AtomInfo.Ru


Школа Шацкого в городе Первой в мире

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 15.04.2021

С корреспондентами электронного издания AtomInfo.Ru беседуют выпускник школы им. С.Т.Шацкого первого послевоенного выпуска к.т.н. Нинель МУРОГОВ (Москва) и профессор НИЯУ МИФИ, ранее - заместитель генерального директора МАГАТЭ Виктор МУРОГОВ (Обнинск).

Комплексное образование и педагогическая Школа имени С.Т.Шацкого

Виктор Михайлович, первый вопрос к Вам. Тема образования и подготовки кадров для отрасли всегда имеет первостепенное значение. Как обстояло дело с образованием в Обнинске?

(Отвечает Виктор Мурогов). Всем известно, что дала миру калужская земля. Обнинск - город мирного атома, город Первой в мире АЭС. Каждый год наш наукоград отмечает день рождения мирного атома - День пуска Первой в мире АЭС в Обнинске 27 июня 1954 года, а также отмечает ядерный месяц до дня рождения города (24 июля 1956 года).

Если Обнинск - родина мирного атома, то Калуга - родина космонавтики. Более того, первые спутники с ядерными источниками энергии на борту были созданы на базе обнинского ФЭИ.

Но у нашей области, нашего наукограда есть и другое достижение, не менее важное, хотя и реже упоминаемое. 110 лет назад на месте будущего Обнинска (города тогда ещё не было) открылась детская колония, впоследствии преобразованная в школу имени С.Т.Шацкого.

Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 - 30.10.1934) - выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

В 1911 году Шацкий вместе с подвижниками организовали летнюю колонию для детей и подростков "Бодрая жизнь" в Калужской губернии (ныне это место находится на территории Обнинска). Здесь вводились детский труд, наблюдение за природой, научные занятия, художественное творчество, игры, начало самоуправления.

После 1917 года С.Т.Шацкий по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919 им создаётся "Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса" с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва).

Первое располагалось в большом районе с 30 селениями, где в 1920-ые годы открылось четыре детских сада и 13 школ и одна школа второй ступени, получившая название "Бодрая жизнь".

В городском отделении действовал детский сад, средняя опытно-показательная школа, библиотека, постоянная педагогическая выставка. В структуру "Станции" входил педтехникум, готовивший учителей.

Школа Шацкого стала в своё время прообразом лучших образцов российской системы комплексного образования, для которой характерно сочетание практического образования и теоретических знаний. Творчество Шацкого - предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских учёных.

Трудовая школа С.Т.Шацкого имела принципиальные отличия от всех зарубежных проектов: она носила общеобразовательный характер, строилась на основе ведущих элементов жизнедеятельности ребенка, удовлетворяла его потребности и интересы, организовывала разнообразную трудовую деятельность не только в школе, а и вовне. Наконец, она всесторонне развивала ребенка.

Бесспорно, что С.Т.Шацкий опередил своё время. Прошло 110 лет, но также очевиден сформулированный Станиславом Теофиловичем Шацким просто и точно ключ к пониманию успеха: "Педагогических чудес, как чудес вообще, не бывает, а есть серьёзный, подчас очень тяжёлый педагогический труд".


Как писал исследователь советско-российской педагогической школы Р.В.Соколов (видный деятель, исследователь школьного и внешкольного воспитания и обучения в свете идей С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко, основатель форпоста освоения культуры им. С.Т.Шацкого в Москве, Московского педагогического музея А.С.Макаренко, член правления Российской макаренковской ассоциации, член Ассоциации исследователей детского движения и Совета по празднично-игровой культуре, кандидат социологических наук):

"Когда я читаю педагогические сочинения С.Т.Шацкого, у меня ощущение, что написаны они не в 1918, а в 2018 году. Проблемы, над которыми работал Станислав Теофилович 100 лет тому назад, необыкновенно актуальны сегодня. Они мне близки и понятны.

