Отто Ган - германский атомоход AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 06.11.2015 Отто Ган - это имя носил не только знаменитый радиохимик, но и единственное в Германии торговое судно с ядерно-энергетической установкой. Атомоход "Отто Ган", фото Википедия. Проект Багге Проектирование первого и последнего германского атомохода стартовало в 1960 году под руководством Эриха Багге. Ученик Гейзенберга и активный участник ядерной программы гитлеровской Германии, доктор Багге после войны был вывезен в Англию, а после возвращения домой стал обычным профессором в университете Гамбурга - но вскоре дела его пошли в гору.
В 1955 году с Западной Германии был снят запрет на проведение мирной ядерной деятельности. В 1956 году Багге стал соучредителем компании GKSS со штаб-квартирой вблизи Гамбурга, занимавшейся возможными применениями атомной энергии для морских судов. Атомоход "Отто Ган" (Otto Hahn) стал наиболее известным проектом фирмы. Строительство судна началось на верфях в Киле в 1963 году, спуск на воду состоялся 14 июня 1964 года. Ждать пуска реактора потребовалось ещё четыре с лишним года. Наконец, в октябре 1968 года "Отто Ган" был сертифицирован и приступил к работе. Как атомоход он прослужил до 1979 года, после чего реактор был демонтирован и заменён на дизель. Свою жизнь экс-атомоход окончил в 2009 году на индийской верфи, где был разрезан на металлом и утилизирован. Реактор "Отто Ган" Под нужды реактора "Отто Ган" на судне были отведены три отсека в центральной его части. В левом отсеке (на рисунке помечен как 1) располагалась собственно реакторная установка, включая ГЦН и парогенераторы. В центральном отсеке 2 находились вспомогательные системы и лаборатории, а в правом отсеке 3 - бассейн для хранения топлива. Расположение реактора на судне "Отто Ган". На германском атомоходе использовался реактор PWR с водой под давлением. Его характерными особенностями были относительно небольшое давление и условия насыщения в верхней части активной зоны. Это позволяло пузырькам пара образовываться под верхней крышкой реактора - в результате реакторной установке не требовался отдельный компенсатор объёма (pressurizer). Ещё одной особенностью реактора "Отто Ган" является интегральная компоновка с размещением оборудования первого контура в едином баке-корпусе, который также играл роль защиты. Три ГЦН были установлены в нижней части установки. Применены парогенераторы типа helical once-through, в которых получался перегретый пар - его подавали на турбину мощностью 10 тысяч лошадиных сил. Мощность реактора "Отто Ган" составляла 38 МВт(т). Длина кампании - 900 суток, среднее выгорание топлива - 23 ГВт×сут/т. В качестве топлива использовался UO2 с обогащениями от 3,5% до 6,6%, загрузка по диоксиду урана составляла 1,7 тонны. Активная зона набиралась из 12 топливных сборок 16×16. Материалом оболочки твэлов был выбран сплав циркалой-4. Эквивалентный диаметр активной зоны равнялся 1050 мм, активная высота - 830 мм. Средний поток тепловых нейтронов - 1,1×1013 см-2с-1.
Общий объём теплоносителя составлял 1200 кубических футов, или почти 34 кубометра. Расчётное давление (design pressure) - более 8,3 МПа, рабочее давление (operating pressure) - около 6,33 МПа, соответствующие температуры - 300°C и 273°C. Многие решения, использованные в реакторе "Отто Ган", были впоследствии перенесены в американский проект АСММ mPower. Первый и второй контуры реакторной установки "Отто Ган". Смена статуса Будучи атомоходом, "Отто Ган" прошёл в общей сложности около 650 тысяч морских миль, а на его реакторе провели две перегрузки. В 1979 году владельцы приняли решение демонтировать реактор и заменить его на дизельную установку, что и было сделано. В неядерном статусе "Отто Ган" прослужил ещё 30 лет под разными именами и в 2009 году, будучи уже греческим судном под либерийским флагом, был продан на металлолом. Подъём реактора "Отто Ган" при демонтаже в 1979 году. Вывоз демонтированного реактора в 1979 году. Эхо войны Первые десять лет после войны Западной Германии было запрещено заниматься мирной атомной деятельностью. Запрет был снят в 1955 году. Но даже тогда, спустя 10 лет после капитуляции фашистского режима, слишком многое зловеще напоминало о войне - в том числе, и в германском атоме. Созданием атомохода "Отто Ган", как уже было сказано, руководил участник германского уранового проекта Эрих Багге. А первым капитаном атомохода стал Генрих Леманн-Вилленброк. Он больше известен как капитан германской подводной лодки U-96. Военный пропагандист Лотар-Гюнтер Буххайм после войны написал о лодке и её капитане книгу "Das Boot", по которой был поставлен одноимённый фильм. На "Отто Гане" Буххайм вернулся к своему герою, написав книгу "Прощание". Война для капитана атомохода так и не стала прошлым - если он в море видел корабль, то рефлекторно прикидывал его тоннаж, как когда-то в боевом походе. Генрих Леманн-Вилленброк, капитан "Отто Ган". Ключевые слова: Атомоходы, История, Европа, Германия, Статьи Другие новости: На первом корейском блоке с APR-1400 начата загрузка топлива На операцию отводится девять суток. Регуляторы Японии предложили сменить ЭО реактора Монджу Решение нужно принять в шестимесячный срок. Минобороны РФ к 2020 году получит мобильные атомные энергостанции Проект находится на стадии НИР. |
Герой дня Олег Кононов: публикации защищают приоритет Чем в этой связи может быть полезен ВАНТ? Журнальная публикация, в отличие от патента, "бьёт по площадям", то есть, покрывает больший объём информации, чем патент. Таким образом, публикуя статью в журнале, мы создаём удобное подспорье для росатомовских юристов в их борьбе с враждебными для нас патентами. ИНТЕРВЬЮ
Игорь Матвеенко МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |