Дмитрий Ермаков: блок работает, и этим всё сказано

Дмитрий Ермаков, фото ОКБ Гидропресс

На вопросы электронного издания AtomInfo.Ru отвечает заместитель главного конструктора отделения ОКБ "Гидропресс" Дмитрий ЕРМАКОВ.

Первый блок в Тяньване работает, и этим всё сказано

Дмитрий Николаевич, первый вопрос к Вам будет связан с недавним событием на АЭС "Тяньвань" в Китае - с первым закончившимся ППР…

После ППР, там ещё событие произошло - были успешно проведены гарантийные испытания первого блока.

Давайте тогда уточним терминологию. Что понимается под гарантийными испытаниями?

Первый блок АЭС "Тяньвань" был, как известно, сдан в гарантийную эксплуатацию. Он работает на 100% мощности в нормальном режиме. Но в контракте записаны определённые гарантийные показатели - мощность электрическая на выходе при определённых собственных нуждах.

Целью гарантийных испытаний являлось подтвердить выполнение контрактных показателей. Иными словами, что АЭС соответствует тем параметрам, о которых исходно договаривались. Для этих испытаний была создана и успешно выполнена специальная программа испытаний.

По сути дела, гарантийные испытания - это очередной важный этап сдачи блока. Это формальный юридический момент, призванный подтвердить качество проведенной ранее работы. Пока они прошли только на первом блоке. Что касается второго блока, то они также состоятся после ППР.

А что ещё предстоит сделать на АЭС "Тяньвань"?

Гарантийный период обоих блоков составляет два года. В течение этого времени, российская сторона будет оказывать китайским коллегам условно-бесплатную поддержку.

Какую роль на текущем этапе играет ОКБ "Гидропресс"?

В гарантийных испытаниях большой роли у нас нет, так как их проводит эксплуатирующая организация. Со стороны России принимают участие, в первую очередь, представители наладочных предприятий. Но ОКБ "Гидропресс" входило в состав разработчиков программы испытаний.

При ППР наше участие было, разумеется, большим, и специалисты ОКБ "Гидропресс" активно работали на блоке. Прежде всего, их интересовало состояние нашего оборудования.

И насколько удачно показывает себя подольское оборудование?

Пока никаких значительных замечаний нет. Всё оборудование реакторной установки работает без серьёзных отказов. Блок работает нормально, и этим всё сказано.

В период пуска на АЭС "Тяньвань" было немало, скажем так, спорных ситуаций. То есть, теперь все проблемы устранены?

Да, в тот период проблемы были. На наш взгляд, они были связаны с вопросами хранения оборудования и его приёмки. Были вопросы по парогенераторам, где обнаружились определённые дефекты. Часть отказов была связана с насосами.

На сегодняшний день, со всеми этими вопросами мы разобрались. В проект были внесены соответствующие корректировки, а в самом оборудовании сделаны необходимые доработки.

Надо понимать, что проект первого блока АЭС "Тяньвань" являлся уникальным. В советское время мы всегда строили головную установку на территории СССР, отрабатывали на ней все вопросы и только после этого выходили на внешний рынок. Но с Китаем получилась иная ситуация. Первый блок на Тяньване оказался головным, потому что в России, как вы помните, тогда ничего не строилось.

В тяньваньском проекте много новизны. Например, в нём использованы новые насосы, реактор и привода.

А что Вы имеете в виду, когда говорите о новом реакторе?

В отличие от серийного 320-ого реактора (проект ВВЭР-1000/320), в китайском проекте увеличена длина корпуса, что позволило увеличить объём запасов воды над активной зоной. Есть существенные изменения по верхнему блоку - например, количество приводов СУЗ, которые можно установить на этом реакторе, составляет 121, в отличие от 61 на 320-ой серии. Это позволяет в будущем варьировать количество приводов и использовать новые современные топливные циклы. Сейчас, кстати, на первом блоке стоит порядка 100 приводов.

То есть, переход на MOX-топливо станет возможным?

С MOX-топливом, конечно, сложнее. Придётся смотреть и считать. Но теоретически, в будущем могут быть и такие топливные циклы.

Вы должны помнить, что переход на MOX-топливо - это комплексный вопрос, не связанный только с количеством приводов. Вся станция в целом должна быть приспособлена к такому - и узел свежего топлива, и хранилище ОЯТ, и многие другие компоненты. С этой точки зрения, АЭС "Тяньвань" на MOX-топливо не проектировалась.

Но, в принципе, при определённых модернизациях такой переход возможен. Срок службы станции составляет 40 лет, и сложно предсказать, какие потребности могут возникнуть за такой период времени. Я бы ответил сейчас коротко - реактор позволяет использование MOX-топлива.

Китай начинался в Финляндии

Насколько сильно отличаются друг от друга китайский и индийский проекты?

С точки зрения оборудования реакторной установки, большой разницы между ними нет. Но есть различия в самом проекте станции в целом. В китайском проекте используются четыре активных канала систем безопасности. В индийском проекте применена другая конфигурация - там добавлены пассивные системы безопасности, например, система пассивного отвода тепла по второму контуру, система быстрого ввода бора по первому контуру и дополнительная гидроёмкость второй ступени, работающая при низком давлении.

Исторически сложилось так, что в начале 90-ых годов интерес к возможному строительству атомной станции проявляли финны. По их инициативе разрабатывалась концепция проекта АЭС-91.

Вы имеете в виду тендер "Финляндия-5"?

Нет, это было ещё до финского тендера. В 1991 году мы начали на основе серийного 320-ого проекта разрабатывать новый проект - на первых этапах, с участием финских специалистов. Санкт-петербуржский АЭП выступал генпроектировщиком, а ОКБ "Гидропресс" - главным конструктором реакторной установки.

Этот проект был сделан для условий Финляндии. Потом эта страна временно отказалась от своих планов по политическим соображениям, но концепция проекта сохранилась. После подписания межправительственного соглашения с КНР о сооружении АЭС, китайской стороне было предложено два варианта - АЭС-92, в котором генпроектировщиком является московский АЭП, и АЭС-91.

Китайцы изучили оба варианта и после долгих обсуждений склонились в пользу последнего. Чем они мотивировали свой выбор? Видимо, тем, что АЭС-91 был более эволюционен и стоял ближе к серийному 320-ому проекту.

И всё же, чем АЭС-91 отличался от ВВЭР-1000/320? Про реактор Вы уже упомянули…

Например, в нём используются новые циркуляционные насосы, которые ни на одном блоке до этого не работали. Система АСУ ТП взята от "Сименса". Между прочим, в этой АСУ ТП по части спецсистем реакторной установки очень много новизны. Например, внедрена новая система контроля, управления и диагностики, в которой был резко увеличен объём диагностических систем по сравнению с 320-ым проектом - добавлены системы виброшумовой диагностики, акустический контроль, и так далее.

Отмечу ещё новую систему автоматизированного контроля металла оборудования реакторной установки, а также современный гайковёрт, способный за один раз уплотнить все шпильки главного разъёма. Гайковёрт выпущен совместным предприятием, созданным фирмой "Wenutec" и "Ижорскими заводами". Принят также ряд современных решений по предохранительной арматуре.

Я бы сказал так, что в проекте задействован большой объём оборудования от иностранных производителей - уже упоминавшаяся АСУ ТП, система вентиляции и кондиционирования, а также электротехническое оборудование.

Всё перечисленное наложило свой отпечаток на АЭС "Тяньвань". Большая новизна проекта привела к определённым задержкам при пуске первого блока. Требовалось отработать всё новое оборудование, а необходимого для этого опыта ещё не было.

На что будет похож болгарский проект?

Болгарский проект стоит ближе к индийскому. Там будут использоваться пассивные системы безопасности, в дополнение к активным. Но вот АСУ ТП там будет, так же как и в Китае, производства франко-германского консорциума CARSIB (консорциум AREVA и "Сименс" для Белене).

Кроме АСУ ТП, консорциум будет поставлять на АЭС "Белене" электротехническое оборудование и вентиляцию. Как видите, разделение работ в Болгарии похоже на то, которое было в Китае.

Ещё одна отличительная черта АЭС "Белене" - у неё увеличен срок службы основного оборудования. Он составит 60 лет, в то время как в китайском и индийском проектах он равняется 40 годам. Для реактора больший срок службы достигается за счёт небольшого увеличения диаметра корпуса, что позволит снизить на нём нейтронный поток. По остальному оборудованию все необходимые обоснования для продления срока службы сейчас выполняются. Мы уверены, что 60 лет обеспечить сможем.

В болгарском проекте более жёсткие требования по КИУМ (более 90%). Экономические факторы играют в нём важную роль. Чтобы обеспечить нужные показатели, в проекте предусматривается целый комплекс мер. В частности, предполагается, что будет увеличен межремонтный цикл.

АЭС "Белене" - это строительство или достройка? Будет ли использоваться чешское оборудование, завезённое во времена СЭВ?

В тендере рассматривались оба варианта. Болгарские организации приняли решение строить новые блоки, при этом Россия выкупит у НЭК ранее поставленное оборудование.

Между прочим, среди хранящегося на площадке в Белене оборудования есть не только чешское. В частности, там находятся парогенераторы производства ЗиО "Подольск", и ряд другого оборудования, передававшегося из СССР в Болгарию в рамках интеграции по линии СЭВ. Есть там также оборудование из Венгрии, ГДР и других соцстран.

Могу сказать, что это оборудование хорошее. Условия его хранения соответствовали нормативным требованиям. Поэтому концерн "Росэнергоатом" заинтересовался им и предполагает его использовать при достройке четвёртого блока Калининской АЭС. Сейчас выполняется большая программа по обследованию оборудования, в которой участвуют и специалисты ОКБ "Гидропресс".

В Болгарии идёт к завершению подготовка отчёта по обоснованию безопасности (ООБ), то есть, первый этап лицензирования. Он должен быть передан в болгарский надзорный орган, и после его рассмотрения будет выдана лицензия на строительство, на "первый бетон". Пока там всё идёт по графику.

А когда именно на Белене должен быть положен первый бетон?

Детально на такие вопросы должен отвечать "Атомстройэкспорт". Насколько я знаю, это произойдёт 1 января 2009 года. Все графики пока достаточно условны, потому что подписано рамочное соглашение, а детальный контракт только разрабатывается. График должен войти в приложение к контракту, и сроки ещё могут несколько измениться.

На мой взгляд, для таких больших и долгих проектов, как строительство атомной станции, временной сдвиг в пределах плюс-минус год ничего не значит. Вы должны сами понимать, что спланировать работы на пять-шесть лет вперёд непросто. Это показывает не только наш китайский опыт, но и опыт AREVA в Финляндии, где задержки на "Олкилуото-3" составляют уже полтора-два года.

Одно дело, что-то провозгласить, другое дело реализовывать провозглашённое. Начинаешь строить и обнаруживаешь проблему за проблемой - с кадрами и много с чем другим.

На "Ижорских заводах" говорят, что оборудование для АЭС "Белене" у них ещё не заказывали…

Да, вопрос такой есть. Дело в том, что болгарские заказчики всё ещё не нашли генерального инвестора под весь объём финансирования для своего проекта. Они изыскивают деньги кусочно. Нашли, например, сумму порядка 200 млн евро и заказали первоочередные работы. Из сумм такого порядка заказывать оборудование нереально. Будут слишком большие риски, в том числе, и для АСЭ.

Чтобы решился вопрос с заказом оборудования, либо должно вмешаться государство и предоставить свои гарантии, либо у проекта должен появиться генеральный инвестор.

В Восточной Европе начинается новый проект - достройка АЭС "Моховце" в Словакии. Будет ли ОКБ "Гидропресс" иметь к нему отношение?

Безусловно. Мы в курсе этих работ, уже идут взаимные консультации. Нашим лидером станет "Атомстройэкспорт", а мы будем выступать у него как субподрядчики.

Китайский заказ сохранил отрасль

По поводу истории с парогенератором для АЭС "Тяньвань", каково Ваше мнение - что же там произошло?

Моё личное мнение - проблемы были связаны с условиями хранения на площадке. Что-то, видимо, было нарушено. При соблюдении всех требований нашей проектной документации для второго блока дефектов обнаружено не было.

Посмотрите, всё то же самое - та же площадка, те же парогенераторы, тот же изготовитель, та же приёмка на заводе китайскими специалистами. Всё то же самое по сравнению с первым блоком, при единственном отличии - стали жёстко контролировать условия хранения на площадке. Поэтому наше мнение, что проблемы на первом блоке возникли именно из-за нарушений условий хранения.

Кто должен обеспечивать условия хранения?

Насколько я знаю, парогенераторы уже были переданы китайскому заказчику.

На эксплуатации блока эта история как-нибудь скажется?

Нет, не должно сказаться. В наших парогенераторах запас на глушение трубок достаточно большой. Проект обладает определёнными резервами, и на предусмотренный срок работы на номинальной мощности этого теплообменного аппарата вполне хватит.

А сколько трубок там сейчас заглушено?

Деталей я просто не знаю. Думаю, что речь идёт об одном проценте или даже меньшем количестве.

Весь шум поднимался из-за собственно факта обнаружения дефекта. Кстати, относиться к нему можно по-разному. У себя такие дефекты мы не глушим, но китайцы подходили к АЭС "Тяньвань" с очень жёсткими критериями. Вы знаете, это вопрос комплексный и требует отдельного разговора. Надо смотреть, какими средствами осуществляется контроль, какие именно дефекты вылавливаются, какие методики контроля применяются. И я бы даже сказал, что этот вопрос в большей степени относится к компетенции эксплуатирующей организации.

Похоже, что это общий подход для китайцев. Все наши организации говорят об очень жёстких проверках со стороны китайских коллег на АЭС "Тяньвань".

Да, похоже, что так и есть. Но китайцев можно понять. Они покупают АЭС и хотят добиться повышенного качества, чтобы потом у них было меньше проблем при эксплуатации. С этой точки зрения, нормальный подход для любого человека, который платит за что-то деньги.

У нас бы тоже было бы хорошо так поступать…

По идее, конечно хорошо бы. Почему бы и нет?

Но вы знаете, подходы бывают разные. Например, Европа стремится сделать остановы как можно короче. У них ставится задача, что все необходимые операции при останове нужно успевать сделать за 15 суток.

А у японцев наоборот - у них в законе написано, что большой капитальный останов должен длиться не менее 100 суток. Причём контроль на японских АЭС требуется, я бы сказал, тотальный. Детальной проверке подлежит едва ли не всё имеющееся оборудование. Их меньше интересует КИУМ, и они делают больший крен в сторону безопасности. В результате, японцы простаивают дольше, чем европейцы - но зато у них и отказов намного меньше.

Насчёт Тяньваня, как Вы думаете - будет ли там продолжение?

Я считаю, что перспективы неплохие. Китайцы всегда подходят к таким вопросам обстоятельно и принимают решения долго. Тем не менее, техническое задание на вторую очередь подготовлено, и ОКБ "Гидропресс" в этом процессе участвовал, вместе с санкт-петербуржским АЭП.

Проект техзадания китайской стороне передан. В нём учтён опыт пуска и эксплуатации первой очереди, предусмотрены соответствующие модернизации и улучшения.

Изменения будут большие?

Нет. Третий и четвёртый блоки будут очень похожи на первый и второй. Поставлена цель - обойтись минимумом изменений, чтобы построить и ввести вторую очередь как можно быстрее.

Первые два блока китайцев устроили, и это говорит о том, что наши блоки им понравились.

Китайцы очень любят клонировать технологии. Не боитесь ли Вы, что с нашими реакторами в Китае произойдёт такая же история, как с французскими? Или повторится ситуация, похожая на ситуацию с поставками AP-1000 в КНР?

По текущему контракту передача технологий не предусмотрена. Вообще, копировать атомные блоки достаточно сложно. Это высокие технологии, а не ширпотреб. В нашем деле есть масса подводных камней и нюансов, незнание которых может серьёзно обойтись в будущем.

Что до американцев, то Россия в этом тендере (в южных китайских провинциях) тоже участвовала. Условиями тендера предусматривалась передача технологий в достаточно большом объёме. Там предполагалось строительство нескольких блоков с постепенным наращиванием доли участия китайских организаций. Последний блок китайцы должны были делать сами, от начала и до конца, с тем, чтобы дальше строить у себя большую серию.

Мы не знаем, что в итоге подписали Китай и "Вестингауз", но первоначально в тендере были именно такие условия, как я только что рассказал.

Кстати, в передаче технологий я ничего страшного не вижу. Сейчас из-за роста цен на нефть сложился такой дефицит атомных мощностей, что работы всем хватит. Желающих построить у себя АЭС много - от Марокко и Египта до Финляндии.

Будет ли Россия пробовать силы в новом финском тендере?

Да, и ОКБ "Гидропресс" уже привлекают к этому вопросу. В этом году предстоит пройти стадию подготовки технико-экономического обоснования. Для подачи заявок потребуется определённый набор документов, таких как концепция проекта, его показатели по безопасности и экономике. Это нужно для того, чтобы финский парламент принял принципиальное решение о возможности строительства нового атомного энергоблока.

Какой проект будет предложен Финляндии?

По моим сведениям, аналогичный проекту ЛАЭС-2. Иными словами, это "АЭС-2006".

Но не рискованно ли выдвигать абсолютно новый проект?

Скажите, а в Китае поступать также было рискованно или нет? Тем не менее, АЭС "Тяньвань" была построена и сейчас успешно работает.

"АЭС-2006" отличается от проектов для Китая, Индии и Болгарии не больше, чем китайский проект отличался от серийных 320-ых.

Всё-таки, мощность у "АЭС-2006" увеличилась…

А какая разница? Принципиальных проблем я не вижу. Всё равно, это эволюционный, а не революционный проект. Кроме того, мы сейчас больше знаем и можем позволить себе делать реакторы с меньшим консерватизмом. Так, за последние годы значительно возросла точность расчётов по сравнению с теми временами, когда проектировался 320-ый. Математический аппарат стал лучше, да и просто практический опыт с каждым годом только накапливается.

Возвращаясь к Китаю - как Вы считаете, был ли вообще смысл для России ввязываться в проект по сооружению АЭС "Тяньвань"? Ходят разговоры о том, что строительство первой очереди закончилось для нас убытками, а не прибылью.

Действительно, есть такие разговоры. Подтвердить или опровергнуть я их не могу, это вопрос к "Атомстройэкспорту".

Но даже если так, даже если мы действительно сработали "в минус"… Зато, если бы не было Китая, то не было бы сейчас ни "Ижоры", ни "Гидропресса" - по крайней мере, в том виде, в каком мы сейчас существуем. Не было бы АЭП, не было бы многих заводов, которые выжили только благодаря китайскому проекту.

Если посчитать с точностью до копейки, то, может быть, выяснится, что мы что-то потеряли на китайских заказах. Но зато мы сохранили наши заводы, институты и КБ. Без китайского контракта мы совершенно точно не смогли бы выиграть тендер в Белене, взяться за достройку "Калинина-4".

По сути дела, китайский заказ позволил России сохранить атомную отрасль. Ну а теперь мы можем начинать думать и о прибылях.

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 21.06.2008

Темы: АЭС, ОКБ Гидропресс, АЭС Тяньвань, Интервью, АЭС Белене


Rambler's Top100