Я разделяю их и меня тревожит, что те педагогические принципы, которые провозгласил Станислав Теофилович Шацкий: "Вернуть детям детство" и "Школа для ребёнка, а не ребёнок для школы", сегодня, к сожалению, часто звучат просто как громкие слова".

Педагогическая Школа С.Т.Шацкого продолжает изучаться и развиваться. Так, по этой ссылке можно ознакомиться с анализом педагогического наследия Шацкого, выполненным в наше время.

Безусловно, система С.Т.Шацкого стала особой неповторимой системой русской педагогики. А наш Обнинск, наш наукоград с полным правом можно считать родиной не только мирной ядерной энергетики, но и новой системы педагогики и воспитания, российской педагогической Школы С.Т.Шацкого.

Послевоенные годы

Нинель Михайлович, передаём слово Вам. Вы закончили школу Шацкого в первом послевоенном выпуске.

(Отвечает Нинель Мурогов). Мне исполнилось 14 лет, когда в 1947 году в составе семьи переехал на станцию Обнинское, куда был направлен отец для выполнения работ по сооружению объекта (Лаборатория "В").

Я учился в школе им.С.Т.Шацкого с 1947 по 1951 год, когда и закончил 10 класс. Наш выпуск был первым, и школа стала десятилеткой. В 1947 году она ещё была семилетней. Вместе со мной 10-ый класс окончили ещё три ученика.

В школе я вступил в комсомол. Рекомендацию мне давала директор школы Елизавета Алексеевна Шацкая. Принимали в комсомол на общем собрании организации, которая тогда была единой для сотрудников Лаборатории "В" и для школы.

Кроме Е.А.Шацкой в школе преподавала её сестра Софья Алексеевна Польман. Вместе они работали до войны в колонии "Бодрая Жизнь" с С.Т.Шацким, его женой Валентиной Николаевной, с Теодором Теофиловичем Шацким (мужем Елизаветы Алексеевны Шацкой-Польман).

В моё время в школе работали также:

• Стасуева Надежда Ивановна - математика.

• Ольшанская Софья Ильинична - литература,

• Шпакова Лидия Александровна - химия и биология,

• Шилова ?.? - география,

• Прохоров Владимир Иванович - завуч, литература,

• Крафт Александра Ивановна - немецкий язык,

• Шварц Елена Ивановна - немецкий язык,

• Стрельцова Тамара Анатольевна - младшие классы,

• Проскурин Василий Фёдорович - директор, после Е.А. Шацкой.

Послевоенная история школы начинается с 1945 года, когда вернулись из эвакуации сёстры Польман: Е.А.Шацкая (1984-1952) и С.А.Польман (1896-1951).

Их отец Алексей Григорьевич фон Польман имел шведские корни. Мать - Анастасия Васильевна фон Польман, до замужества носила фамилию Ритч, имела австрийские корни и была помещицей Лихвинского уезда Калужской губернии.

Елизавета Алексеевна Шацкая.
Здесь и далее - для просмотра щёлкните левой клавишей мыши.
Здесь и далее - фотографии предоставлены Нинелем Муроговым.

Возобновились занятия в 1945 году сначала в младщих классах. Они проходили на территории посёлка Шацкого в финском домике, где школа занимала две смежные комнаты, что позволяло одному преподавателю одновременно вести занятия в двух классах. Е.А.Шацкая преподавала математику, а С.А.Польман - русский язык.

В 1947 году школа стала семилеткой и переехала в бревенчатое одноэтажное здание с длинным коридором вдоль всего корпуса, по сторонам которого слева находились три класса, справа учительская и раздевалка. Заканчивался коридор застеклённой верандой, служившей спртзалом.

Школа располагалась напротив, через дорогу, северного крыла главного корпуса Лаборатории, там где сейчас находится здание водоочистки ФЭИ.

