AtomInfo.Ru


США - рекомендации для инноваций

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 01.03.2021

Американский аналитический центр "Nuclear Innovation Alliance" опубликовал в феврале 2021 года доклад, посвящённый стратегии США по развитию перспективных (advanced) реакторных технологий.

Авторы доклада считают, что для перспективных реакторов в США наступил "критический момент", которым необходимо воспользоваться.

"Конгресс США в течение последних нескольких лет демонстрировал двухпартийную поддержку ядерных инноваций из-за их климатических, экономических преимуществ и преимуществ безопасности", - говорится в докладе.

"Новая администрация Байдена поставила перед собой амбициозные цели обезуглероживания электроэнергетики к 2035 году и всей экономики США к 2050 году с помощью технологического подхода, включающего ядерную энергетику".

"Она также заявила о своей глубокой приверженности предотвращению распространения ядерного оружия, обеспечению ядерной безопасности и содействию безопасности будущих технологий".

Американские проекты

В Соединённых Штатах на долю атомной энергетики приходится около 20% от общей генерации и свыше 50% от безуглеродной генерации.

К середине века доля чистой электроэнергии должна существенно возрасти, что потребует оживления атомного строительства. Есть препятствия, которые необходимо устранить, считают авторы доклада - дороговизна атомных энергоблоков и различные проблемы, возникающие при строительстве (и затягивающие тем самым сроки).

"США ответили на этот вызов типично американским способом: с помощью предпринимательских ядерных инноваций, поддерживаемых государственной политикой. Десятки американских компаний разрабатывают перспективные ядерные реакторы, и все они стремятся разработать экологически чистые энергетические технологии для внутреннего использования и экспорта".

В качестве успешного примера новых разработок в докладе называется продемонстрированный в 2018 году быстрый микрореактор "Kilopower".

Однако тут же авторы напоминают о российском плавучем энергоблоке "Академик Ломоносов", ставшем "первым широко признанным малым модульным реактором" и подчеркнувшем "намерения России конкурировать на глобальном рынке перспективных реакторов".

В США на федеральном уровне реализуется целый ряд проектов в области перспективных реакторов, а именно:

• разработка быстрого исследовательского реактора VTR;

• два проекта в интересах министерства обороны - Project Pele и проект по микрореакторам;

• несколько проектов реакторных установок для космических применений, включая разрабатываемый коммерческий реактор для НАСА, чьи испытания должны пройти на Луне;

• несколько проектов исследовательских реакторов, в том числе, TCR и MARVEL.

Есть продвижение и у проектов частных компаний. Так, "Oklo Power" подала заявку на получение комбинированной (строительство и эксплуатация) лицензии для микрореактора Aurora.

В докладе кратко упоминаются также проекты компаний "X-Energy", "TerraPower", "NuScale", "Terrestrial Energy", USNC, "Kairos Power" и других.

Перспективные реакторы

Закон NEIMA (Nuclear Energy Innovation and Modernization Act), принятый в США в январе 2019 года, так определяет понятие перспективных реакторов. Это реакторы, которые в сравнении с ныне действующими реакторами:

• обладают свойствами внутренне присущей или пассивной безопасности,

• снижают стоимость выработки электроэнергии,

• производят меньше отходов и/или более эффективно используют топливо,

• обладают повышенной надёжностью,

• более устойчивы к распространению,

• имеют повышенный к.п.д. энергоблока,

• обладают способностью интегрироваться в различные электрические и неэлектрические сферы применения.

В отличие от традиционной ядерной энергетики, делающей упор на базовую генерацию масштабов 1 ГВт(э) и более, проекты перспективных реакторов ориентированы на новые сети и энергетические системы будущего.

Они варьируются от микрореакторов мощностью менее 10 МВт(э) до небольших модульных реакторов - до 300 МВт(э) или немногим более.

Меньшая по сравнению с традиционными реакторами мощность позволяет перспективным реакторам охватывать новые типы потребителей, обеспечивать распределённую генерацию, а также снижает финансовые риски вследствие меньших первоначальных капитальных затрат.

Среди проектов перспективных реакторов есть реакторы с традиционным легководным охлаждением и урановым оксидным топливом и есть проекты, в которых предполагаются иные механизмы охлаждения и топливные циклы - высокотемпературные, жидкосолевые, газоохлаждаемые, натриевые и свинцовые установки.

Закладываемая в проекты перспективных реакторов гибкость позволяет им работать совместно с ВИЭ, а также интегрироваться с системами хранения энергии.

Критически важно, что перспективные реакторы могут поддерживать глубокую декарбонизацию неэлектрических секторов - промышленное и централизованное теплоснабжение, опреснение воды, производство водорода, прямое улавливание CO2 из воздуха и многое другое.

Цели, которые необходимо поставить перед программами развития перспективных реакторов в США, по мнению авторов доклада таковы:

• восстановление лидерства США в глобальной атомной энергетике и ядерном экспорте;

• включение перспективных реакторов в американскую и глобальную стратегии декарбонизации;

• применение перспективных реакторов для целей устойчивого развития растущих экономик;

• оформление и признание на мировом уровне лучших практик в области безопасности, физической безопасности и нераспространения;

• создание новой области атомной промышленности, приносящей прибыли и создающей новые рабочие места;

• развитие концепций для хранения ОЯТ;

• решение вопросов экологии;

• формирование национальной и глобальной структур для быстрой коммерциализации перспективных реакторов;

• подключение финансового сектора к развитию перспективных реакторов и поощрение бизнес-моделей для инноваций;

• поддержка существующего парка АЭС США с целью сохранения человеческих ресурсов и цепочек поставок.

Рекомендации для отрасли

Основы глобального лидерства закладываются дома, справедливо считают авторы доклада.

Поэтому они сформулировали рекомендации для отрасли, политиков и регуляторов, исполнение которых должно, по замыслу авторов, обеспечить американское первенство в сфере перспективных реакторов.

Североамериканские компании, разрабатывающие проекты перспективных реакторов.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Рекомендации для отрасли, перечисленные в докладе, таковы:

• выявлять, привлекать и обучать на ранней стадии потенциальных заказчиков (коммунальные компании, промышленность, регионы, специализированные компании);

• разрабатывать новые бизнес-модели для атомной энергетики, такие как прямые продажи электроэнергии, проектное финансирование или другие финансовые инновации, заимствованные из смежных секторов энергетики;

• решать вопросы разнообразия, социальной справедливости и инклюзивности для привлечения максимально конкурентоспособной и инновационной рабочей силы;

• создавать высококачественные рабочие места и обеспечивать, чтобы перспективные реакторы стали желанными для местных общин (регионов) с точки зрения экономических выгод;

• обеспечивать более низкий уровень затрат для заказчиков, а также повышать степень определённости затрат (иными словами - стараться не перерасходовать первоначальные сметы);

• создавать надёжные цепочки поставок и источники рабочей силы для строительства перспективных реакторов;

• проявлять гибкость в стратегиях (и убеждаться в том, что потенциальным заказчикам об этом известно);

• развивать энергетические рынки за пределами сектора электроэнергетики;

• обеспечивать соответствие перспективных реакторов глобальным требованиям безопасности, используя такие подходы как "обеспечение нераспространения и физической защиты за счёт проектных решений".

Кроме того, авторы доклада настойчиво рекомендуют отрасли вести работу по привлечению к тематике перспективных реакторов финансовых и инвестиционных компаний.

"Перспективные реакторы отличаются от других энергетических технологий, поэтому необходимо совместное обучение инвесторов и разработчиков", - считают авторы доклада.

Рекомендации для федеральных властей США

Закон NEIMA, упомянутый ранее, сыграл положительную роль и придал импульс инновационному развитию американской атомной отрасли и делу реформы системы регулирования.

Однако, полагают авторы доклада, для полного раскрытия потенциала направления необходимо продолжать работу на законодательном и исполнительном уровнях власти, при этом потребуется сохранение двухпартийного консенсуса в поддержку перспективных реакторов.

Конкретно, считают авторы доклада, от федеральных политиков и чиновников потребуются следующие действия:

• обеспечивать выделение в достаточном объёме ассигнований на деятельность министерства энергетики США в сфере атомной энергетики, включая программу демонстрации перспективных реакторов (ARDP), программы НИОКР для малых модульных реакторов, программу ARPA-E и другие;

• финансировать многочисленные демонстрационные проекты с различными реакторными технологиями, чтобы обеспечить американским компаниям лидерство в гонке за коммерциализацией;

• предлагать отрасли имеющиеся (или планируемые к появлению) в распоряжении государства экспериментальные и испытательские возможности - исследовательский реактор VTR, национальный инновационный реакторный центр, и так далее;

