Япония: брать пример или учиться на ошибках?

В условиях разразившегося мирового экономического и банковского кризиса и снижения роли США в мировой политике мировое сообщество остро нуждается в новом лидере, чьё появление сможет гарантировать стабилизацию сложившейся ситуации и предопределить глобальные изменения, предстоящие в будущем.

В связи с успехами японской банковской системы и подхода к решению экономических проблем взоры многих аналитиков обратились туда, откуда приходит новый день - на страну восходящего солнца.

Все успехи Японии в постиндустриальную эпоху были связаны с двумя отличительными чертами японской нации, которые в её культурном пространстве возведены в абсолют - это дисциплина и мотивированность.

Эти социальные качества прививались гражданам страны многие века: не секрет, что, например, за воровство в древней Японии закапывали живьём весь род преступника. Подобная жестокость правителей того времени, устанавливавших столь жесткие законы в отношении преступлений против человека, его собственности, а затем весьма жесткие законы в отношении трудовой дисциплины выработали в этой нации очень стойкую дисциплину.

В детском возрасте ребенку позволяют все. Часто можно услышать о том, что родители балуют своих детей или даже уделяют им мало времени, однако, когда ребенок идет в школу,- всё меняется. В Японии говорят: "Гражданина воспитывают не родители, гражданина воспитывает общество". Именно со школьного возраста в японца закладывают высокую личную ответственность за будущее, уважение к старшим, железную дисциплину.

В японском обществе принято много работать. Трудоголизм у них в крови и не работать, особенно в молодом возрасте, для японца - нонсенс. Дело в том, что молодые годы отведены обществом для становления в карьере, достижения результатов в профессиональной деятельности. Широко распространено подписание долгосрочных контрактов с работодателем, - таким образом, японец чаще всего связывает свою трудовую деятельность с одним предприятием, не растрачивая ресурсы на поиск более выгодного места и смену работы. И только после выхода на пенсию он предоставлен самому себе. И это время наиболее финансово благополучно, так как пенсия позволяет усердно трудившемуся гражданину Японии путешествовать по миру без денежных затруднений. А именно уверенность в своем будущем даёт такую высокую заинтересованность выкладываться на рабочем месте. Именно убежденность, что усилия окупятся сторицей, мотивируют японца тратить молодые годы жизни на службу в японских корпорациях.

Надо сказать, что корпорации и японское правительство весьма заинтересованы в высокой мотивированности именно молодого населения. Дело в том, что в Японии сегодня имеет место демографическая тенденция, характерная для большинства развитых стран: падение рождаемости и "старение" нации. Граждан, вышедших на пенсию, с каждым годом всё больше и больше, а молодых трудящихся всё меньше - в связи с чем, соответственно необходимо создавать условия, при которых уменьшающееся количество трудящихся могло бы создавать материальных ценностей в достаточном количестве для обеспечения обязательств правительства по пенсионным выплатам для пенсионеров.

В эпоху зрелого "потребительского" капитализма японское общество сложилось таким образом, что работа в корпорациях, обслуживающих потребности "глобального потребителя", сочетается у граждан страны с активным участием в жизни того самого "глобального потребителя" в свободное от работы время: вечером и по выходным. В современной России такое явление пока можно наблюдать только в крупных городах, таких как Москва, в которых потребители занимают место главных экономических игроков - и являются локомотивом экономического, социального, культурного и политического развития города.

Корпоративная и промышленная культура Японии находятся на высочайшем уровне в мире. Подход к управлению качеством на производстве "Кайдзен" - широко распространен в Азии и Америке. Сегодня это уже не просто подход - это новая философия производства. А применение этого подхода в области управления персоналом позволило подняться японской корпоративной культуре на высочяйший уровень. Уровень и упорядоченность взаимоотношений в японских корпорациях можно сравнить с упорядоченностью обращений в микропроцессорной технике.

Именно стремительное проникновение научно-технического прогресса в жизнь социума и расцвет материальной культуры привели японское общество к культурному шоку. Социальная рефлексия, проявляющаяся в японском кинематографе и очень популярной в обществе мультипликации, нередко затрагивают вопросы "сращивания" техники и человека, проблемы одиночества человека, его киборгизации и отчуждения от природы. В кинокартинах нередко рисуются апокалипсические перспективы противостояния машин и человека, а так же драма опустошения получеловека-полуробота, неприятие его обществом.

Уже сегодня каждый, кто бывал в японских мегаполисах, таких как Токио, Йокогама или Осака замечал, насколько их городские пейзажи напоминают пейзажи из кинофильмов про будущее. Города, наполнены техникой, соединенной между собой, встроенной всюду. Создается ощущение, что находишься внутри некоего технического макрообъекта - мегаполиса.

С приходом новой техники происходит переворот во всех сферах жизни - так уже было не раз: ткацкий станок, электричество и паровая машина изменяли мир вокруг себя до неузнаваемости. В своих работах Карл Маркс писал, что техника производит не только материальные блага, но и общественные условия жизни, но и духовные представления о действительности.

Японское общество же находится на передовой этого производства новых духовных представлений и формаций жизни и в связи с этим испытывает кризис культуры: в конце XX века в образе жизни японцев произошли огромные изменения, за которыми культурная политика явно не успевала. Результатом этого стал "культурный голод" в обществе.

Провозглашенные в XX веке принципы гуманизма неоднократно были попраны в ходе Второй Мировой войны и правительством Японии того времени, однако дисциплинированность и деликатность в вопросах личного пространства человека позволяет сегодня японскому обществу демонстрировать показательную заботу о гражданах от малолетнего возраста до пенсионного. Эта забота проявляется в повседневной жизни, но исходит она безусловно из вовремя сделанных правильных решений: из принятых законов ограничивающих и обязывающих корпорации действовать в интересах потребителя, а не в интересах увеличения чистой прибыли. Японское правительство тщательнейшим образом исследует возможные антигуманные тенденции общественных изменений. Особенно подробному рассмотрению подвергают инициативы корпораций в области IT и экономики.

Японии удалось преодолеть периоды корпоративных войн и экономического неравенства именно за счет вмешательства правительства в "свободный рынок". Зоны влияния на рынке между компаниями разделены неофициально, однако разделение это регулирует государство.

Справедливости ради нужно сказать, что искоренить коррупцию в японском правительстве до сих пор не удалось. Последняя перестановка в правительстве в сентябре 2008 года была сделана именно из-за очередного скандала со взятничеством. Жертвой скандала тогда пал премьер-министр Японии.

Несмотря на это, Японии в конце XX и начале XXI веков удалось достигнуть внушительных результатов и занять лидирующие позиции в мире в областях технологии, экономики, гуманизма.

Станет ли Япония тем лидером, которого так ждёт мировое сообщество? Несмотря на успехи - вероятнее всего нет. Главной причиной тому является культурная замкнутость японской нации. Обратим внимание на следующие яркие "метки", сигнализирующие о закрытости Японии.

На четырех самых крупных островах архипелага, на котором расположено японское государство, проживает сегодня 130 миллионов японцев. Для сравнения, в самой большой по территории стране в мире, в России, сегодня проживает 144 миллиона жителей. Несмотря на очевидную тесноту уровень эмиграции из Японии очень низок. Японцы живут в Бразилии и США, но численность японцев-резидентов других стран не превышает 3 миллионов человек (по данным консульства Японии). Эта цифра значительно уступает количеству эмигрантов из других перенаселенных стран, таких как Китай, Нигерия, Мексика. Во многом это связано со стереотипами японского общества, которые очень сложно сломать. Везде, где есть японские эмигранты, они объединяются в сообщества и пытаются сохранить национальную культуру, которая устарела в том числе и по мнению самих японцев.

В современном мире Япония как культурный бренд весьма популярна, однако символами японской культуры во всем мире являются образы культуры древней Японии: кимано, бумажные веера, бамбуковые зонтики - всё это относится к деталям быта Японии XIX века. Учитывая те поистине глобальные изменения, которые произошли в жизни общества и тот рывок, который совершила Япония в технологии и экономике, отставание культурной экспансии на лицо.

В связи с ростом глобализации японское общество как ни одно другое нуждается в новой, многосторонней и открытой политике, основанной на принципах плюрализма и мультикультуризма. В мире нуждаются в их мировоззрении, в их бытовом обустройстве пространства мегаполисов, но процесс рефлексии в самой стране восходящего солнца идёт несоответствующими темпами.

Несмотря на трудолюбие и ответственность, с которой японцы подходят к выполнению своих обязанностей, японское общество, по мнению многих наблюдателей, очень инфантильно. Проявляется это в чрезмерной увлеченности фантазийными персонажами молодежной культуры, тотемизации некоторых брендов модной молодежной одежды, увлеченности коллекционированием игрушек, фигурок и так далее.