В 1948 году к школе добавилось ещё одно, рядом расположенное маленькое бревенчатое здание с двумя помещениями. В большом проходили занятия младших классов. Их вела Т.А.Стрельцова, молодая учительница, приглашённая Елизаветой Алексеевной из Калуги. Из-за проблем с жильём, первое время она жила вместе с Елизаветой Алексеевной.

В другой, маленькой комнате поместились лишь две парты и стол учителя. Там размещался наш восьмой класс, состоящий из четырёх учеников.

В школе учились дети из окрестных деревень (Доброе, Белоусово, Пяткино и Самсоново) и дети сотрудников объекта.

Для старших классов проводились факультативные занятия по физике. Занятия проводили тогда ещё начинающие молодые учёные, сотрудники Лаборатории "В" Лев Николаевич Усачёв, Алексей Сильвестрович Романович, Давид Фишерович Загорецкий.

Часто они приходили втроём. Рассказывали, беседовали с нами о проблемах классической физики. Это было захватывающее, интересное событие в школьной жизни, о котором вспоминаю до сих пор. К сожалению, на следующий год такие занятия прекратились.

Сохранились в памяти встречи в школе Андреем Капитоновичем Красиным и Олегом Дмитриевичем Казачковским.

Олег Дмитриевич интересно рассказывал о годах поступления и учёбы в Днепропетровском университете. О важности правильного выбора профессии для успеха в будущей работе.

Подчёркивал важность иметь кроме основной профессии, главного занятия, ещё и второе увлечение, или, как он выразился, отдушину, форточку, через которую в трудные моменты жизни и работы можно глотнуть свежий, живительный воздух. При этом он ссылался на сидящего рядом А.К.Красина, для которого такой отдушиной была астрономия. Я знал об этом.

Лекции А.К. Красина проходили достаточно регулярно в лекционном (зрительном) зале на втором этаже нового административного корпуса, построенного к югу от входа в главный корпус Лаборатории.

Я не пропустил ни одной лекции. Слушателей собиралось не меньше, чем на просмотр трофейных немецких фильмов ("Мост Ватерлоо", "Индийская гробница" и др.).

Во время бесед в школе А.К.Красин говорил об интересных и поучительных фактах и событиях из истории физики и астрономии.

С О.Д. Казачковским и другими сотрудниками Лаборатории (Ф.И.Украинцев, Б.С.Новиковский, Л.В. Константинов, И.И.Бондаренко, А.С.Романович, Д.М.Овечкин и др.) мы встреались регулярно, в летние дни в 18 часов на волейбольной площадке.

Там же часто можно было видеть и играющего начальника строительства Петра Ивановича Захарова и его супругу, Людмилу Исааковну. В составе сборной Лаборатории по волейболу в 1950 году я выезжал на соревнования в Москву.

Немецкие специалисты, включая Хайнца Позе, предпочитали теннис и иногда ручной мяч. Они были недовольны, когда их поездку в Москву на соревнования по теннису почему-то отменили.

Немецкие дети

Нинель Михайлович, немецкие специалисты работали в Лаборатории "В". А где учились их дети?

(Отвечает Нинель Мурогов). Там же, где и мы. Но начну свой ответ не с немецких детей, а с испанских. До войны (1937-1941 годы) в школе, носившей в те времена название "Бодрая жизнь", учились испанские дети, вывезенные в Советский Союз из районов, контролировавшихся испанскими республиканцами.

В 1941 году из-за немецкого наступления под Москвой испанцев с частью персонала школы эвакуировали вглубь страны. Вы знаете, что местность, где в 50-ые годы был построен Обнинск, во время войны некоторое время находилась под немецкой оккупацией.

С августа 1946 года на объект стали прибывать специалисты из Германии вместе со своими семьями. Постепенно количество специалистов выросло почти до 40. Среди них были хорошо известные в научных кругах, такие как:

• Хайнц Позе (Heinz Pose).

• Вальтер Германн (Walter Herrmann).

• Вернер Чулиус (Werner Czulius).