• создавать стимулы для головных АЭС с перспективными реакторами, включая налоговые кредиты, гранты, кредитные гарантии и долгосрочные соглашения о покупке электроэнергии;

• создавать условия для конкуренции между перспективной атомной энергетикой и ископаемыми видами топлива путём учёта углеродного загрязнения;

• поддерживать надёжное базовое финансирование НИОКР;

• оказывать поддержку университетским исследованиям и развитию кадрового потенциала;

• финансировать комиссию по ядерному регулированию (NRC) и национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) с целью интегрирования в их деятельность направления перспективных реакторов;

• продолжать практику назначения знающих и квалифицированных должностных лиц в министерстве энергетики и в NRC;

• углублять ядерную проблематику в различных ведомствах США, включая введение в них соответствующих должностей для рассмотрения различных вопросов, связанных с атомной энергетикой;

• поддерживать практику отраслевых грантов на протяжении всего цикла разработки, лицензирования и демонстрации технологий для повышения шансов на успешную коммерциализацию;

• внедрять модели поэтапных платежей для демонстрационных проектов с целью максимизации шансов на успешное развитие и минимизации рисков для налогоплательщиков;

• поручить министерству энергетики проведение анализа и прикладных исследований того, как перспективные реакторы могут применяться в неэлектрических секторах энергетики для удовлетворения требования по глубокой декарбонизации.

• проводить дополнительные исследования воздействия низких доз радиации на здоровье человека.

Рекомендации для регуляторов США

Системы регулирования в США, как и во многих других странах, зачастую слишком ориентированы на конкретные технологии. Иными словами, они разрабатывались с упором на традиционные легководные реакторы.

Сертифицирование перспективных реакторов в США сейчас возможно в соответствии с правилами "Part 50" и "Part 52", реализующими положения закона об использовании атомной энергии.

Тем не менее, считают авторы доклада, существующая система регулирования должна быть адаптирована для сертифицирования проектов перспективных реакторов, обладающих множественными инновационными характеристиками.

В докладе предлагается применять механизм правила "Part 53". Отработать и принять соответствующий регулирующий механизм необходимо в срок до октября 2024 года (см. поясняющую диаграмму ниже).

Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра

Рекомендации по ЯТЦ

Ядерное топливо - основа ядерной энергетики, и многие перспективные реакторы основываются на новых типах топлива.

Соответственно, им потребуются новые топливные материалы (HALEU, соли), новые топливные концепции (TRISO), в дальнейшем возможен и переход к ториевому циклу.

Новые потребности дают США возможность оживить топливную промышленность путём модернизации и расширения, поддерживая тем самым рост рабочих мест.

В то же время политика в области ядерных отходов зашла в тупик. Соединённые Штаты нуждаются в новых подходах к обращению с ОЯТ, включая инновации в области переработки и в области временного хранения топлива.

В конечном счёте США будут нуждаться в согласованном варианте размещения долгосрочного хранилища ОЯТ и ВАО.

Соответственно, всем заинтересованным сторонам необходимо чётко сформулировать требования к топливным циклам перспективных реакторов, обеспечить в должном объёме производство урана повышенного обогащения (HALEU), предпринимать по мере необходимости шаги по поддержке других топливных материалов и типов.

Также нужно совместно с регионами рассмотреть последствия добычи урана, поддержать строительство нескольких временных централизованных хранилищ ОЯТ, рассмотреть новые подходы к изготовлению топлива и переработке ОЯТ и решить проблему долгосрочного хранения ОЯТ.

Рекомендации по экспорту

Отдельная большая глава доклада посвящена экспорту американских перспективных реакторов (естественно, как это сейчас принято в США, основными конкурентами авторы видят Китай и Россию, а союзниками - так называемых демократических партнёров).

Приведём наиболее существенные рекомендации, перечисленные в докладе. Начнём с предлагаемых приоритетов:

• укрепить позиции частных американских компаний в конкуренции с государственными компаниями (России и Китая);

• оценить объём глобального рынка перспективных реакторов и поддержать управляющие структуры США, требуемые для безопасного экспорта реакторных технологий;

• усилить важность атомной энергетики во внешней политике США и в "дипломатии чистой энергии";

• разработать современную систему экспорт-контроля, которая обеспечивала бы исполнение нераспространенческих обязательств, но не наносила ущерба конкурентоспособности американских компаний.

