AtomInfo.Ru


Роснефть и Exxon должны помочь в поисках радиоактивных объектов в Карском море - эксперт

РИА Новости, ОПУБЛИКОВАНО 18.10.2012

Компания "Роснефть" и американская Exxon, получившие право на разведочное бурение в Карском море, должны помочь в поисках и подъеме опасных радиоактивных объектов, затопленных в этом районе, считает советник Российской академии наук Ашот Саркисов, который много лет занимается проблемой радиоактивного мусора в Арктике.

"Мы предложили компаниям организовать сейчас в этот район две-три экспедиции, найти сброшенные в этом районе объекты, и наиболее опасные из них поднять. Абсолютный риск радиоактивного загрязнения при бурении в этом районе невелик - могут быть какие-то местные радиоактивные выбросы, но косвенный ущерб может быть колоссальным,"- сказал Саркисов.

В 2010 году компания "Роснефть" получила лицензии на изучение шельфа на трех участках в Карском море, к востоку от архипелага Новая Земля.

Оценка извлекаемых ресурсов в этом регионе составляет около шести миллиардов тонн нефти и около 14 миллиардов кубометров газа. В 2011 году "Роснефть" подписала с Exxon Mobil соглашение о партнерстве в освоении этих участков. Первую поисковую скважину планируется пробурить в 2015 году.

Однако компании вместе с потенциальными месторождениями получили источник потенциальных проблем - в 1960-1970-х годы в разгар "холодной войны" советские военные производили массовые затопления радиоактивных отходов в Карском море. Поскольку сбросы проводились в обстановке секретности, местоположение многих из них известно очень приблизительно - с разбросом в десятки километров. Здесь уместно заметить, что практика сбросов жидких и твердых радиоактивных отходов в различные районы Мирового океана в те годы использовалась и другими странами.

По словам Саркисова, самые опасные объекты в Карском море - атомная подводная лодка К-27 с двумя реакторами, затопленная на небольшой глубине в 1968 году, два реакторных отсека с четырьмя реакторами (три из них с ОЯТ), отдельный реактор АПЛ (заказ № 421) и сборка реактора левого борта атомного ледокола тоже с ядерным топливом. Все эти объекты расположены вблизи восточного побережья Новой Земли, а реактор АПЛ заказа №421- на расстоянии менее 40 км от границы акватории, выделенной "Роснефти".

Кроме того, в центральной части моря - в районе Новоземельской впадины, на глубине 300-350 метров были затоплены шесть судов, загруженных твердыми радиоактивными отходами (РАО) - два из них внутри границ выделенной акватории, а также несколько тысяч контейнеров с твердыми РАО.

"К сожалению, точная локализация всех сброшенных объектов не установлена, но я считаю важной задачей и делом чести для нашей страны решение этого вопроса", - сказал ученый.

Саркисов в течение последних лет занимается проблемами утилизации и экологической реабилитации радиоактивных объектов.

В стратегическом мастер-плане утилизации атомных подводных лодок, разработанном под его научным руководством в рамках глобального партнерства, указывалось на необходимость радиоэкологической реабилитации акваторий Карского моря, примыкающих к восточному побережью Новой Земли.

"Поскольку никому не интересно возиться с этой грязной дорогостоящей работой, а международное сообщество к участию в этих работах пока не готово, мы от имени Российской академии наук инициировали письмо в правительство, подписанное академиком Лаверовым", - рассказал ученый.

По его словам, благодаря этому письму было принято решение заняться данной проблемой, а в качестве головной организации было назначено Минприроды РФ. Однако в течение 2,5 лет дело не двигалось с места, и Академия вновь обратилась с просьбой решить эту проблему к руководству страны, поручение возглавить эту работу дано вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

"Я надеюсь на энергичность Рогозина, и думаю, что сейчас дело должно пойти побыстрее. Тем более, что в качестве головной организации назначен имеющий большой опыт и технические возможности в проведении таких работ Росатом", - сказал Саркисов.

По его мнению, для решения проблемы должна быть подготовлена специальная программа и выделены средства на проведение работ в первую очередь по тем объектам, приоритетность которых программа бы установила.

По словам Саркисова, в районах Новоземельской впадины, которые получила "Роснефть" для разведочного бурения, ожидаемые риски радиоактивного загрязнения относительно невелики.

"Глобальная экологическая катастрофа в этом регионе, безусловно, исключена. Возможно лишь локальное, а в крайне неблагоприятном случае с учетом переноса радионуклидов морскими течениями - региональное загрязнение. Такое местное загрязнение, в любом случае, может быть принесет не столько фактический ущерб, сколько вызовет шумную реакцию как со стороны наших "зеленых", так и со стороны международной общественности", - сказал Саркисов.

По его мнению, такое событие, в конечном счете, может нанести существенный репутационный и немалый экономический ущерб участвующим в работах компаниям. Чтобы избежать этого, следует организовать экспедицию для поиска и картографирования мест сброса радиоактивных отходов, а также для частичного подъема наиболее опасных объектов.

"Я считаю, что сейчас первоочередным является разработка общего плана работ, проведение экспедиций, а также выделение для этих целей соответствующего финансирования. Конечным результатом всей этой работы должна стать разработка и принятие совместного заключения Академии наук, Росатома и Минприроды о безопасности разведочных работ и промышленной деятельности по добыче нефти в этом районе. Такая задача может быть выполнена в обозримые и вполне приемлемые сроки - за год-два, в зависимости от финансирования и темпов работ", - сказал Саркисов.

По его словам, все эти предложения были изложены в середине сентября на встрече руководства "Роснефти" с руководством Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, в которой он участвовал.

Ученый подчеркнул, что решение частных задач в интересах "Роснефти" не исключает, а напротив еще более актуализирует широкую общегосударственную проблему радиоэкологической реабилитации загрязненных арктических акваторий до научно обоснованных уровней. Продолжающееся отсутствие реальных действий в решении этой проблемы, особенно на фоне прогрессивно возрастающей роли региона, недостойно цивилизованной страны, каким является наше государство. Нет сомнений, что для решения этой масштабной государственной задачи потребуется специальная федеральная программа, заключил Саркисов.

Ключевые слова: Безопасность, Россия, Ашот Саркисов, Нефть


Другие новости:

"Ижорские заводы" отгрузили корпус реактора для Ленинградской АЭС-2

Отгружен первый корпус.

Балтзавод заложит атомный ледокол 60 МВт в середине 2013 года

Сдать ледокол заказчику "Балтзавод" должен до конца 2017 года.

Вопрос о достройке плавучей атомной электростанции решен - ОСК

Окончательная сумма контракта будет названа к концу следующей недели.


Герой дня

Владимир Асмолов

Владимир Асмолов о Фукусиме и не только

Ответ мой был очень простой, и меня поддержали мои коллеги. Для оценки таких редких событий... использование вероятностных методов просто невозможно.



ИНТЕРВЬЮ

Юрий Драгунов

Юрий Драгунов
Ситуации, близкие к сегодняшнему положению на РБМК, были в истории атомной энергетики. Вспомним хотя бы радиационное охрупчивание корпусов реакторов ВВЭР-440.


МНЕНИЕ

Михаил Сторожевой

Михаил Сторожевой
События на Фукусиме поставили под вопрос эффективность применения шкалы INES в качестве инструмента коммуникации во время аварии.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100