AtomInfo.Ru


Вывоз первой партии ОЯТ с атомной плавучей техбазы Лепсе - комментарии

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 01.10.2019

25 сентября 2019 года первая партия отработавших топливных сборок с находившейся в аварийном состоянии плавучей технической базы (ПТБ) "Лепсе" была доставлена на базу ФГУП "Атомфлот" в Мурманске.

В первой партии, упакованной в шесть транспортных контейнеров, находятся 111 топливных сборок. Они были доставлены на "Атомфлот" с судоремонтного завода "Нерпа" теплоходом "Серебрянка".

На СРЗ "Нерпа" начали выгружать топливо с "Лепсе" в мае этого года, около трёх месяцев потребовалось для подготовки первой партии топливных сборок к транспортировке (подрезка верхней части и подрыв пеналов).

Далее в течение трёх недель пеналы были доставлены на пирс, упакованы в ТУК и погружены на теплоход "Серебрянка". Всего необходимо перевезти 639 топливных сборок, которые будут доставлены за шесть рейсов.

Перевозка топливных сборок - один из последних этапов утилизации ПТБ "Лепсе", которая началась в 2008 году.

Работы ведутся за счёт гранта фонда поддержки природоохранного партнерства "Северное измерение" (распорядитель фонда - европейский банк реконструкции и развития) в размере 53 миллиона евро.

Полный вывоз ОЯТ с ПТБ "Лепсе" планируется завершить в 2020 году.

Александр Никитин, генеральный директор ЭПЦ "Беллона":

"Прибытие первой партии ОЯТ с "Лепсе" говорит о том, что это тот результат, к которому мы стремились, начиная работать по этому проекту в 1995 году.

Мы хотели провести работу таким образом, чтобы этот объект вывести в абсолютно безопасное состояние. Абсолютно безопасное состояние для этого объекта - это когда оттуда изъяты ядерные и радиоактивные материалы, а сам объект утилизирован (поскольку он не может дальше служить) и безопасно размещён.

Для региона в целом - не только для населения Мурманской области, но для всего международного региона, включающего Финляндию, Швецию, Норвегию, это означает, что мы убрали один из самых ядерноопасных объектов наследия.

Это уникальный регион, потому что здесь находится большое количество проблемных ядерноопасных объектов. Речь идет и о "Лепсе", и об Андреевой Губе, и о затопленных объектах с ядерным топливом на борту.

Убрав "Лепсе" из этого списка, мы повысили безопасность региона, создали условия для того, чтобы он был ядернобезопасным и чтобы не пострадали ни окружающая среда, ни люди.

Механизм реализации подобных проектов запущен и работает. Все проекты, связанные с ликвидацией ядерного и радиационного наследия, уже в работе. Это и Гремиха, и Андреева Губа, и Сайда, и Атомфлот, и более мелкие объекты.

Все эти проекты должны быть доведены до конца. Нам приходится серьёзно работать над тем, чтобы сохранить международное участие в этих проектах. Если остановить эти работы, то потом придется начинать всё с начала и это будет стоить гораздо дороже.

Сейчас самое главное - сохранить уникальных специалистов и оборудование, созданное под конкретные задачи, чтобы довести эти проекты до конца".

Сергей Жаворонкин, секретарь общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области:

"Транспортировка первой партии отработанного ядерного топлива с плавтехбазы "Лепсе" на ФГУП "Атомфлот" - это важное событие, означающее завершение первого этапа решения проблемы ПТБ.

Я долгое время работал на ФГУП "Атомфлот", и эта проблема мне близка. Мы ею начали заниматься ещё с 1988 года, когда судно вывели из эксплуатации, тогда еще не было речи о международном участии.

Мурманское морское пароходство (оно тогда ещё не входило в структуру атомной отрасли) за свои средства разрабатывало подходы к утилизации этого судна. Изначальный вариант предполагал, что судно разделываться не будет, а будет отправлено на Новую Землю и заморожено в вечной мерзлоте.