Из рекомендаций по отдельным направлениям можно выделить следующие:

• провести детальный анализ российских и китайских предложений и стратегий на рынке АЭС, выявить их ключевые особенности и предложить на основе анализа конкурентоспособную стратегию для американских фирм;

• извлекать пригодные для США уроки из практики использования Китаем и Россией отношений в области энергетики для получения геополитических преимуществ;

• распространять среди американских компаний информацию о стратегиях, применяемых зарубежными государственными компаниями, а также обучать их методам конкуренции с такими соперниками;

• проанализировать ошибки, допущенные в прошлых атомных проектах, описать возникавшие проблемы и предложить для них решения;

• проанализировать удачные экспортные проекты и выделить условия, приведшие их к успеху;

• рассмотреть новые финансовые подходы и сценарии, способные поддержать эффективное структурирование и исполнение проектов;

• отдавать приоритетность устойчивому финансированию для поддержки экспорта американских технологий;

• определять способы и программы финансирования для оказания программной и проектной поддержки странам-заказчикам на ранних стадиях, включая программы по подготовке кадров;

• координировать действия с союзниками и демократическими торговыми партнёрами для заключения многонациональных сделок в новых странах;

• совместно с международными организациями работать над созданием международной рамочной программы для перспективных реакторов;

• определять, как существующие рекомендации по ядерным гарантиям и физической безопасности должны быть адаптированы к технологиям следующего поколения с сохранением их строгости;

• гармонизировать международные лицензионные требования, процедуры и вспомогательные стандарты для содействия стандартизации реакторов и снижению затрат на лицензирование;

• снимать запреты на финансирование атомной энергетики региональными и международными банками развития и многонациональными финансовыми учреждениями;

• задействовать потенциал посольств США для координации работы с потенциальными клиентами и американской атомной отраслью;

• вовлекать страны в конвенцию о дополнительной компенсации или другие договора и конвенции об ответственности за ядерный ущерб в целях снижения глобальных торговых барьеров;

• поощрять и содействовать включению атомной энергетики в различные национальные и международные программы по чистой энергетике;

• содействовать рассмотрению перспективных реакторных технологий в качестве важнейшего источника энергии для промышленного отопления, опреснения воды и производства водорода;

• активизировать взаимодействие и сотрудничество с союзниками США в области развития технологий, экспортного финансирования, гармонизации регулирования и лицензирования, а также поддержки стран-покупателей;

• расширять использование меморандумов о взаимопонимании в области ядерного сотрудничества в качестве средства привлечения стран, заинтересованных в атомной энергетике - особенно развивающихся экономик и новых стран, рассматривающих коммерческую атомную энергетику;

• взаимодействовать с существующими и потенциальными торговыми партнёрами для постоянного выявления и снижения барьеров;

• снимать запреты на иностранные инвестиции в американскую атомную энергетику (по крайней мере для союзников США), а также минимизировать другие торговые барьеры между США и их ближайшими ядерными торговыми партнёрами (Канада, Япония, Южная Корея, Британия, Франция и др.).

Ключевые слова: США, Перспективные реакторы, Статьи, Мнения


Другие новости:

Завершены работы по выгрузке топлива из бассейна выдержки блока №3 АЭС "Фукусима Дайичи"

Топливо осталось в бассейнах блоков №№1/2.

Заключительные испытания энергоблока №6 начались на Ленинградской АЭС

Нужно отработать без замечаний на 100% в течение 15 суток.

В Швеции изучат возможности строительства демонстрационного реактора SEALER

К 2030 году.

Герой дня

БН-800 загружен MOX-топливом на треть

БН-800 загружен MOX-топливом на треть

Таким образом, активная зона БН-800 теперь на треть заполнена инновационным топливом. С настоящего момента в реактор будет загружаться только МОКС.



ИНТЕРВЬЮ

Аджит Кумар Моханти

Аджит Кумар Моханти
Несмотря на сложности, вызванные пандемией коронавируса, на реакторе "Dhruva" в 2020 году был выполнен значительный объём работ. В частности, для нужд наработки различных радиоизотопов было облучено порядка 500 образцов (мишеней).


МНЕНИЕ

Smith

Smith
Последние новости программы геологического захоронения РАО, поэтапно реализуемой в Великобритании, заключаются в том, что городской совет поселения Copeland публично объявил о намерении принять активное и непосредственное участие в процессе выбора подходящей площадки.


Поиск по сайту: