Монджу - неясное будущее AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 31.12.2015 Технические и организационные проблемы на простаивающем быстром натриевом реакторе "Монджу" могут создать серьёзные трудности для энергетической политики Японии, считает агентство "Kyodo". Риск закрытия В своём обширном комментарии агентство напоминает, что правительство Японии стремится к созданию коммерческого быстрого бридера для рециклирования ОЯТ и достижения самодостаточности по топливу в сфере атомной энергетики. Япония лишена значимых запасов урана и вынуждена импортировать его для своих АЭС. По этой причине страна нуждается в замыкании ЯТЦ. Однако ситуация вокруг экспериментального быстрого натриевого реактора "Монджу" такова, что аппарат рискует быть закрытым. В ноябре регулирующий орган предупредил правительство о необходимости в течение шести месяцев принять меры, гарантирующие безопасность "Монджу", или закрыть его. Кроме того, регуляторы считают, что у реактора должна быть сменена эксплуатирующая организация. Быстрый натриевый реактор "Монджу" (Мондзю) был остановлен после инцидента 8 декабря 1995 года, когда утечка 640 кг натрия привела к пожару. Впервые после останова реактор был выведен на критику 8 мая 2010 года, однако вновь остановлен после инцидента 26 августа 2010 года с падением в корпус узла (стальной колонны) блока перегрузочного оборудования. С тех пор реактор простаивает. В поисках оператора Агентство по ядерному регулированию (NRA) Японии подвергло критике эксплуатирующую организацию - государственное агентство по атомной энергии JAEA - за "малый прогресс" в деле укрепления безопасности блока. В научном министерстве Японии, курирующем проект, создан рабочий комитет, который должен предложить кандидатуру новой ЭО для "Монджу". Источники в отрасли считают, что подобрать преемника будет сложно, и реактору реально угрожает закрытие. Правительство могло бы пойти простым путём и создать для эксплуатации реактора новую государственную организацию. Но так уже поступали в прошлом - JAEA является третьим по счёту оператором "Монджу", и такая практика не привела к коренному перелому ситуации. В то же время, передавать быстрый бридер под управление частной компании станет слишком рискованным. В федерации электрогенерирующих компаний (FEPC) Японии открыто говорят, что частники не имеют должного уровня технических познаний для работы с быстрым реактором. Общественная организация JINF, поддерживающая атомную энергетику, обвиняет регуляторов в том, что своими требованиями они подготавливают почву для закрытия "Монджу". Активисты считают, что правительство должно "скорректировать" отношение регуляторов к быстрому бридеру. В антиядерных организациях Японии уверены, что ни частные, ни государственные компании страны не смогут должным образом эксплуатировать "Монджу", и поэтому реактор следует закрыть. Геополитический аспект Закрытие АЭС "Монджу", считают многие японские отраслевые эксперты, будет означать, что власти расписались в отказе от замыкания и быстрой программы. Неожиданным образом вопрос о закрытии или сохранении АЭС "Монджу" имеет также геополитическую грань. Продолжающееся накопление плутония на японских блоках без перспективы его использования в быстрых реакторах усилит подозрительность мирового сообщества, где и так уже слышны предупреждения о возможном стремлении Токио к ядерному оружию. В октябре 2015 года Китай поднял в ООН тему о японских запасах делящихся материалов, которые якобы способны обеспечить создание более 1000 ядерных боеголовок. Не исключено, что после закрытия "Монджу" подобные претензии будут звучать всё чаще. Альтернативой замыканию с быстрыми реакторами может служить использование MOX-топлива в легководных реакторах. До аварии на Фукусиме японские энергетики планировали перевести на частичное использование MOX-топлива от 16 до 18 блоков с LWR. Теперь эти планы отложены на неопределённый срок. Ключевые слова: Быстрые натриевые реакторы, Азия, Япония, АЭС Монджу, Статьи Другие новости: СМИ: ветряные станции по совокупной мощности превзошли такой же показатель у АЭС Однако атомные станции в реальности вырабатывают на две трети больше энергии, чем ветряные. Ленинградская АЭС: энергоблок №2 работает на полной мощности Замечаний к работе оборудования и персонала нет. Одна из статей - по ATF-топливу от "Westinghouse". |
Герой дня За локомотивом - платформа. Следом крытый грузовой вагон с вешками габаритов. Далее три полувагона, они нужны для того, чтобы в случае задевания вешками габаритов препятствия поезд мог остановиться, не повредив ценный груз. ИНТЕРВЬЮ
Олег Кононов МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |