Что читали этим летом

Иногда кажется, что летом жизнь целых отраслей замирает. Особенно, если следишь за ними по сообщениям СМИ. В случае ядерной отрасли - это почти правило. Новости о деловой ядерной жизни: о новых глобальных соглашениях, проектах, тендерах, - начинают затухать в июне, а к июлю переходят на уровень вялых слухов.

Тем ярче кажутся любые позитивные события, заставляющие вспомнить о ядерной отрасли и неспециалистов. Событием, которое привлекло незанятое иным внимание этим летом, оказалось заседание 22 июля комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором много говорили о ядерных технологиях.

Выездное заседание комиссии с участием президента РФ состоялось в Сарове (да что уж там, в Арзамасе-16!), в стенах РФЯЦ-ВНИИЭФ, и было посвящено обсуждению, по сути, двух тем из списка Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации - энергетике (ядерной) и энергосбережению, а также информационно-телекоммуникационным системам (а именно суперкомпьютерам). Темы, уровень выступавших и отсутствие других поводов заставили присмотреться к событию.

Чтение отчёта о заседании комиссии - это само по себе занятие интересное. Меня лично по-настоящему впечатлило умение выступающих легко и логично связать данные о росте народонаселения Китая и сведения об энергии, которую может быть можно добыть из мезона, с необходимостью многомиллиардных бюджетов на исследование и разработки. Однако именно содержательная сторона выступлений участников совещания делает отчёт интересным для людей, интересующихся развитием ядерных технологий в России.

Выступление президента РФ Д.А.Медведева обрисовало трёхэтапный план развития ядерной энергетики в России: сегодня - оптимизированные тепловые реакторы ВВЭР; завтра - реакторы на быстрых нейтронах и замкнутый топливный цикл; послезавтра - управляемый термоядерный синтез.

Путь понятный и очевидный, именно о такой последовательности развития говорят студентам университетские профессора уже лет сорок. Президент добавил приятной конкретики - до 2012 года на целевую программу "Ядерные энерготехнологии нового поколения" выделяется 120 млрд. рублей. Впрочем, это для ядерщиков деньги известные, считанные, о них было известно и год назад, и планы на них уже построены. Но хорошо же, что программа эта не пропала.

Конкретика по планам развития ядерных технологий в России, достойная ещё более внимательного изучения, содержалась в докладе главы Росатома С.В.Кириенко. Так получается, что при всем разнообразии источников, включая официальные, уследить за изменяющимися планами удается не всегда. В этот раз С.В.Кириенко тоже говорил о корректировке планов из-за кризисного снижения потребления электроэнергии. Но всё же некоторые абсолютные цифры и сроки были озвучены.

Итак, на первом этапе будут построены 26 энергоблоков ВВЭР, при этом к 2012 году - трепещите, конструкторы и разработчики! - должен быть закончен проект оптимизированного ВВЭР, который станет главным коммерческим продуктом Росатома. По-видимому, речь идет о реакторе линии АЭС-2006, АЭС-2009, мощностью около 1200 МВт. Детали в докладе не приводились, но раз тип определён, то за подробностями лучше обращаться к главному конструктору.

Увы, в глобальном докладе не нашлось места реакторам малой и средней мощности, в том числе ПАТЭС, ВБЭР-300 и т.п., которые переживают возрождение интереса во всём мире, хотя при этом и критикуются немало. Ещё недавно ПАТЭС была одной из любимых тем Росатома, но и её отсутствие в докладе, конечно, еще ничего не значит.

Зато было упомянуто о другом любимом детище - о 6D-проектировании. Не зная подробностей, могу предположить, что к известному пространству-времени добавлены еще две размерности - деньги и человеческие ресурсы. Интересно, может из-за того, что физики пренебрегают деньгами как физической размерностью, никак не ладится с Теорией Всего?

Важные слова были сказаны об этапе, именуемом новой технологической платформой. Это быстрые реакторы и замкнутый топливный цикл. Причем до 2014 года - это только БН-800 и НИОКР. К сожалению, С.В.Кириенко подтвердил, что пуск БН-800 на Белоярской АЭС произойдет не раньше 2014 года, вот он - сдвиг вправо на два года - в действии. Более поздние заявления о 2013 годе пуска обставлены столькими если, что можно их не принимать во внимание, увы...

