Иран окончательно расставил все точки над "i" в споре о графике пуска первого энергоблока Бушерской АЭС. Своеобразную помощь в этом Тегерану оказало МАГАТЭ. Российское атомное ведомство осталось в стороне от процесса вскрытия ключевых дат, сохранив для себя, тем самым, определённую свободу маневра.
Глава МИД Ирана Манучер Моттаки сообщил иранским парламентариям, что первый бушерский реактор начнёт работать летом этого года. По факту, Моттаки говорит о физпуске блока. А ранее один из его сотрудников озвучил предполагаемую дату энергопуска - сентябрь 2009 года.
Столь неожиданная откровенность иранской стороны оказалась вынужденной мерой. Дело в том, что Иран как подписант ДНЯО обязан заблаговременно информировать МАГАТЭ обо всех значимых манипуляциях с имеющимся у него делящимся материалом.
Так произошло и на сей раз - Тегеран официально предупредил Вену, что загрузка топлива в активную зону "Бушера-1" запланирована на второй квартал 2009 года. После этого стало бессмысленным продолжать держать в секрете ключевые даты утверждённого графика пуска блока.
Атомное агентство могло бы помочь сохранить бушерский график в тайне, как оно поступает для большинства других государств. Но случай Ирана, как известно, особенный, и МАГАТЭ предпочитает как можно скорее делиться с публикой большей частью полученной информации по иранской ядерной программе. Сведения о сроках загрузки топлива были включены в доклад Мохаммада Эльбарадея, опубликованный 19 февраля 2009 года.
В российском атомном ведомстве успешно делают вид, что не знакомы с докладом Эльбарадея, в частности, с параграфом 14, где говорится о сроках загрузки. Причём имеют на это полное право - ведь буквально до последних дней доклад формально считался конфиденциальным, несмотря на то, что его полный текст не видел только ленивый. А что касается иранских заявлений, то их в России не комментируют по устоявшейся традиции.
Нельзя не признать, что россияне заняли наилучшую позицию из всех имеющихся в наличии вариантов. Если в ходе работ на блоке возникнут непредвиденные трудности, то АСЭ сможет сдвинуть сроки пуска без ущерба для своей репутации - в конце концов, ведь это не Россия пообещала публично пустить блок к сентябрю.
А технические трудности на Бушере возникнуть могут, о чём подсказывает опыт куда менее проблемных тяньваньских блоков. На "Тяньване-1" уже после холодной и горячей обкатки потребовалось заглушить ряд трубок на парогенераторах, заниматься ремонтом насосов и разбираться с проблемами импульсно-предохранительных устройств компенсаторов давления.
Более подробная информация о состоянии дел на Бушерской АЭС может появиться уже до конца марта. Иранская сторона готова открыть станцию для туристов, и в период новогодних каникул - по иранскому календарю - многие попытаются из первых рук узнать, что происходит на площадке.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 08.03.2009
Темы: АЭС, Иран, АЭС Бушер, Мнения, Владимир Рычин