AtomInfo.Ru


Вадим Махов: удачные инновации - результат естественного отбора

Technicky tydenik, ОПУБЛИКОВАНО 19.12.2013


Публикуем перевод интервью чешского издания "Technicky tydenik" с генеральным директором компании ОМЗ Вадимом Маховым.

Вадим Махов родился в 1972 году в городе Череповец Вологодской области. В 1994 году с отличием закончил Государственную Академию управления им. С. Орджоникидзе, защитил кандидатскую диссертацию по экономике, получил диплом MBA бизнес-школы Университета Нортумбрия в Великобритании.

В компании "Северсталь" с 1994 г. по 2009 г. Вадим Махов прошёл путь от заместителя начальника лаборатории экономических исследований до председателя комитета совета директоров по стратегии.

Вадим Махов - профессор школы бизнеса "Сколково", где разработал и ведёт курсы бизнес-планирования и инноваций.

С 10 июня 2011 года Вадим Махов - генеральный директор компании ОМЗ. 10 декабря 2011 года назначен Председателем Совета директоров ОАО "ОМЗ". Группа ОМЗ является 100%-ным собственником компании "Skoda JS".

Слово "инновации" стало мантрой современного мира. Нередко между определениями "инновационный" и "качественный" ставят знак равенства, хотя "новое" - далеко не всегда лучшее. Вы написали целую книгу об инновациях. Кому, как не Вам знать ответ на вопрос: что такое инновации?

Я студентам в "Сколково" объясняю: инновация - это изобретение плюс коммерциализация. Обычно в изобретение ты инвестируешь один доллар, в коммерциализацию - 10.

MIT (Массачусетский технологический институт) стал одиннадцатой экономикой мира: его выпускники за 30 лет создали экономику с оборотом 3 триллиона долларов. Лозунг MIT с 1861 года не изменился: "Mens et Manus", что означает "Головой и руками". Самое тяжёлое - это коммерциализировать изобретение, убедить покупателя купить эту услугу.

А что мешает покупателю приобретать новые вещи?

Есть элемент страха, недоверия из-за того, что в быстро меняющемся мире нужна какая-то безусловная точка опоры и стабильности, есть усталость от изменений. С другой стороны, за iPhone стоят в очереди, покупают электромобили.

Инновация - это, по сути, рекомбинация, понимаемая как практически реализуемые в системе соединения, взаимодействия активных элементов. И здорового потомства, то есть, активных элементов, с хорошей ДНК в мире не так много.

Как узнать, насколько здорово это новое потомство?

Удачные инновации - это результат реального естественного отбора. Но я хотел бы упомянуть об одном важном факторе: действительно ли всегда хорош инновационный товар? Я, например, автомобиль последней марки никогда не покупаю...

Почему?

Он всегда немножко недодуманный, его надо доделывать. Сегодня производство тысяч компонентов, из которых состоит автомобиль, разбросано так, что представить трудно, где и что было сделано. Любой из поставщиков подвёл конечного производителя продукции - и всё. Иноваторам невероятно трудно с первого раза дать доработанный продукт.

Может быть примером самолёт Dreamliner?

Абсолютно. Пример Dreamliner - это типичный пример продукта, который не был доработан.

Его создатели говорили, что он произведёт революцию на мировом рынке авиации. В итоге из-за большого числа неполадок и технических проблем ряд стран остановили полёты этого лайнера, а компания Norwegian Air даже вернула самолёт производителю, компании Boeing, в связи с ненадлежащей степенью надёжности лайнера".

В своей книге я привожу диаграмму, которую представил экономист Клейтон Кристенсен.

Первыми на рынок приходят так называемые "подрывные инновации" (disruptive innovations). Сначала они завладевают нижним по качеству сегментом, ориентированным на самых невзыскательных потребителей, и получают первые доллары от продаж. Потом эти продукты дорабатываются и становятся такими же хорошими, как уже существующие.

Но! Надо помнить, что инновации в таких продуктах, как Dreamliner, могут стоить сотни миллионы евро на каждую машину, а цена ошибки проекта - миллиарды евро.

Насколько сильное влияние оказывает фактор сопротивления потребителей? Вспомним движение "луддитов" в начале XIX века в Великобритании, когда рабочие громили лишавшие их работы первые паровые машины, которые приводили в движение ткацкие станки.

Пока этот фактор имеет минимальное значение. Но человек должен найти себя самого в инновационном мире.