С другой стороны, был обещан к 2014 году и завод по производству MOX-топлива, о котором пока не известно вообще ничего. К тому же времени обещано принятие решения о стратегии развития технологии быстрых реакторов. Выбор стоит, напомнил С.В. Кириенко, между реакторами со свинцовым, свинцово-висмутовым или натриевым теплоносителем; а затем и между двумя глобальными концепциями - энергетика только на быстрых реакторах, или в сочетании с тепловыми.

Тут должен помочь масштабный НИОКР в рамках упомянутой целевой программы. Программе гарантирован успех, ведь к 2020 году должен сооружаться (или быть уже сооружён?) прототип коммерческого энергоблока на быстрых нейтронах.

Эти фразы могут показаться дежурными, но и за ними кроется интрига. По умолчанию, из рассмотрения исключены высокотемпературные газовые реакторы. А значит, уже не идёт речи о выработке высокопотенциального тепла и производства водорода с помощью ядерных технологий, хотя водородная тема на том же заседании была упомянута президентом.

Никакого упоминания С.В.Кириенко не удостоил и реакторы с водой сверхкритических параметров, так называемые Супер-ВВЭР. Может быть, формат встречи не позволил упомянуть и про участие России в международном сотрудничестве Generation IV, где как раз происходит обсуждение и выбор реакторных технологий следующего поколения.

Интересны и рассуждения главы Росатома о другом вызове - о технологиях топливного цикла. Выбор, как он считает, будет стоять между водной и сухой технологиями переработки отработавшего топлива. Однако сам Кириенко уже сегодня уверен, что победит сухая технология. Учитывая состояние дел в разработке безводных технологий, это, так сказать, смелый форсайт. Впрочем, порядка 100 млрд. рублей и 5-7 лет исследований у нас на всё это пока есть.

Последняя часть выступления С.В.Кириенко касалась управляемого термояда (к 2040-м годам), а также загоризонтных технологий, которые столь загадочны и прекрасны, что не подлежат обсуждению. Есть лишь надежда, что хотя бы под этим соусом фундаментальная физическая наука получит новые ассигнования. Хотя некоторые авторы и здесь почувствовали скрытую угрозу неумеренного реформирования - действительно, идея объединить под одну крышу всех, у кого в названии есть слово "теоретический"; и "экспериментальный" звучит несколько настораживающе.

Сравните цитату из классика современности:

с золотыми словами С.В. Кириенко:

А если учесть, что слухи прочат в главу этого РосЭкспТеорВсё великого и ужасного М.В.Ковальчука - опасения иных комментаторов можно и понять. Но мы здесь не занимаемся проблемами московской недвижимости. Да и дело это выглядит длительным в сравнении со средним сроком пребывания оных на посту. Да и РАН, никак не упомянутый в этом великом объединении, своего слова пока не сказал.

Самой освещённой в прессе оказалась, конечно, последняя часть заседания комиссии, где речь шла о суперкомпьютерах. Удивительно, что многие комментаторы восприняли суперкомпьютерные планы скептически, заподозрив и здесь разбазаривание бюджетных средств, которые, кстати, не выглядят астрономическими.

Утешает при этом, что эти скептические комментаторы слабо владеют темой. По крайней мере, они даже не удосужились посмотреть TOP 500 суперкомпьютеров мира и ТОП 50 суперкомпьютеров стран СНГ.

А уж главный аргумент критиков "Нам нечего считать на суперкомпьютерах!" опровергнуть можно прямо сейчас, просто посмотрев загрузку одного из самых мощных в России суперкомпьютера СКИФ МГУ Чебышев.

Да в одной ядерной энергетике можно придумать столько интересных задач, требующих параллельных вычислений - прекрасно распараллеливаемые монте-карловские расчёты, теплогидравлика CFD - или даже DNS-методами, прочностные расчёты.

Впрочем, что спорить с людьми без фантазии!..

На фоне затишья середины лета изучение материалов заседании высоких комиссий, безусловно, может вызвать живой интересе и прилив энтузиазма в профессиональных кругах. А вопросы о том, почему планы именно таковы, насколько они тверды и выполнимы, не говоря уже о самом сложном - кто участвует в их формировании? - будут задаваться осенью, может быть…

На очереди же другое интересное чтиво - проект Энергетической стратегии на период до 2030 года.

ИСТОЧНИК: Блог Мой Атом

ДАТА: 07.09.2009

Темы: Россия, Мнения, Блог Мой Атом


Rambler's Top100