Владимир Гмырко: к.п.д. поднимется в полтора раза

Владимир Гмырко, НИКИЭТ, фото AtomInfo.Ru

Во ФГУП НИКИЭТ имени Н.А. Доллежаля 22-23 октября 2008 года прошёл международный семинар "Вода и пар сверхкритических параметров в атомной энергетике: проблемы и решения".

По просьбе электронного издания AtomInfo.Ru это событие прокомментировал один из участников семинара - Владимир Евгеньевич ГМЫРКО, научный сотрудник НИКИЭТ.

Владимир Евгеньевич, пожалуйста, несколько слов о работе, которую Вы представили на семинаре.

Я представил доклад о проработках уран-графитового канального реактора четвёртого поколения со сверхкритическим давлением теплоносителя (ВГЭРС). На выходе из активной зоны этой реакторной установки пар имеет температуру примерно 550°C при давлении более 240 атмосфер.

Цель наших исследований состоит в получении конкурентоспособного аппарата с высоким к.п.д., что позволит существенно снизить капитальные затраты при строительстве энергоблока и себестоимость отпускаемой электроэнергии.

Существенным являются также и конструкторские особенности, характерные для аппаратов с СКД. В них отсутствует крупногабаритное оборудование, которое необходимо применять на ВВЭР и РБМК, то есть, традиционных для современной атомной энергетики реакторах…

Но ведь турбина у них всё равно остаётся…

Турбина, конечно же, останется, так как это основное тепломеханическое оборудование АЭС. Но по реакторному отделению можно обеспечить существенное сокращение объёмов оборудования, а это снизит затраты не только на его изготовление, но и на монтаж, упростит эксплуатацию реактора.

По нашим оценкам, выигрыш в капвложениях только за счёт сокращения оборудования составит примерно 10%. Ещё больший экономический эффект должно дать увеличение к.п.д. Для сравнения, современные АЭС с реакторами 2-3его поколений (PWR, BWR, РБМК, ВВЭР) имеют к.п.д. на уровне 30-35%, а для аппаратов с СКД предполагается достигнуть к.п.д. 45-47%. Легко увидеть, что увеличение объёмов производства электроэнергии возрастёт вследствие этого примерно в полтора раза.

Идёт много разговоров о том, какое топливо будет использоваться в СКД-реакторах. Что предлагается в вашем проекте?

Мы остановились на твэлах с керамико-металлическим (керметным) топливом, хотя принципиально возможно применение и диоксидного топлива в таблетках.

Кермет имеет ряд замечательных свойств, повышающих надёжность эксплуатации и безопасность реактора. Кроме этого кермет позволяет обеспечить глубокое выгорание топлива при соответствующем начальном обогащении (в нашем проекте - до 10%). Величина глубины выгорания топлива в нашем проекте может доходить до 100 МВт×сут/кг, что существенно больше, чем можно получить на керамическом топливе, и заметно меньше предельно допустимой для кермета величины.

Вопрос, который положено задавать в разговоре о канальных реакторах. Предусмотрен ли контейнмент в вашем проекте?

Вопрос хороший, правда, сформулирован не очень корректно. Наличие или отсутствие контейнмента не является неким необходимым свойством канального аппарата. Например, в проекте канальных реакторов третьего поколения МКЭР-1500 наличие контейнмента приемлемых размеров подразумевалось как само собой разумеющееся.

В предлагаемом нами реакторе контеймент конечно же также имеется. Важное отличие нашего проекта от реакторов третьего поколения заключается в том, что из-за уменьшения габаритов установки контеймент будет меньших размеров.

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 09.11.2008

Темы: НИКИЭТ, СКД, Интервью


Rambler's Top100