Затем подключились международные организации, которые по-своему оценили обстановку. Я тогда уже работал в "Беллоне", и мы подготовили свою позицию по "Лепсе" и докладу французской компании SGN и опубликовали ее в 2005 году.

Документация SGN была полезной и информативной, она позволяла посмотреть на западный подход к проблеме, но мы ею не могли воспользоваться, так как она была разработана на основе других стандартов.

Вопросы ядерной безопасности очень важны, и мы обязаны соблюдать национальное законодательство и отвечать перед своими надзорными органами.

Было заседание контактной экспертной группы, мы на ней представили свою позицию и предложения. Работая в неправительственной организации, часто сталкиваешься с проблемой непонимания с государственными структурами. Но здесь на удивление руководство делегации со стороны Росатома поддержало нашу позицию.

Был подготовлен проект "Аспект-конверсия". Мы ценим, что наше мнение услышали. Пользуясь таким взаимопониманием, мы впервые организовали общественные слушания в Снежногорске по материалам оценки воздействия на окружающую среду этого проекта.

В феврале 2007 года мы провели эти слушания, чтобы работники СРЗ "Нерпа" и жители могли ознакомиться с тем, что им предстоит сложная, потенциально опасная работа, но заложенное проектное решение гарантирует, что эта работа будет сделана безопасно как для окружающей среды, так и для персонала и населения.

Сегодня мы видим, что и дозы, и состояние окружающей среды при вырезке первой партии ОЯТ подтвердило наши выводы. Но реализация проекта - процесс долгий, и было возмущение тем, что он занимает столько времени.

Я, поскольку сам работал долгое время на Атомфлоте, считаю, что главное - сделать безопасно. Пусть это будет дольше, но проблема будет решена.

Спустя пят лет мы организовали повторные слушания в Снежногорске, чтобы напомнить людям о том, что скоро будут начаты работы и как они будут реализованы.

Сейчас мы можем сказать, когда уже есть результат в виде первой партии ОЯТ, которая пришла на "Атомфлот", что пошли по правильному пути. Мы следили за ходом реализации проекта, обсуждали на Общественном совете по вопросамбезопасного использования атомнойэнергии в Мурманской области, приглашали местные СМИ.

Здесь очень важно отметить аспект международного сотрудничества. Мы видим большой интерес со стороны Норвегии к безопасности Баренцева моря, и это вполне обоснованно, так как это их безопасность тоже".

Ключевые слова: ОЯТ, Мнения


Другие новости:

Правительство в 2020-2022 гг намерено вложить 340 млрд руб в развитие атомного комплекса России

Это следует из материалов к проекту бюджета.

"Westinghouse" будет сотрудничать с EDF в области малых модульных реакторов

Дорожная карта сотрудничества будет утверждена в начале 2020 года.

Ленинградская АЭС-2: реактор второго блока готов к промывке первого контура

Загрузка топлива - в начале 2020 года.


Герой дня

Иран - институт ядерной науки и технологии

Иран - институт ядерной науки и технологии

На полях сессии иранской делегацией было организовано мероприятие, на котором участники могли узнать подробности о работах, проводимых входяшим в состав AEOI исследовательским институтом ядерной науки и технологии (NSTRI).



ИНТЕРВЬЮ

Янко Янев

Янко Янев
Прежде всего, я рассматриваю перспективы нашей отрасли с точки зрения наличия компетентности и знаний. Во-вторых, нужно учитывать, существует ли политическое понимание того, что такое атомная энергетика, и знают ли правительства, что им нужно делать, чтобы быть ответственными хозяевами ядерно-энергетического комплекса.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Поэтому на первых порах программа работ будет такой, что у человека всё-таки сохранится возможность доступа внутрь установки для отладки и обслуживания диагностических систем. Но как только на ИТЭР начнутся работы с дейтерием, то все эти операции придётся переложить на плечи роботов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100