проблем, проблем связанных с недобросовестным использованием научных достижений (таких как атомная бомба и фашизм в прошлом), проблемы ответственности в техногенном обществе (такие как Чернобыльская катастрофа) - могут быть решены только наукой. Так как другого столь же престижного социального института в современном обществе просто нет.

Эти проблемы связаны во многом с определением положения человека создающего технику в современном мировоззрении. "Инженер - это не узкий технический специалист, решающий сугубо профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, являющейся основой жизни общества, и самим человеком" ([1] c.157). Творческая деятельность человека по изменению среды существования и самого себя по своей сложности уже вышла за рамки понимания последствий этой деятельности. Это и огромная возможность для современного человека, но и огромная ответственность.

Непростая ситуация усугубляется "нечеловеческой" сложностью технической деятельности. "Инженерная деятельность - это сложный комплекс изобретательской, конструкторской, проектировочной, технологической деятельности, обслуживающей разные сферы техники - машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т. д." ([1] c.169).

"…современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерного исследования, либо конструирования, либо организации производства и технологии изготовления технических систем" ([1] c.170). Эта проблема связана с пределом человеческих возможностей и рядом когнитивных ограничений, которые накладывает на нас сама сущность человеческого: человек не может слишком быстро обучать новым и новым аспектам деятельности - отсюда возникает разделение труда, человек так же не может понимать всё, чему его учат. К тому же человек не может обучаться настолько быстро, насколько этого требуют современные сложные технические системы - отсюда неизбежные ошибки и риски инженерной деятельности.

В.Г. Горохов отмечает ещё один аспект этой проблемы: "Расслоение инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной технической системы. Во-вторых, он все более и более удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить которому он прежде всего и призван" ([1] c.158).

В своей работе об инженерной деятельности В.Г. Горохов отмечает и позитивные факты, связанные с инженерной деятельностью: "Часто крупные инженеры одновременно сочетают в себе и изобретателя, и конструктора, и организатора производства" ([1] c.169). Однако такие случаи по-прежнему являются исключениями из правил.

При этом определить меру ответственности за научные изобретения до сих пор не представляется возможным. Невозможно просчитать ни социальные, ни экологические последствия большинства изобретений и открытий. Поэтому проблема ответственности инженерной деятельности в науке и технике до сих пор остается открытой.

На современном этапе сциентификации техники отмечается кризис науки. А при тесном взаимодействии и взаимопроникновении науки и техники, проблемы переживающей кризис науки не могут не переноситься на технику.

Если раньше между наукой и техникой существовал естественный барьер, который представлял собой ряд сложностей с технической реализацией идей, сложностей с завоеванием общественного признания, сложностей с попаданием в ряды учёных из-за плохо развитого образования (например Индия и Китай до четвертой четверти XX века), а также сложностей административно-бюрократического порядка, то сегодня эти барьеры перестают иметь столь существенное значение, что влечёт за собой существенное увеличение чувствительности жизни общества к происходящему в мире науки. Речь идёт о заметном изменении образа жизни и мировоззрений современного глобального человеческого сообщества.

Другая отличительная черта современного развития техники, простота реализации научных идей - это и великая возможность, и великий риск. С развитием информационного обмена и "сужением" пространства благодаря развитию транспорта и коммуникационных сетей, реализовать возникшую научную идею становится с каждым годом все проще.

"Сила нашей практической деятельности развёртывается быстрее, чем наша способность предвидения - такова дилемма ответственности в системотехнический век, характеризующийся сетью воздействий и динамическими изменениями, которым научные знания не во всех разветвлениях в состоянии следовать достаточно быстро" ([5] c.89). В связи с этим важной задачей остается передача полученных знаний последующим поколениям. Возрастающее значение имеют вопросы образования и расширения когнитивных способностей человека, потому что развитие технических систем идет по возрастающей с усложнением. Процесс сциентификации техники накладывает на процесс усложнения технических систем особый отпечаток: технические системы становятся все более и более наукаёмкими и требуют все большей и большей научной подготовки от инженеров, как развивающих эти системы, так и эксплуатирующих их.

Со вступлением общества в постиндустриальную фазу развития была практически преодолена проблема "коммуникационного лага". Если раньше от момента возникновения научной идеи до её реализации, она проходила множество опытов и долгий процесс общественного признания, то теперь стали возможными случаи, когда автору идеи достаточно убедить только спонсора реализации, а не всё заинтересованное сообщество.

То есть, раньше для внедрения технического решения необходимо было общественное одобрение и осознание "нужности", но теперь достаточно только денег на реализацию и рекламу. Что влечет за собой также и риски связанные с псевдонаучностью и потенциальной опасностью научных идей для общества, экологии и самого развития науки.

Примером корыстных и антигуманных реализаций может являться идея фашизма, основанная на псевдонаучных, псевдоантропологических наработках, которая привела к масштабным преступлениям против отдельных народов. Или реализация проекта атомной бомбы в середине прошлого столетия, когда руками нескольких десятков учёных и бригады пилотов были нанесены атомные удары по городам, населённым людьми. Таким образом, следует отметить, что любые засекреченные разработки, спонсируемые ограниченной группой лиц без огласки общественности - непредсказуемый риск для всего человечества.

Решением такой проблемы может стать открытость для СМИ и общественных организаций содержания научных проектов, повсеместная огласка научных разработок и рисков, с ними связанных. Демократизация науки, открытость и гласность в вопросах научных разработок может дать новый толчок к гуманизации науки, возвращению её важной моральной составляющей: поиску истины и поиску блага для человека.

"Традиционно техника и наука принимались, а часто и поныне принимаются за морально нейтральные. Вместе с тем их результаты и достижения могут применять как на добро, так и во зло человеку и обществу, и поэтому часто возникала проблема: что есть добро и что есть зло, что этично, а что неэтично" ([5] c.92). Однако в сегодняшнем мире уже нельзя называть науку и технику морально нейтральными. Как и любая человеческая деятельность, они имеют последствия, принимающие морально-этическую окраску. Проблема заключается в том, что невозможно предвидеть всего. А в системном мире последствия технической деятельности могут откликнуться в самых неожиданных местах. Однако существует возможность разработки матриц компетентности, а в след за ними и матриц ответственности за принятые решение, на основе которых можно будет регулировать ответственность инженеров и учёных, хотя бы на обозримых горизонтах предсказуемого.

Развитие техники породило ещё одну проблему: это проблема отставания правовой базы от техники. На глазах одного поколения людей сменяются технологии: ещё в 90-ые годы широкое распространение имела технология видеокассет (магнитная лента для передачи видеоизображений), затем её сменила технология лазерных дисков, позже технология юэсби-носителей (usb-data) и интернет. Однако развитие этих технологий, технологий передачи видео, аудио и прочей информации усугубляют с каждым годом проблему пиратства. Юридическая защита прав авторов с каждым годом ослабевает, а действенных мер борьбы со скачиванием новинок аудио- и киноиндустрии в сети интернет до сих пор не найдено. Соотношение легальных продаж через интернет по отношению к пиратским скачиваниям в этой сети в 2009 году составило 1 к 20. Это говорит о необходимости изменения подхода к этой проблеме и пересмотра взглядов на авторские права. Одно из возможных решений - это полный отказ от прав на нематериальную собственность. Пропагандирующие такое решение правозащитники уже создали свою партию в Швеции и прошли в парламент Евросоюза.

Интернет, как ярчайшее социально-техническое явление нашего времени, вообще существует вне правовой базы. Закон не регулирует ни доступ в эту сеть, ни доступ к ресурсам, ни свободу слова, ни, как уже говорилось ранее, права собственности. Доступ в сеть даже для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, ограничивается только техническими трудностями, но не законодательно. Так же выглядит ситуация и с правовым регулированием индустрии мобильной связи.

Ещё одной заслуживающей внимания опасностью современного этапа сциентификации техники является узкопрофильность современных ученых. Становление науки в XXI веке как массового социального института, ежегодно привлекающего в свои ряды массу молодых учёных по всему свету, ставит перед наукой проблему этического и морального воспитания своих кадров. Кризис современной науки, который сопровождается утратой чувства истины в науке, процессом коммерциализации научной деятельности и появлением "лишних" людей в науке (заинтересованных лишь в научных степенях и карьерных продвижениях, вместо истинно научных достижений) сказывается на потенциале развития техники.

Решением этой отдельно взятой проблемы не может быть простая административная реформа, так как по оценкам представителей научно-философского сообщества уже сегодня многие посты занимают люди "остепенившиеся" нелегально, то есть за деньги. Такой возможностью в 90-ые к сожалению воспользовались многие. И сегодня необходима глубокая тщательная ротация кадров научного сообщества России.

"Отдельно взятая личность может лишь pro forma, то есть формально, как публично, так и политически, нести ответственность за крупный технологический проект. Какая же польза из того, что личность, скажем, в качестве директора атомной электростанции, после крупной по масштабам катастрофы уйдет в отставку? В настоящее время чисто формальное взятие на себя ответственности уже явно недостаточно" ([5] c.145).

"Разработка этики для институтов, других научных или технических коллективов настоятельно необходима, особенно в тех условиях, при которых не все проблемы ответственности могут быть введены в правовые рамки. Ибо это было бы, с одной стороны ограничением, что препятствовало бы продуктивности исследований и исследовательской свободе" ([9] c.147).

Высказываются опасения и по поводу того, что наука становится производителем информации, а не знаний. "Речь идет о возрождении под видом новых научных направлений различного рода псевдонаучных, эзотерических знаний, а зачастую просто шарлатанства. Пропагандируемые средствами массовой информации, они создают особые состояния массового сознания, разрушая его рациональную составляющую, порождая различного типа нереализуемые ожидания, направления и конфликты" ([3] c.376), что не может не вредить имиджу науки, а значит и перспективам её развития. И это одна из серьёзных опасностей для развития науки и техники.

Возрождение и перерождение всякого рода мистических, эзотерических и прочих "наук" является следствием популярности научного способа познания в современном обществе. Это явные попытки спекуляции на имидже современной науки как массового общепринятого и авторитетного мировоззрения.

"Само по себе вненаучное знание, выражающее различные формы человеческого опыта, не является опасностью для науки. Наука может взаимодействовать с этими знаниями, может анализировать их своими средствами. Что же касается псевдонауки, то она мешает научному исследованию, она вроде вируса, который чужд науке, но маскируется под неё и, внедряясь в науку, может привести к опасным деформациям её исследовательской деятельности" ([3] c.376).

Сегодня появляется необходимость ограничить приток "лишних людей" в науку и контролировать появление в СМИ отчётов об исследованиях, проводимых непрофессионалами в своей области. С другой стороны, накладывание формальных рамок на научную деятельность учёных приводит к тому, что молодые учёные не могут заявить о своем открытии, если оно касается не его профилирующей области. К тому же резкое ограничение поля проблем для каждой области научного знания может привести к снижению творческой активности ученых.

Однако надо попытаться не только наметить пути решения, но и попытаться взглянуть в суть этого явления. Популярность ненауки, псевдонауки и прочих эзотерических учений не случайна. "Это связано с особым статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену традиционалистским обществам. Наука активно участвует в формировании мировоззрения людей современного общества, а её нормативные структуры, способы доказательства и её знания выступают как основа принятия решений в самых различных областях деятельности" ([3] c.376).

"Люди, занимающиеся наукой, выпадают из индустрии развлечений, поэтому наука не считается ныне привлекательной. Западные социологи констатируют, что люди сейчас не стремятся в науку, что статус её значительно упал по сравнению с тем, каким он был даже в начале ХХ века. Хотя в науку ещё верят. Но больше верят в технологии. К ним относятся с благоговением" ([3] c.380). Таким образом, можно сказать, что имеется ясный тренд к изменению статуса технологии, как нового мировоззрения. То есть нам предстоит наблюдать замену главенствующего места в мировоззрении общественности науки на технику.

Эффективным решением проблем сциентицикации техники может являться ужесточение административного контроля. Простое ужесточение законов, стандартов и технических регламентов, вложение сил в укрепление кадрового состава институтов стандартизации не ведет к решению проблемы. Так как сегодня ужесточение законов и стандартов ведет только к увеличению числа поборов и взяток.

Замечательно в этой связи, что у лженауки уже появляется конкурент - ненаука. Ненаука отличается, в первую очередь, тем, что в отличие от лженауки не пропагандирует искаженного взгляда на истину, а оттягивает деятельность инженеров на "мёртворожденные" проекты. Правительство Великобритании потратило 3 года и 300 тысяч фунтов на то, чтобы узнать любят ли утки дождь. А технологическая халатность конструкторов баллистической ракеты "Булава" обошлась Российскому правительству в 1 миллиард долларов. Эти и подобные растраты не могут не влиять негативно на экономики современных государств.

    Ненаука - признаётся научным сообществом, но не несёт никакой полезности. Особенно распространена в гуманитарных сферах.

В этой связи любопытно мнение одного из учёных-аналитиков научного процесса Дж. Холтона: "Открытое разоблачение лженауки в СМИ - это важно, но не решает проблемы. А решает её отлаженная система образования, основанная на преподавании фундаментальных наук" ([4]).

Россия в этом вопросе значительно отстаёт в виду по-настоящему больших проблем, вязанных с коррупцией, естественным старением сообществ, оттоком кадров из-за эмиграции, бюрократизацией и низким качеством образовательных программ.

Это влечёт за собой риски расслоения и отдаления научного и технического сообществ и, следовательно, значительного отставания отечественного общества в мировом процессе сциентификации техники.

В связи с этим необходимо разработать программу стимулирования деятельности организаций, занимающихся организационным и процессным консультированием научно-исследовательских центров, инженерных сообществ и с их помощью постоянно улучшать качество взаимодействия научных и технических сообществ.

Ещё в середине XX века американский социолог Д.Белл предсказывал ориентацию на появление средств контроля над технологией и технологическими оценками деятельности и выработку нового процесса принятия решений, создание "новой интеллектуальной технологии".

Решение же двух других проблем, связанных с администрированием и контролем научно-технической деятельности, лежит в области политических и экономических средств контроля. Уже сегодня увеличение привлекательности научно-технических проектов стимулирует участие в них крупного бизнеса. А инвестирование в проекты влечет за собой контроль за инвестициями, что благоприятно сказывается на дисциплине внутри научно-технических сообществ. Привлечение бизнеса и экономических способов регулирования деятельности может стать действительно эффективным путем решения проблем коррупции, бюрократизации и безответственности в науке.

В России уже имеется положительный пример качественного администрирования научно-технических проектов. Госкорпорация "Роснано" имеет к осени 2009 года 22 высокотехнологичных экономических проекта. Среди них проекты в инструментальной отрасли, в которой благодаря конкретному набору решений (технология, инвестиции, производственные площади) обнаружены перспективы по качественному изменению отечественной металлообработки.

"Роснано" начинает также формировать некоторые отрасли с нуля. Например, отрасль солнечной энергетики. Это можно считать положительным примером конкретного решения проблемы экологии, которая является одной из трех ключевых проблем начала XXI века в науке.

Таких успехов удалось достичь только благодаря жёсткому подходу к отбору спонсируемых проектов. В первую очередь оценивалось соответствие представленного научно-технического проекта заявленной приставке нано-, то есть собственно действительно ли этот проект связан непосредственно с манипуляциями частицами на нано-уровне. Во вторую очередь оценивалась экономическая рентабельность предлагаемого проекта, то есть нужен ли этот проект стране, может ли он приносить конкретную пользу обществу и экономике, стоит ли он денег необходимых на его реализацию.

Безусловно, нанотехнологии - не единственные необходимые современному российскому обществу, однако опыт работы на стыке науки, техники, государства и экономики интересен.

Итак, возвращаясь к проблемам современного этапа сциентицикации нельзя не отметить, что наиболее общие из них складываются из второстепенныхю

  1. Недобросовестность использования научно-технических достижений имеет исходные проблемы:
    • коррупция;
    • злой умысел высокопоставленных лиц, как в научной среде, так и в политической;
    • "лишние" люди в науке и, следовательно, ненаука.
  2. Экологическая небезопасность достижений науки связана с одной проблемой: несовершенством технологий, которое в свою очередь появляется из недостаточного уровня предсказательной функции в науке.
  3. Проблема ответственности в инженерной деятельности вытекает из таких проблем как:
    • когнитивные сложности в образовании;
    • ежегодное усложнение образовательных программ;
    • упрощение реализации технических систем;
    • сниженный административный контроль за научно-техническими проектами.
  4. Проблема отставания правовой базы напрямую связана с пробелами в осмыслении современного положения техники в жизни общества.

Все вышеуказанные проблемы нуждаются в повышенном внимании общества. Решения этих проблем требуют участия различных социальных институтов, в том числе немаловажную роль предстоит сыграть представителям философии науки и философии техники. Привлечение специалистов этих дисциплин к решению технологических проблем и обсуждению возможных последствий принимаемых техногенных решений поможет значительно упростить и сгладить процесс сциентификации техники в ХХI веке.

Список источников

  1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.
  2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. 2008.
  3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. 2008.
  4. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.
  5. Ленк. Х. Размышления о современной технике. М. 1996.
  6. Skolimowski ff. The Structure of Thinking in Technology. In: Technology and Culture, 1966.
  7. Бёме, ванн ден Даале, Крон. Сциентификация техники.

ИСТОЧНИК: Алексей Ярцев

ДАТА: 31.10.2009

Темы: Наука

Вестингауз - напоминание про AP-1000
Компания Westinghouse ведёт активную лоббистскую работу с американскими законодателями и чиновниками с целью напомнить о своём проекте AP-1000.
В Соединённых Штатах до сих пор построено всего два блока с такими реакторами (Vogtle-3/4, Вогл- 3/4), причём строительство проходило с большими задержками и перерасходами.
А вот в Китае этот проект получил признание и успешно реализуется на серийной основе, хотя и в локализованном формате CAP-1000.
Рассчитывая получить новые заказы на энергоблоки с AP-1000 на волне очередного всплеска интереса к атомной энергетике в США, топ-менеджеры Westinghouse и представители более чем 30 компаний-поставщиков провели в Вашингтоне свыше 80 встреч с законодателями и чиновниками.
Издание E&E Daily цитирует Дэна Липмана, отвечающего в Westinghouse за направление энергетических систем...


Эксперты Шанхайского офиса ВАО АЭС подтвердили готовность Кольской АЭС к партнёрской проверке

На Калининской АЭС был организован техтур для участниц стипендиальной программы МАГАТЭ

Россия и Кыргызстан будут готовить специалистов по ядерной медицине

Мелитопольский университет будет готовить кадры для ЗАЭС

Гана определилась с потенциальными поставщиками для первых АЭС

Третий блок Курской АЭС остановлен на ППР

Первый блок Кольской АЭС включён в сеть после ППР

Вестингауз хотел бы поставлять топливо на АЭС Пакш-2 - чиновник США

Новости ПО Старт

Правительство Фиджи хочет купить микрореактор для океанского судна

Комплекс по опреснению морской воды начал работу на площадке АЭС Аккую

На Ленинградской АЭС завершились испытания ТУК для перевозок ОЯТ ВВЭР-1200

В Белоруссии новый министр энергетики

Правительство ЮАР выделило 66 млн долларов на нужды строительства нового исследовательского реактора

Стартап Marvel Fusion привлёк новые инвестиции

CNNC провела совещание с китайскими банками по проекту первой очереди АЭС Xuwei

Монтаж секций стальных контейнментов продолжается на двух блоках АЭС Zhangzhou

Замена парогенератора на шестом блоке АЭС Козлодуй не является целесообразной - станция

Глава Росатома и врио губернатора Курской области обсудили сотрудничество на 2025-2027 годы

Хранилище дизтоплива проверили на Запорожской АЭС


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту:


      Р вЂ™Р’В© AtomInfo.Ru – независимый атомный информационно-аналитический сайт, 2006-2025.
      Р В Р Р‹Р В Р вЂ Р В РЎвЂ˜Р В РўвЂ˜Р В Р’µРЎвЂљР ВµР В»РЎРЉРЎРѓРЎвЂљР Р†Р С• Р С• регистрации СМИ Р В Р’В­Р В Р’В» №ФС77-30792.
      ATOMINFO™ - зарегистрированный товарный знак.
      Р В Р’˜РЎРѓР С—ользование Р С‘ перепечатка материалов допускается РїСЂРё указании ссылки Р Р…Р В° источник.