Японское общество порой создает впечатление огромного муравейника детей, где каждый рядовой член общества понятия не имеет о его устройстве, но зато четко выполняет свою задачу, беспрекословно слушаясь формального вышестоящего руководителя. В автобусе все выполняют команды водителя, в метро - старшего по станции, в поездке - экскурсовода.

Авторитет людей в форме в Японии очень высок, а форму носят все служащие. Это говорит о связи между самостоятельностью и зрелостью личности и его способностью подчиняться служащему выполняющему свою работу.

Однако это же явление является и бичом современной Японии. Проблемы с креативным мышлением для японцев стали главными в XXI. Страна с огромным технологическим потенциалом не производит нового знания в достаточном количестве для качественного развития техники.

Подобный пример показателен и может являться хорошим уроком для рассмотрения взаимоотношения науки и техники. Увлеченные перекупкой идей, перекупкой результатов исследований естественной науки японцы создавали одну за другой оригинальные технологии, которые изменили условия жизни целой нации бесповоротно, однако приятия и взаимопонимания между технологией и обществом не произошло. Японцы и по сей день считают проникновение в их жизнь все новых и новых технологических новинок навязчивым и агрессивным. К тому же качественного скачка в развитии техники так и не произошло.

Если сравнивать развитие техники с эволюционными процессами, то в Японии, по сути дела, произошло заполнение экологической ниши. Существующий вид техники, созданный европейско-американской наукой, заполнил благоприятное для себя пространство, подобно открытию кроликами Австралии. Кролики быстро заполнили всю среду обитания и стали опасны для неё.

Этот пример показывает тупиковость одностороннего подхода к развитию техники. Отсутствие эволюционной составляющей техники, а именно фундаментальной науки привело к тому, что в Японии наблюдается лишь количественный рост техники и её сращивания с обществом, но отсутствуют качественные изменения, принципиальные открытия, эволюция.

Прослеживается связь между инфантилизмом, присущим большинству граждан и креативностью, а, следовательно, и способностью к науке. Отягощенная сложностью коммуникации с представителями других культур и долгосрочной стагнацией экономики японская нация переживает пусть не острый, но глубокий кризис. Наблюдается заметный рост бытового насилия в городах. На этом фоне ситуация кажется зашедшей в тупик.

Выделим основные проблемы Японии сегодня:

Япония сегодня - это страна, далеко шагнувшая вперед, в двадцать первый век, но и страна, в некотором роде отстранившаяся в культурном плане от остального мира. Именно это отчуждение японское общество сильно ощущает сегодня. Для всего мирового сообщества это хороший пример для рассмотрения грядущих изменений и связанных с ними проблем. Проблемы, с которыми столкнулась в последние двадцать лет Япония, безусловно ожидают весь цивилизованный мир. Отыскав решения этих проблем, мировое сообщество сможет не только помочь японскому обществу выйти из кризиса, но и наметить пути подготовки к грядущим переменам.

Сегодня необходимо взглянуть на Японию с позиций эволюции техники, потому что взглянуть на Японию сегодня означает: заглянуть в вероятное будущее нашей планеты. Что же нас ожидает? Продолжение увеличение числа технических устройств в бытовой жизни, возникновение коммунальных информационных сетей охватывающих крупные мегаполисы. К каким проблемам стоит готовиться? Необходимо предотвратить кризис перенаселения, кризис креативности, подготовить культуру к перерождению в новой ипостаси, к принятию техники как части человека, подготовиться преодолению тотального отчуждения человека от природы.

Завтрашний день человечества - это техника, ворвавшаяся в каждодневную жизнь и отделившая человека от природы. Техника словно становится между человеком и природой, разделяя их. От того, как будет подготовлено к этому общество, зависит многое. Либо мы сможем принять эту эволюционную неизбежность, осознавая, что мы не принадлежим сами себе и изменения настолько неизбежны, насколько мы раньше даже не могли себе представить: изменения заложены в самом изменяющемся объекте, то есть в самой сущности человека, в самой природе. И, приняв, изменения вступить в новый ещё более благополучный и комфортный век, век техники. Либо мы повторим ошибки японского общества и будем наблюдать за происходящим с полным драматизма взглядом на мир: видеть картины поглощения человека техникой, "обездушивания" природы, духовную смерть общества.

Задача творческой и научной элиты в такой ситуации готовить общество к переменам, для того чтобы при "взлёте" человечества к новым вершинам самоэволюции, у "пассажиров" не возникло рвотных позывов.

ИСТОЧНИК: Алексей Ярцев

ДАТА: 21.03.2009

Темы: Азия, Япония


Rambler's Top100