Четыре проблемы индийского атома AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 01.01.2016 Индия планирует проследовать за Китаем и сделать важные шаги в развитии своей атомной энергетики. Но получится ли это у индийских атомщиков? Размышлениям на тему предаётся индийское издание "Firstpost". Следует отметить, что ряд соображений, высказанных изданием, касаются положения дел в Индии, а не в глобальной атомной отрасли. Проблема дороговизны У атомной энергетики есть много проблем, но её противники чаще всего их не видят. Аргументы критиков берутся из устаревших мурзилок про радиацию, ядерные отходы и аварии. На самом деле, отрасль волнуют вопросы финансирования, регулирования, всеобщего для промышленности снижения качества кадров, а также транспарентности. Атомные станции могут отпускать электроэнергию по конкурентоспособным ценам. Но известная особенность экономики АЭС заключается в том, что большую часть вложений в неё необходимо сделать на самом раннем этапе - на стадии строительства. В то время как у тепловой энергетики затраты более равномерно распределены по всему жизненному циклу. Атомную станцию проектируют сегодня на срок службы 60 лет, конструкторы и другие специалисты работают над продлением этого срока до 80 или даже 100 лет. Тепловая генерация живёт примерно 30 лет, солнечные фермы - и того меньше, лет 20. Больший срок службы АЭС сказывается на её стоимости. Следующий фактор, каменным грузом висящий на мирном атоме - необходимость учитывать в финансовых раскладах цену обращения с отходами и вывода АЭС из эксплуатации. При этом станции, работающие на органическом топливе, освобождены от платежей за вызываемые ими экологические загрязнения - иными словами, они получают косвенным образом субсидирование. В результате, большие капзатраты отпугивают от атома частных инвесторов и заставляют задумываться государства. Один из вариантов, предлагаемых мировой атомной отраслью для решения проблемы дороговизны АЭС - делать менее мощные энергоблоки. Будет проигрыш в цене установленного киловатта? Его можно попытаться компенсировать за счёт перехода к модульным проектам с заводским изготовлением модулей. А итоговый выигрыш будет заключаться в существенном снижении стоимости сооружения энергоблоков. Государство, в свою очередь, также могло бы облегчить атомщикам приобретение финансовых ресурсов. Хорошим примером здесь является Китай. Весной 2015 года китайская корпорация CNNC привлекла 2,5 миллиарда долларов после выхода на IPO на шанхайской бирже. Напротив, индийское государство демонстрирует сдержанность по отношению к любому вовлечению общества в атомную отрасль, будь то финансовое, технологическое или административное вовлечение. Частное финансирование атомных проектов в Индии находится под запретом. Даже государственные неатомные организации только сейчас получают право вкладывать деньги в атом. В 2012 году предлагалось выделить порядка 10% акций ядерно-энергетической корпорации (NPCIL) Индии и разместить их на бирже. Как и многие другие предложения, оно утонуло в трясине индийской бюрократии. Проблема регулирования Проблема номер два, стоящая перед атомной отраслью - проблема регулирования. В Соединённых Штатах процедура сертификации в надзорном органе требует больших человеческих и финансовых ресурсов. Зачастую регуляторы подходят к новым проектам с устаревшими критериями и не учитывают новые знания, полученные отраслью. Но в Индии сложности появляются ещё раньше. Начнём с того, что индийский регулятор AERB не является независимым от атомной отрасли - то есть, от тех, кого он должен регулировать и за кем должен надзирать. Конечно, атомные чиновники утверждают, что зависимость AERB не влияет на его работу. Однако в такой стране, как Индия, даже намёк на возможность злоупотреблений заставляет беспокоиться. Доверие к государственным структурам в индийском обществе не слишком велико - несомненно, что подобное недоверие переносится и на заявления и действия зависимого регулятора. Многочисленные задержки на атомных проектах не добавляют гражданам уверенности. Быстрый бридер PFBR-500 минимум три года готовится к выходу на критику. Ториевый проект AHWR-300 несколько лет ждёт разрешения на первый бетон. Проект индийского легководника мощностью 900 МВт(эл.) никак не может получить одобрения. На блоке "Куданкулам-1" затянулся ППР - якобы вследствие "тщательных инспекций со стороны регуляторов". В каждом из этих случаев отрасль ссылается на регуляторов и объясняет задержки "проверками безопасности". Разумеется, никто не станет обвинять атомщиков в том, что они заботятся о безопасности - но также почти никто не знает, чем конкретно была вызвана та или иная задержка. Проблема качества кадров Кадровая проблема - наверное, самая трудная проблема из числа стоящих перед атомной отраслью. Качество кадров снижается. Это касается не только инженеров на БЩУ, но и работников цементных заводов, сварщиков и людей десятков иных профессий, вовлечённых в атомную энергетику. Проблема кадров касается не только Индии. Хрестоматийным примером может стать строительство "Олкилуото-3", за которое отвечает AREVA. Отсутствие должного понимания ядерной безопасности, плохая координация между различными группами и направлениями, задержки с устранением проявляющихся проблем, недостаточная подготовка работников для участия в атомном проекте, запутанная система управления - вот что такое "Олкилуото-3", полагает издание. Проблемы на финском блоке возникли по простой причине - вследствие отсутствия практического опыта сооружения атомных электростанций. В Европе был длительный перерыв в строительстве АЭС, и лучшие инженеры, рабочие и другие специалисты покинули отрасль в период паузы. Индия строит АЭС, но делает это вялыми темпами - два десятка реакторов за 45 с лишним лет. Чтобы строить АЭС хорошо, нужно строить их много. В Эмиратах корейцы начали строить сразу четыре блока, и такие объёмы положительно сказываются на эффективности работ. Как бы то ни было, но с задержками и затяжками строительства отрасль обязана справиться. Времена, когда единственный блок могли возводить на протяжении десятилетия, должны остаться в прошлом - иначе нельзя говорить о каких-либо серьёзных планах по развитию атомной энергетики. Проблема транспарентности Закрытость атомного сообщества порождает страхи перед атомной энергетикой. Атомная отрасль в Индии закрыта. Перед человеком со стороны, произнёсшим слово "атомный", смыкаются уста собеседников и захлопываются все двери. Информативно и полезно об индийском атоме пишут зарубежные аналитические центры, а не их индийские коллеги. Обоснованием закрытости часто называют секретность. Но за секретностью нередко скрывается обычная некомпетентность. Излишняя секретность порождает подозрения у общества. Фантастические слухи, распространяющиеся про индийский атом, появляются потому, что люди не знают, чему верить. Между прочим, в отсутствии транспарентности не стоит обвинять одних лишь атомщиков. Законодательство в Индии построено таким образом, что атомщики могут легко угодить в тюрьму, если попробуют быть более открытыми о своей работе. Различные атомные и проатомные организации Индии ведут в последние годы серьёзную работу по ядерному просвещению, стараясь разъяснить населению хотя бы основы атомной энергетики и повысить его грамотность. Но в целом, работа, которую предстоит проделать по повышению открытости отрасли, будет подвигом, достойным Геракла. Итак, перед атомной отраслью Индии стоят четыре основных проблемы, и от того, как она сумеет с ними справиться, будет зависеть - сможет ли атом внести вклад в достижение чистого, дешёвого и энергобезопасного энергетического будущего, полагает издание. Ключевые слова: Азия, Индия, Статьи Другие новости: СМИ: ветряные станции по совокупной мощности превзошли такой же показатель у АЭС Однако атомные станции в реальности вырабатывают на две трети больше энергии, чем ветряные. Ленинградская АЭС: энергоблок №2 работает на полной мощности Замечаний к работе оборудования и персонала нет. Одна из статей - по ATF-топливу от "Westinghouse". |
Герой дня За локомотивом - платформа. Следом крытый грузовой вагон с вешками габаритов. Далее три полувагона, они нужны для того, чтобы в случае задевания вешками габаритов препятствия поезд мог остановиться, не повредив ценный груз. ИНТЕРВЬЮ
Олег Кононов МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |