В опубликованном проекте экономического развития России до 2020 года - "Концепция-2020" - предусмотрено создание АЭС малой и средней мощности для энергоснабжения изолированных энергозон России и развивающихся экономик мира. Появление малых и средних реакторов называется одним из индикаторов достижения целей государственной политики в атомной отрасли.
Сам факт упоминания малых АЭС в правительственной программе отраден, но отсутствие конкретики настораживает. Впрочем, как уже подметили многие, рыхлость и аморфность присуща всему разделу "Концепции-2020", посвящённому атомной энергетике.
Что может скрываться за скупыми строчками концепции и какие проекты могут получить в следующем десятилетии путёвку на жизнь?
По градации МАГАТЭ, к малой энергетике относятся реакторы мощностью до 300 МВт(эл.). В России под термином "малые АЭС" чаще понимают автономные источники энергии с верхним пределом по мощности 50-100 МВт(эл.). А границу снизу не так давно поставил Владимир Асмолов, назвавший экономически неоправданными блоки с мощностью менее 20 МВт(эл.).
В рамки получившегося диапазона (20-100 МВт(эл.)) вписывается не так много аппаратов из числа проектов с реальными шансами на доведение до "железа". Говоря точнее, их всего два - плавучая АЭС с КЛТ-40 и свинцово-висмутовый СВБР.
Главным преимуществом КЛТ-40 можно считать обкатанность этой технологии на ледокольном флоте, а также начало строительства головных блоков "Академик Ломоносов" в Северодвинске. Правда, опыт эксплуатации транспортных реакторов не может быть однозначно перенесён на условия АЭС, а работы в "Севмаше" в этом месяце постиг известный печальный конфуз.
Главная проблема КЛТ-40 была определена ещё во времена СССР. На территории Российской Федерации просто не найдётся достаточного количества потребителей для серии ПЭБ с такой мощностью, а ведь без серийности экономические показатели блоков с КЛТ-40 становятся непрезентабельными даже на бумаге. Поэтому у "Росатома" возникают смелые идеи об отправке плавучих АЭС в Индонезию или Кабо-Верде, что, в свою очередь, заставляет хвататься за голову экспертов-нераспространенцев.
В этих условиях СВБР-100 или его модификации с меньшей мощностью могут оказаться в роли единственных российских малых энергетических реакторов. Тем более, что о своём интересе к этой технологии уже заявили в структурах Олега Дерипаски. Но "Росатом" не спешит подтверждать или опровергать блистательные перспективы свинца-висмута. Более того, складывается впечатление, что на эту тематику в госкорпорации наложено некое информационное табу.
Несколько раздвинув мощностные рамки, можно увидеть ещё двоих претендентов на роль малых АЭС. В прошлом году региональным потребителям - в частности, в Якутии - понравился проект блока с реактором АБВ-6 (6 МВт электрических и 12 Гкал/ч теплоты). На самом верху диапазона малых мощностей находится проект ВБЭР-300, развивать который предлагается совместно с Казахстаном. В России под проект ВБЭР было потрачено 30 млн рублей, но что подумали о нём в Казахстане, не знает никто - потому что они (казахстанцы) очень воспитанные люди.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 15.08.2008
Темы: Россия, Малая энергетика, Мнения, Владимир Рычин