• Вестмайер (Westmayer).

• Карл-Фридрих Вайсс (Carl Fridrich Weiss).

• Шмидт (Schmidt),

• Эрнст Рексер (Ernst Rexer).

• Ганс Юрген фон Эрцен (Hans Jürgen von Oertzen).

С 1949 года мы учились с немецкими детьми в одних классах и свободно общались. Хотя за пределами школы они вели себя более замкнуто.

Имена некоторых из немецких детей - школьников я вспомнил, рассматривая их фотографии. Это Корнелиус и Клеменс Вайсс и их сестра Бетина, Юрген Рексер и Вольфганг Цахер, а также Андреа Эрцен и Хельга Ваушкун.

Хорошо всегда помнил Рудольфа Позе, который с Корнелиусом Вайсс успешно окончил школу на следующий год после меня. Узнал на фотографиях и Герлинд и Бербель Позе. Фотографий Дитриха Позе я не нашёл.

Дети в гостях у Позе

Дети Х.Позе

Братья и сестра Вайсс

Десятый класс

Корнелиус Вайс и товарищи, 1951 год

Класс Рудольфа Позе, 1952 год

Немцы в школе

Первые два года немецкие дети школьного возраста занимались в школе отдельно, во вторую смену. В первую очередь их знакомили с русским языком и готовили к занятиям по нашей школьной программе.

Этим, среди прочих, занимались Александра Ивановна Крафт и Елена Ивановна Шварц. Учителя из немцев Поволжья, хорошо владевшие и немецким, и русским языками.

С 1949 года, по желанию родителей, немецкие дети начали совместное обучение с нами. Общение между немецкими и нашими школьниками было довольно свободное. Немцы стремились разговаривать только на русском. Хотя охотно помогали нам в изучении немецкого языка.

Помню, по инициативе одного из преподавателей был организован шахматный турнир между нашими и немецкими школьниками.От немцев участвовали Рудольф Позе, Корнелиус Вайсс, Клеменс Вайсс и другие. От нас играли Олег Захаров, Нинель Мурогов и ещё несколько учеников.

Принимали немецкие дети участие и в школьной самодеятельности. Читали на русском стихи Г.Гейне, пели песни. Запомнилось их выступление по поводу какого-то праздника в клубе Спецстроя.

Совершались и совместные автобусные экскурсии. Возможно, при этом с нами были сопровождающие, но я не знаю. Хотя специальная группа сопровождения на объекте была.

Первые два года (1946-1948 гг.) строго охранялись лишь производственные здания и места, где работали заключённые. Можно было свободно выходить в лес за грибами и ягодами, в соседние деревни и на речку купаться.

Но вскоре по периметру поселения появилась колючая проволока и на главном проезде поставили шлагбаум. Правда, в ограждениях в некоторых местах были оставлены проходы для жителей окрестных деревень, работавших на объекте, и школьников. Причём на этих проходах не всегда стояла охрана.

Так продолжалось до конца 1952 года, когда немецких специалистов из Лаборатории "В" стали перемещать под Сухуми, в Лаборатории "А" и "Г", которые также были созданы в своё время под немецких специалистов.

С большим интересом я пытался установить дальнейшую судьбу немецких школьников из школы им. С.Т Шацкого после 1952 года. Сообщаю, что мне удалось узнать.

Корнелиус Вайсс посе окончания школы в 1952, продолжал образование в ВУЗах Минска, Ростова на Дону, а затем - в Лейпциге.

В Лейпциге в 1973 году он получил докторскую степень. С 1991 года по 1997 год был ректором Лейпцигского университета, являясь профессором химии. В 1999 году К.Вайсс был награждён Федеральным крестом за заслуги перед законом. Скончался в 2020 году.

Корнелиус Вайсс, 2012 год

Младший брат Корнелиуса Вайсс, Клеменс Вайсс после школы Шацкого продолжал учился в школе под Сухуми (Лаборатория "Г"). После возвращения на родину получил в Лейпциге высшее образование и докторскую степень.

Завершил профессиональную карьеру в 2000 году в должности главного врача хирургического отделения. В 2002-2006 годы занимал должность уполномоченного по правам человека Саксонской земельной врачебной палаты.

Клеменс Вайсс

Их сестра Бетина Вайсс получила образование филолога и, как написано в одном из воспоминаний, "стала женой немецкого физика Г.Герца, тоже проживавшего вместе с отцом-физиком в СССР". По-видимому, речь идёт о родственнике Густава Людвига Герца (1887-1975), руководившего Лабораторией "Г".

Рудольф Позе после окончания школы поступил в саратовский, затем перешёл в московский университет, какой и окончил в 1958 году. Дипломную работу выполнял в Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ в Дубне.

С 1972 года профессор ОИЯИ. Область научных интересов - экспериментальная физика, автоматизация обработки снимков с пузырьковых камер. С 2006 года советник при дирекции Лаборатории информационных технологий ОИЯИ. Награждён орденами и медалями СССР и ГДР. Действительный член Европейской академии наук и др.

Его старшая сестра, Герлинд Позе, кандидат биологических наук. Сейчас на пенсии. Дитрих Позе, младший брат Рудольфа, доктор естественных наук. Барбель Позе - инженер.

Директор лаборатории ВТиА, профессор Рудольф Позе

Рудольф Позе, 2014 год

Гайнц Позе с сотрудниками лаборатории "В", фото 50-ых годов

О других учениках школы нашёл ещё меньше информации. Андреа фон Эрцен стала переводчицей. Рексер Юрген - доктор химических наук. Ваушкун Хельга - химик, пенсионер. Цахер Вольфганг - инженер.

Заканчивая воспоминания, хочется отметить, что судьба немецких школьников после их возвращения на родину сложилась, как правило, удачно. И этому не помешало их обучение, как я прочёл в немецком документе, "an der Lagerschule Obninsk".

(Отвечает Виктор Мурогов). Хочу добавить, что это время дети немецких специалистов до сих пор вспоминают как счастливые годы детства.

В Германии создано "Землячество немецких детей, учившихся в Обнинске". По его приглашению на одной из организованных землячеством встреч побывал выпускник школы С.Т.Шацкого 1952 года Евгений Георгиевич Шарапов, живущий сейчас в Вене.

Советские дети

(Отвечает Виктор Мурогов). Как уже прозвучало в нашей беседе, энергия, оптимизм, настойчивость и целеустремленность Елизаветы Алексеевны привели к возобновлению мирной жизни и школьных занятий детей в посёлке Шацкого практически сразу после возвращения из эвакуации в 1944 году.

В 50-60-ые годы большинство учеников школы было из семей сотрудников строительства и созданной в 1946 году лаборатории "В". Наша семья приехала из Эстонии летом 1947 года в связи с назначением нашего папы начальником политотдела строительства.

По роду своей службы, как я потом понял, папа отвечал в то время и за образование, и за комсомол, и за обеспечение и быт сотрудников. Он часто ездил на "газике" в "район", в Угодский Завод, и иногда брал меня с собой.

В одной из первых поездок мы обогнали идущую по обочине женщину в полевой форме с офицерской сумкой на боку. Это была Елизавета Алексеевна, она шла по делам школы в район. Они сразу стали обсуждать конкретные заботы учителей, Потом папа сказал мне: "Железная женщина. На ней держится вся школа".

Так вошла в мою жизнь Елизавета Алексеевна, а в дальнейшем - её уроки математики в школе и простые краткие беседы с учениками (ни один проступок не оставался без внимания и обсуждения, полезного и без унижения).

Характеристика, которую я получил от директора школы им. С.Т.Шацкого Елизаветы Алексеевны, уезжая с семьей из Обнинска (папу перевели на строительство МГУ) - единственная моя персональная характеристика, в которой были описаны мои положительные качества и недостатки, от которых мне надлежит избавиться в будущем. Я запомнил и руководствуюсь этой рекомендацией до сих пор.