Через 10-15 лет дешевизна рабочей силы перестанет быть главным притягательным фактором производства, к примеру, текстильной продукции в Китае. Причина тому - роботы, которые начали шить первую примитивную одежду.

Недавно по каналу Euronews показали Mercedes, который сам, без водителя, приехал из Мюнхена в Штутгарт.

В итоге через 10-15 лет появятся десятки, сотни миллионов свободных рук. Сразу возникнет масса социальных вопросов: что будет делать человек при реализации такого сценария?

А у Вас есть ответ на этот вопрос?

Новый виток технологий приведёт к появлению нового креативного класса людей, люди наконец-то будут всё больше заниматься творчеством. В горизонте нескольких десятков лет это будет хорошо прослеживаться.

Однако в жизни каждого конкретного человека такая потеря рабочего места из-за появления робота уже сегодня может обернуться трагедией. К сожалению, такова реальность.

То есть, инновации влекут за собой новое философское осмысление того, чем призван человек заниматься?

Да, новую систему координат. Существуют прогнозы развития, к примеру, до 2025 года. Предполагается, что к тому времени ВВП увеличится в полтора раза - с 60 до 90 триллионов долларов. Эти 30 триллиона будут состоять из инноваций.

Например, в промышленности стремительно развиваются беспилотники. Группа ОМЗ, как и наши конкуренты, работает над созданием беспилотных экскаваторов, скоро в шахтах будут работать роботы.

Второе направление - 3D-печать. Сейчас, например, в NASA уже печатают ряд деталей. Мы начали этим заниматься два года назад, и уже видим эффект: "печатать" некоторые детали экономически более выгодно, чем производить их традиционным способом.

Очень перспективное направление - производство и внедрение материалов с новыми свойствами. Ещё один вектор - промышленные роботы.

Можно ли назвать промышленных роботов новым явлением? Они-то существуют достаточно давно...

От прежних современные промышленные роботы отличаются двумя фундаментальными характеристиками: стоят уже не миллион долларов, а 20 тысяч долларов.

И второе: раньше роботы надо было встраивать в интегрированную систему. Сегодняшние роботы работают индивидуально, они легко настраиваются и не требуют такой интеграции.

В области энергетики перспективные направления - добыча шельфовых нефти и газа, технологии сохранения энергии и возобновляемая энергетика.

Третье направление - развитие интернета и переход его в новое качество, когда системы сами за вас будут решать, в каких условиях вам, например, надо находиться в данный момент.

Сейчас страны, которые вкладывают средства в инновационные программы, нередко залезают в огромные долги, но отдавать-то они их будут за счёт доходов от новых производств. И рейтинговые агентства, несмотря на высокую задолженность этих государств, по-прежнему поддерживает у них высокие рейтинги.

А где в этом инновационном мире место российских производств?

Я недавно обсуждал с заместителем генерального директора корпорации "Росатом" Кириллом Комаровым, как провести модернизацию предприятий и более активно выходить на рынок с инновационными продуктами.

В Группе ОМЗ есть, к примеру, направление по производству кислорода с использованием воздухоразделительных установок собственного инновационного дизайна. Это on-site проекты, когда мы за свой счёт создаём производство кислорода на промышленной площадке заказчика и продаём ему газ.

Мы два года бились над тем, чтобы производить конкурентоспособный продукт. Сейчас компания "Криогенмаш" из Группы ОМЗ выигрывает на тендерах у мировых конкурентов и начала поставки кислорода в Китай на условиях on-site проектов.

А сегодня, как Вы знаете, если какая-то компания поставляет что-то в Китай, да ещё и зарабатывает на этом, то она - в полном порядке.

В данном случае интегрированный показатель эффективных инноваций - цена одного кубического метра кислорода.

То же самое и в атомной энергетике. С нашей точки зрения, заказчика (для нас в данном случае это Росатом) должен интересовать финальный показатель: цена произведённого на нашем оборудовании киловатт-часа электроэнергии.

Ведь если у компании, которая строит АЭС, фундаментально решён вопрос с безопасностью станции, то что ещё может интересовать с точки зрения бизнес-парадигмы? Только цена АЭС в расчёте на мегаватт установленной мощности. Это и есть показатель конкурентоспособности.

Достройка АЭС "Темелин" - это самый крупный тендер в истории Чехии. Разве не будет правильным и справедливым, кроме вопроса цены, дать возможность чешским фирмам заработать на этом как можно больше?

Безусловно. Это не может не волновать правительство. Мы должны дать работу чешским фирмам и сделаем это - при победе в тендере на достройку АЭС "Темелин" консорциума МИР.1200 70% от общего объёма заказов будут выполнять компании из ЧР. Это необходимо для стимулирования экономики.

Сегодня мы с удовольствием покупаем станки в Чехии, РФ - второй после Германии покупатель чешских станков. Любое правительство заинтересовано в том, чтобы конкурентоспособность Чехии в машиностроении, в том числе, и атомном, оставалась на максимально высоком уровне.

Логично, что локализации производства в тендере на достройку АЭС "Темелин" уделяется столько внимания, хотя, как мы знаем, данный показатель не является критерием в тендере.

Какие инновации ожидают дочернюю структуру Группы ОМЗ в Чехии - компанию "Skoda JS"? Будет ли ОМЗ поддерживать внедрение этих инноваций?

Для "Skoda JS" открывается очень перспективное направление - производство оборудования для нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. Сейчас для завода есть ниша - производство корпусов реакторов весом до 350 тонн. Аналогичный корпус в последний раз "Skoda JS" произвела десять лет назад, в 2003 году.

Это были поставки для газоперерабатывающего завода в Сосногорске, в Республике Коми?

Да. Сейчас заводу необходимо вновь набрать референции в этой сфере. Оптимальным вариантом было бы получение первых референций в России, чтобы потом компания могла осваивать новые рынки - Кувейт, Катар, ОАЭ, Китай и Бразилию.

Ещё в 2006 году только половина российских нефтеперерабатывающих предприятий имела комплексы глубовой переработки нефти. Для того, чтобы изменить ситуацию и достичь европейских стандартов по экологичности топлива, в российскую нефтепереработку с 2008 по 2015 год будут вложены порядка 24 миллиарда долларов.

За последние семь лет "Skoda JS" при финансовой поддержке "Газпромбанка" инвестировала в модернизацию производства 25 миллионов евро. Эти инвестиции помогут заводу расширить производственную программу. Уже в недалёком будущем продажи завода в области ядерной энергетики будут сопоставимы по объёмам с продажами в области нефтехимии.

Работа в направлении нефтехимии позволит "Skoda JS" освоить специфику работы с новыми марками стали. Сейчас сестринская компания "Skoda JS" - "Ижорские заводы" - создала при поддержке "Газпромбанка" уникальный производственный комплекс, который начал выпускать продукцию для нефтехимии и нефтепереработки из специальных видов сталей - хроммолибденванадиевых. Более того, "Ижорские заводы" выполняют заказы нефтяников в два раза быстрее западных конкурентов - за 11 месяцев вместо 24.

Навыки и умение работать с такой сложной продукцией окажет положительное влияние и на производственные программы "Skoda JS" в области атомной энергетики. Это и будет реальная инновационная программа - коммерциализация изобретений, воплощённая в Чехии.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, ОМЗ, Шкода-ЯМ, Чехия, Восточная Европа


Другие новости:

Решение по установке блоков малой мощности на Балтийской АЭС примут в 2014 году

Такие проекты существуют и рассматриваются сейчас с позиции их референтности, экономической целесообразности, а также экологической безопасности региона.

Мощность первого блока Ленинградской АЭС снижена до 50%

Предварительной причиной срабатывания защиты является замыкание на землю сети 20 кВ.

БЭХ и "Westinghouse" заключили соглашение по Козлодую-7

Параметры проекта подготовят в течение девяти месяцев.

Герой дня

Бедржих Гержмански

Бедржих Гержмански: заявления о том, что мы зависим от российского топлива - бессмыслица

Чётко определить, какой безопаснее, не могут даже специалисты. В системе оценки в CEZ работает сто человек. Есть 2000 критериев к проекту. Каждый критерий оценивает группа учёных: выполнен ли он или нет, при этом критерии основаны на требованиях европейских атомных компаний.



ИНТЕРВЬЮ

Джерри Хопвуд

Джерри Хопвуд
Цель, которую ставит перед собой "Candu Energy" в Великобритании - построить безопасные, надёжные и экономичные блоки с EC6 как часть интегрального и фокусированного подхода к безопасному и эффективному решению проблемы обращения с национальными британскими запасами гражданского плутония.


МНЕНИЕ

Ян Жижка

Ян Жижка
Тем не менее председатель государственного управления по ядерной безопасности (SUJB) Дана Драбова в интервью "Ceska pozice" остерегает от вздохов типа: "Все нас хотят обидеть". Целевой, по её мнению, является скорее такая интерпретация - мол, ЕС нас принудит закрыть АЭС "Дукованы" через пять лет.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100