Обнинск быстро строился, и как раз ко времени приезда нашей семьи было завершено строительство первых деревянных финских домиков вдоль улицы Лесной (ныне - Горького), один из которых выделили нам (сейчас на его месте стоит пожарная часть напротив поликлиники).

Место было для нас (трое детей) прекрасное - сразу за железной дорогой лес и овраг, где мы гоняли зайцев, естественные пруды, где мы устраивали морские бои на плотах, и большое поле для футбола и лапты.

В сентябре 1947 года я пошёл во второй класс в школу в избушке рядом с главным корпусом ФЭИ (сейчас на этом месте недостроенное здание для очистных института).

С первых дней я попал в настоящую семейную тёплую обстановку вокруг Софьи Алексеевны. Как будто я с детьми и учительницей вместе уже много лет. На уроках мы слушали и много обсуждали. Ходили на прогулки по интересным местам и даже на раскопки стоянок древнего человека (дреговичей).

Эти школьные годы в Обнинске остались для меня самым светлым и радостным временем для воспоминаний на всю жизнь.

По результатам наших экспедиций я писал заметки в "Пионерскую правду", вёл переписку с "Клубом знаменитых капитанов", получал задания от капитана Немо и даже получил грамоту от Клуба с подписью всех знаменитых литературных капитанов.

Были насыщенные спортом и путешествиями летние пионерские лагеря при школе. Были школьные друзья и увлечения, сохранившиеся на всю жизнь.

С 1949 года мы учились в новом здании школы Шацкого на проспекте Ленина, 10, где теперь около чужого здания стоит памятник Шацкому С.Т.

Не могу, продолжая рассказ, не подчеркнуть тот прискорбный факт, что первозданная школа С.Т. Шацкого, где сейчас стоит его памятник, последние годы не имеет отношения к своему очевидному предназначению - быть центром педагогической Школы Шацкого С.Т., частицы которой усилиями энтузиастов педагогов-организаторов сохраняются в нашей стране и за рубежом.

Конечно, память о Станиславе Теофиловиче в нашей стране сохранена. Средняя школа №1 города Обнинска с 1961 года носит имя С.Т.Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает учреждение муниципалитета) установлен бюст выдающегося педагога.

В центре "Романтик" (г.о. Щёлково) открыты мемориальные доски педагогу-экспериментатору Станиславу Теофиловичу Шацкому и его ученику-последователю Ричарду Валентиновичу Соколову. Церемония проходила в год 100-летия системы дополнительного (внешкольного) образования, вклад в развитие которой внесли упомянутые педагоги, оставившие свой след в истории Щёлковского района.

В Санкт-Петербурге создана как частное образовательное учреждение "Средняя школа имени С.Т.Шацкого" (Василеостровский район, 21 линия, 16).

Взаимосвязь мирного атома и образования

(Отвечает Виктор Мурогов). Пользуясь случаем, я хотел бы обратить внимание ваших читателей на то обстоятельство, что атомная энергетика и образование тесно связаны друг с другом.

Более того, как утверждает мировой опыт, полномасштабная реализация атомной энергетики (мирного атома) невозможна без образования и воспитания новой морали. В подтверждение этого тезиса приведу заявление столь авторитетной международной организации как МАГАТЭ.


"Все известные научно-технические и технико-экономические проблемы развития ядерной энергетики, как то: безопасность (ядерная и радиационная), экономическая конкурентная способность, неограниченность запасов уранового и ториевого сырья, проблема радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ), сохранение окружающей среды и предотвращения антропогенного изменения климата, и др. - все эти проблемы решаемы со временем при наличии политической воли, образованных компетентных учёных и технических специалистов и при затрате необходимых материальных и финансовых ресурсов".

Всемирный ядерный конгресс в своём заявлении на Ядерном саммите 2010 года, поддержанном от имени Объединённых наций генеральным секретарём ООН, обратил внимание на следующее обстоятельство: "Единственной проблемой развития ядерной энергетики, не имеющей стопроцентной гарантии своего решения, является проблема ядерного нераспространения".

Отвечая на это, 40 стран (в том числе Россия) сделали на итоговой конференции 2010 года по раcсмотрению действия ДНЯО следующее заявление:


"Образование является императивом для содействия разоружению и нераспространению, и, следовательно, для создания мира без ядерного оружия.

Образование прививает знания и критическое мышление людям и отдельным личностям.

Образование может повысить осведомлённость общественности, в особенности будущих поколений, о трагических последствиях применения ядерного оружия.

Образование может также подвигнуть людей и отдельных личностей, граждан мира внести свой вклад в дело разоружения и нераспространения".

Таким образом, я считаю, что именно образование способно найти пути решения основной проблемы, сдерживающей полномасштабное развитие ядерной энергетики в мире, а именно, проблемы распространения.

И педагогический опыт Школы С.Т.Шацкого, направленный на воспитание и развитие творческих, самостоятельно и критически мыслящих личностей, может внести в это важный или даже решающий вклад.

Не случайно, определяя направление развития образования в базовом ядерном университете страны НИЯУ МИФИ, его ректор М.Н.Стриханов сказал: "Развитие творчества - амбициозная, сложная задача. Мы считаем важным запуск привлекательных программ подготовки инженеров нового поколения, создание в университете междисциплинарных гринфилдов по перспективным направлениям инженерии будущего, внедрение принципиально новых образовательных технологий, раскрывающих потенциал каждой личности. Именно это сегодня привлекает в наш университет мотивированных, талантливых студентов".

В заключение нашей беседы позвольте нам выразить благодарность педагогам школы имени С.Т.Шацкого Антонине Ивановне Титовой и Галине Владимировне Поляковой за внимание, поддержку, очень важную информацию по истории школы С.Т.Шацкого, её учителей и учеников.

Выражаем благодарность выпускникам школы им.С.Т.Шацкого 1952 года, сыну профессора Позе Рудольфу Позе и капитану дальнего плавания и сотруднику UNIDO OOН Евгению Георгиевичу Шарапову (Вена) за внимание, интерес и поддержку в поиске и сборе материалов по истории педагогической Школы С.Т.Шацкого и за предоставление редких фотоматериалов.

Спасибо, Нинель Михайлович и Виктор Михайлович, за интересную беседу с корреспондентами AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: История, Образование, Интервью, Виктор Мурогов, Статьи


Другие новости:

Рябков назвал невозможным прекращение работы по АЭС в Бушере

У нас нет повода что-то здесь менять.

Город Певек на Чукотке с октября полностью перейдёт на теплоснабжение от плавучей АЭС

Реконструкцию сетей теплоснабжения завершат к октябрю.

Конференция FR21 пройдёт в Пекине в апреле 2022 года

Перенос на 2022 год из-за пандемии.

Герой дня

Фукусима-1 - воду сольют в океан

Фукусима-1 - воду сольют в океан

Правительство Японии во вторник официально разрешило слить с аварийной АЭС "Фукусима-1" в океан значительный массив воды, которая, как утверждается, в целом очищена от радиоактивных веществ.



ИНТЕРВЬЮ

Виктор Каранкевич

Виктор Каранкевич
С момента включения в объединённую энергосистему страны (3 ноября 2020 года) первым энергоблоком станции произведено около 1,8 миллиардов кВт×ч электроэнергии. Продолжается этап его опытно-промышленной эксплуатации.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Комитет академии представил своё видение дорожной карты до 2050 года. Она включает в себя этапы концептуального проектирования, технического проектирования и строительства, начала работы пилотной станции и три этапа её эксплуатации.


Поиск по сайту: