Статьи

Быстрые - шаг вперёд к технологии вывода

Блок с БН-600 продлён до 2040 года

На Ленинградской АЭС завершились испытания ТУК для перевозок ОЯТ ВВЭР-1200

Китай - планы по гибридной станции

ЛАЭС-8 - залит первый бетон

Индия - Rajasthan-7 в сети

БФС-1 - физпуск критсборки для МОКС в ВВЭР-С

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек

Россия и Мьянма подписали МПС по АСММ

Ленинград-6 - начался монтаж статора генератора

Документы

Генсхема-2042 (утверждённый вариант)

Конференции

TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг

В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

В Димитровграде пройдёт молодёжная конференция специалистов предприятий Росатома и ФМБА России по развитию ядерных технологий

16-17 апреля 2025 года ОКБ ГИДРОПРЕСС проведёт XXV Международную конференцию молодых специалистов

В Москве отметили 125-летие со дня рождения Н.А.Доллежаля

Пресс-релизы

Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте

Памяти товарища - Красимир Христов

Более 10 заявок подали работники Физико-энергетического института для участия в отраслевой программе признания Человек года Росатома-2023

Новости ПО Старт

Новости ПО Старт

В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова

Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года

На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия

В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС

Временный городок строителей Якутской АСММ открыт

Болгарский ядерный сайт

История одного парафирования: США и ядерный Иран в 70-ые годы

Сегодня Соединённые Штаты - главный критик ядерных амбиций Ирана. Но так было далеко не всегда. В 70-ые годы XX века, когда в Иране у власти находился дружественный американцам шахский режим, Вашингтон активно сотрудничал с Тегераном в атомной области, и его почти не смущали даже прямые признания шаха о желании обладать ядерным оружием.

Интервью, которое было

Одним из первых тревожных звонков, заставивших задуматься об истинных намерениях иранских властей, стало интервью шаха Ирана французской газете "Les Information", вышедшее в печать 23 июня 1974 года. Прошло немногим более месяца с момента проведения в Индии "мирных ядерных взрывов", и тема расползания ядерного оружия в Азии была на слуху.

Французские журналисты задали шаху прямой вопрос - станет ли Иран обладателем атомной бомбы? "Определённо, и скорее, чем вы думаете. Но, в противоположность Индии, мы должны сначала думать о нашем народе и только потом о технологиях. Вы увидите результат", - ответил иранский "Царь царей".

Но спустя всего лишь день, иранцы продемонстрировали на практике свою выучку в деле постановки дымовых дипломатических завес. "Эта информация (о том, что шах намерен создать в Иране ядерное оружие) полностью вымышлена и не имеет под собой никаких оснований… Шах никогда не делал заявлений, которые могли бы быть интерпретированы в подобном смысле", - подчеркнуло иранское посольство в Париже в официальном коммюнике.

Дипломатические представительства в Тегеране в эти дни в буквальном смысле слова стояли на ушах. Шахский министр информации и туризма Голямреза Кианпур, исполнявший функции пресс-секретаря правительства, разъяснял всем желающим, что его повелитель сказал в интервью французам не совсем не то, что было напечатано. Иран и не помышляет о бомбе - на данный момент. Но если его соседи по региону продолжат гонку ядерных вооружений, то политика имперского Тегерана может внезапно измениться.

Таинственными на поверку оказались и обстоятельства, при которых шах давал интервью. Государственное иранское информационное агентство PARS настаивало, что Пехлеви встретился с журналистами в Париже. Простой расчёт показывал, что этого не могло быть в действительности - интервью вышло в свет 23 июня, а шахиншах прилетел во французскую столицу только на следующий день.

Ничего страшного не случилось, и политика Ирана в сфере нераспространения остаётся неизменной. Иран был и будет подписантом ДНЯО, и он всего лишь озабочен стремлением Индии к обладанию ядерным оружием, успокаивали Вашингтон американские дипломаты в Тегеране. А это значит, что переговоры о ядерном сотрудничестве двух стран можно и нужно продолжать.

Резюме от Дика

Если бы заключение американского посольства оказалось бы иным, то больше всех могла бы расстроиться госпожа Дикси Ли Рей. Активная сторонница мирного атома и единственная женщина, стоявшая за всю историю во главе комиссии по атомной энергии (AEC) США, только что вернулась из официального визита в Тегеран. Она привезла хорошие новости для атомных компаний - шах очень хочет строить АЭС и приобретать для них обогащённый уран.

"AEC готова приступить в координации с госдепартаментом США к переговорам по тексту соглашения о сотрудничестве (с Ираном)… Мы будем также готовы заключить контракты на обогащение урана до 30 июня для обеспечения топливом энергетических реакторов, которые войдут в строй (в Иране) до 1982 года", - говорится в официальном документе атомной комиссии Соединённых Штатов, датированном 17 июня 1974 года, то есть, менее чем за неделю до скандального шахского интервью.

Аналитики госдепартамента полагали, что медлить не стоит: "Мы должны как можно быстрее дать добро AEC на заключение соглашения по поставкам топлива… но это соглашение должно обусловлено заключением более широкого двухстороннего соглашения о сотрудничестве, как это было сделано в случае Египта и Израиля".

Иран - стабильная страна, и американцы могли бы не настаивать на введении особого режима контроля за поставками в неё ядерных материалов и технологий, считали госдеповские эксперты. Шах, без сомнения, оценил бы такой жест. Но стабильность политической ситуации в Иране зависит от того, как долго будет оставаться у власти шахский режим. Если он падёт, то 10-20 энергетических реакторов вместе с их топливом и ОЯТ могут попасть в руки террористов.

А вот сотрудник министерства обороны США по имени Дик, готовивший заключение по иранскому ядерному вопросу для своего шефа, был по-военному краток: "Если Иран будет стремиться к ядерному оружию, то нужно отметить, что годовое производство плутония от 20 ГВт иранских АЭС будет эквивалентно 600-700 боеголовкам. Из этой планируемой мощности (атомного парка Ирана) Франция поставит 5 ГВт".

Плутоний преткновения

Коммерческие переговоры, меморандумы и контракты следовали один за другим. "В рамках предложенной атомной программы, шах (Ирана) уже обнародовал свои планы по покупке восьми атомных блоков в США и пяти во Франции. В этом месяце Иран подписал меморандумы о намерениях с германской и французской фирмами, в общей сложности, на четыре атомных блока. Кроме этого, по нашему побуждению, корпорация "Bechtel" предложила шаху сделать инвестиции (порядка 300 миллионов долларов) в частный завод по обогащению урана, который будет строиться в Соединённых Штатах", - констатируется в докладе госдепартамента от 6 декабря 1974 года.

Запретить шахскому Ирану приобретать за границей реакторы и уран нет оснований, считали дипломаты. Но у сотрудничества с этой страной должны быть установлены пределы, а Вашингтон, как бы этому не противился Тегеран, должен сохранить за собой право вето на отдельные операции с поставляемыми в Иран ядерными материалами - например, на переработку ОЯТ иранских АЭС.

Весной 1975 года все заинтересованные министерства и ведомства готовились к визиту шаха в американскую столицу. Атомная тема занимала в программе переговоров самое почётное место. Рабочая группа в Вашингтоне, отвечавшая за атомное соглашение, предсказывала, что оно принесёт американской атомной промышленности контракты на сумму 6,4 миллиарда долларов, не считая 1 миллиарда, который иранцы намеревались вложить в американский разделительный завод.

Ключевое разногласие было связано с плутонием. Американцы предложили шаху "промежуточный" вариант - любые операции с плутонием, нарабатываемым из урана американского происхождения, должны осуществляться только с согласия США. Это означало введение дополнительных ограничений, выходящих за рамки стандартного соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Но, в отличие от случаев Египта и Израиля, американцы не собирались возражать в принципе против переработки ОЯТ на иранской территории.

Шахское правительство введение любого контроля сверх обязательств по ДНЯО не устраивало. "Он (Иран), как и другие, задумывается над созданием собственных мощностей полного топливного цикла (включая обогащение) и полагает, что как участник ДНЯО он не может быть лишён такой возможности", - резюмировала рабочая группа иранскую позицию.

Точку с американской стороны в споре о плутонии поставил 22 апреля 1975 года госсекретарь Генри Киссинджер. Указания по плутонию и по другим вопросам, переданные американским переговорщикам, выглядели так:

  • США согласны с тем, чтобы Иран мог самостоятельно производить из американских ядерных материалов топливо для своих реакторов и для продажи в страны, имеющие соглашения о атомном сотрудничестве с американцами;

  • США готовы поставлять в Иран ядерное топливо в количествах, необходимых для эксплуатации тех атомных блоков, которые будут построены американскими компаниями; при необходимости, топливо может поставляться и для реакторов, проданных в Иран третьими странами, однако такие поставки должны быть увязаны с иранскими инвестициями в строительство американского разделительного завода;

  • США будут настаивать на своём праве одобрять любые операции по переработке иранцами ОЯТ американского происхождения; при этом, иранцы должны осознать, что наиболее перспективным вариантом станет создание многонационального завода по переработке ОЯТ с участием США.

Шах уступок Киссинджера в полной мере не оценил. В конце апреля на консультациях в Тегеране американцы узнали, что шах "не ожидает подписания (атомного) соглашения до или во время его визита (в Вашингтон), но хотел бы добиться устранения основных остающихся крупных разногласий".

Как уже говорилось, разногласие было, по сути дела, одно - вопрос о плутонии. Иранцы не стали возражать против перспективы создания многонационального перерабатывающего завода на иранской территории. Сам факт отсутствия возражений был, с точки зрения Тегерана, достаточным основанием для того, чтобы Вашингтон дал авансом своё согласие на переработку Ираном ОЯТ американского происхождения. Переговорщики из-за океана чуяли, что где-то здесь скрывается подвох, и твёрдо требовали гарантий.

Суверенные обиды

В 1975 году тональность каблограмм, уходивших из американского посольства в Тегеране, меняется по сравнению с тем, что было годом ранее. "Компоненты мотивации правительства Ирана по приобретению столь сложной и дорогостоящей технологии (как атомная энергетика) не полностью ясны", - заковыристо высказался сотрудник под псевдонимом "Miklos" в секретной каблограмме №5939 от 17 июля 1975 года.

Он же писал в Вашингтон следующее: "Организация по атомной энергии (AEOI) Ирана была очень активна в попытках обеспечить себе источники уран-содержащей руды, работы по разделению, и так далее. Они также заинтересованы иметь возможность… по созданию собственного завода по переработке ОЯТ. Их желание настолько сильно, что наша настойчивость в требовании переработки ОЯТ американского происхождения исключительно на многонациональном заводе кажется единственным препятствием для подписания двухстороннего соглашения о сотрудничестве в мирной атомной области".

Иранцы утверждали, что многонациональный завод не будет жизнеспособным. Основатель и первый президент AEOI Акбар Этемад недвусмысленно отверг право американцев на вето при переработке ОЯТ и весьма скептически отнёсся к многонациональному заводу. Шах вновь обратился к западной прессе - теперь к "Business Week" - и назвал американские условия атомной сделки "несовместимыми с суверенитетом Ирана". Посольство США в Тегеране заключило, что шах раздражён отсутствием прогресса на атомных переговорах, и это обстоятельство накладывает негативный отпечаток на все иные аспекты двухсторонних отношений.

Возможно, что иранцы искренне не понимали, почему американская сторона подозревает их в двойной игре. Штат AEOI был укомплектован своими для Запада людьми. Акбар Этемад получил дипломы о высшем образовании и докторской степени в Швейцарии и Франции и до возвращения в Иран проработал долгие годы в швейцарских атомных компаниях.

Мехди Сарам, отвечавший в AEOI за вопросы нераспространенческих гарантий, учился реакторному делу в Мичигане и получил лицензию на работу оператором от AEC. Реза Казане, строивший ядерный центр в Исфахане, учился в Калифорнии. Ядерный центр в Тегеране возглавлял ярый апологет всего американского Моджтаба Тахерзаде. И даже "шоумен" Али Сехават, директор исследовательского центра радиоактивных материалов, являлся выходцем из западной технологической культуры.


Единственным известным американской разведке антиамерикански настроенным деятелем среди топ-менеджеров AEOI был доктор Гасем Арабиян (Ghassem Arabian). Он отвечал за работу департамента сырья и топлива. Химик по специальности, высшее образование он получил в Канаде. Американцев беспокоило то обстоятельство, что Арабиян входил в доверенный круг советников Этемада.

В 1976 году доктор Этемад отправился в Индию. Наряду с многочисленными похвалами в адрес индийских достижений и заявлениями о готовности к сотрудничеству, президент AEOI чётко и ясно дал понять, что Иран может быть заинтересован в мирных ядерных взрывах. Президент США Джералд Форд отдал распоряжение направить в Тегеран высокопоставленную делегацию и добиться прорыва в забуксовавших ирано-американских переговорах. Обласканные шахом, переговорщики вернулись в Вашингтон, чтобы обсудить с начальством возможные новые американские уступки.

Германская подножка

Контакты с Ираном зашли у американцев слишком далеко, и отступать им было некуда. Летом 1976 года на свет появился новый черновик двухстороннего соглашения, предлагающий многоступенчатую процедуру обращения с ОЯТ в качестве компромисса.

Опасаясь гнева своего надёжного союзника у южных границ СССР, американцы сняли в принципе большинство своих требований по переработке. Новая схема выглядела так. Сначала Соединённые Штаты должны были предлагать Ирану выкупить ОЯТ американского происхождения, рассчитавшись за него либо деньгами, либо свежим топливом.

Если Иран по тем или иным причинам не согласился бы с выкупом, то он получал бы право отправить ОЯТ в третью страну - естественно, с сохранением контроля за его мирным использованием. Если же и это не подошло бы Тегерану, то ОЯТ могло бы быть переработано в Иране, но иранская сторона должна была бы обеспечить максимально широкое участие стран-поставщиков топлива в управлении заводом.

Наконец, если бы создание многонационального завода не состоялось бы по причинам, не зависящим от Ирана, то за Тегераном сохранялось бы право перерабатывать ОЯТ на любых объектах, с чьим выбором согласились бы как Иран, так и США.

Сложная иерархическая структура принятия решения по ОЯТ смогла бы запутать любого критика и оставляла переговорщикам из обеих стран огромное поле для маневрирования. Но искусство американских дипломатов выстраивать схемы неожиданно оказалось невостребованным. Удар в спину своим коллегам по НАТО нанесла Германия, которая вознамерилась продать иранцам технологии переработки.


Фрагмент стенограммы переговоров между госсекретарём США Генри Киссинджером и послом ФРГ в Вашингтоне Берндтом фон Штаденом 2 июля 1976 года, или за два дня до подписания атомного соглашения между ФРГ и Ираном.

Киссинджер: Добрый день, господин посол. Не думаю, что это займёт много времени. Я хочу обсудить ваше ядерное соглашение с Ираном. Я хочу предельно ясно выразить позицию США, чтобы в Бонне не было недопонимания… Мы решительно призываем вас не передавать переработку в Иран.

Фон Штаден: … Вопрос о передаче переработки не будет проблемой до 90-ых годов.

Киссинджер: Возможно, не будет проблемой для вас. Но нам-то что делать?

Воодушевлённые негласной поддержкой от Германии иранцы жёстко отклонили почти все американские компромиссные формулировки. Правительство Ирана стремится иметь на своей территории перерабатывающие заводы и отказывает США в праве вето на переработку. Американское участие в заводах приветствуется, но только в минимальном виде - все принципиальные решения будет принимать Иран.

Чтобы подсластить пилюлю, шах согласился сохранить в договоре опцию выкупа ОЯТ - на тот случай, если Иран всё-таки не сочтёт переработку целесообразной.

К делу вновь подключился Киссинджер. На личной встрече с шахом он назвал "чисто иранский" завод по переработке неприемлемым. Он предлагал варианты создания двухстороннего завода, переработки в третьей стране или, что было названо им наиболее предпочтительным, выкуп американцами своего ОЯТ. Позиция Соединённых Штатов вновь начала приобретать ясные очертания - Вашингтон намеревался от греха подальше забирать у Ирана всё отработавшее топливо, сохранив за последним лишь теоретическое право на переработку.

Парафированный конец

Республиканцы не успели довести соглашение с Ираном до конца. В 1977 году в Белый дом взошёл демократ Джимми Картер. Понимая, что теперь в США будут править бал нераспространенцы, иранская сторона немедленно пошла на попятную, сделав почти всё, чего от неё безуспешно добивались республиканские администрации.

В феврале 1977 года доктор Этемад публично отказался от планов по строительству иранского перерабатывающего завода, заявив, что теперь Тегеран согласен на двухсторонние или многонациональные заводы. Но было уже поздно. В том же месяце группа сотрудников посольства США в Тегеране и Окриджской национальной лаборатории побывала с ознакомительным визитом в ядерном центре ENTC (Исфахан), после чего передала в Вашингтон алармистский и полный подозрений отчёт.

Расположение ENTC между двумя горами подобно расположению военных Сандийских национальных лабораторий в США, отмечалось в отчёте (интересно, что выбор площадки для центра осуществляли… французы). В центре предполагаются к постройке необычайно большие здания, "теоретически пригодные" для получения оружейного плутония (как оказалось впоследствии, ничего, кроме китайского исследовательского реактора, в этих зданиях не поместилось). Личное впечатление специалистов из Окриджа, зафиксированное в отчёте, было таково - за центром в Исфахане нужно следить особенно внимательно (и в этом, кстати, они полностью ошиблись; следить, как оказалось, надо было не за Исфаханом).

С такими рекомендациями не возьмут и в тюрьму. Переговоры с Ираном были отложены до тех пор, пока Картер и его команда не определятся со своей политикой в области нераспространения.

Новые веяния дали о себе знать в мае 1977 года. Иран обратился к США с рутинной просьбой о выделении очередной партии топлива для исследовательского реактора TRR в Тегеране. Беда в том, что на топливо требовалось 20,2 кг урана оружейного качества. Вашингтон отложил запрос в долгий ящик, несмотря на имевшееся двухстороннее соглашение по снабжению реактора.

Из посольства в Тегеране срочно затребовали разъяснений. Штаты без проволочек снабжали оружейным ураном других своих союзников - Канаду, Нидерланды, Японию, Бельгию, ФРГ и так далее. Исключение Ирана из этого списка могло возбудить у шаха самые неприятные подозрения. Но, как оказалось, иранский запрос на уран был составлен с явным нарушением договора. Максимальный размер одной партии ВОУ не мог превышать 6 кг, но Тегеран в этот раз запросил сразу 20 кг.

В июле 1977 года верительные грамоты шаху вручил новый американский посол Уильям Салливен. Пахлави предлагает возобновить переговоры и выражает надежду, что в Иране появятся американские реакторы. "Я намеренно промолчал в ответ на комментарии шаха по атомным станциям", - говорится в докладе посла в Вашингтон. Молчание - золото. Дипломат предпочёл выдержать паузу и дождаться, пока иранцы "выложат все карты на стол", а американская бюрократия разберётся, наконец, что она теперь думает о сотрудничестве с Тегераном.


В 1979 году Салливен окончательно разойдётся во мнениях с Картером по вопросу о том, что делать с Ираном, и будет отозван домой. Таким образом, благодаря конфликту с президентом, Салливен избежит участи своих коллег и не попадёт в число заложников при захвате американского посольства революционными студентами.

В декабре 1977 года Картер на встрече с шахом назвал Иран "островом стабильности". В мае 1978 года госдепартамент США переслал в Тегеран очередную редакцию двухстороннего атомного соглашения. Она мало чем отличалась от черновика 1976 года, рождённого Киссинджером. На этот раз Иран принял предложение почти безропотно. В начале лета 1978 года документ был парафирован, но так никогда и не подписан.

Шахский режим на всех парах шёл под откос, и это не могло не сказаться на атомной программе. Скрылся президент AEOI доктор Этемад, вдогонку которому полетели обвинения в управленческих ошибках. О новых реакторах, помимо четырёх, подписанных ранее с Германией и Францией, более не говорил никто, хотя остававшиеся в Иране сотрудники "Westinghouse" ещё получали обнадёживающие заверения в готовности иранцев сотрудничать с американскими атомщиками.

Через несколько месяцев после отставки Этемада в стране начнётся исламская революция. Это уже будет другой Иран, и другая история…

При написании статьи использовались рассекреченные официальные американские документы 70-ых годов. Наиболее полная их подборка, равно как и описание обстоятельств снятия грифов, представлена на сайте архива по национальной безопасности, американской неправительственной организации, созданной при университете имени Джорджа Вашингтона.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 29.04.2010

Темы: ЯТЦ, Нераспространение, США, Иран, Владимир Рычин

Вестингауз - напоминание про AP-1000
Компания Westinghouse ведёт активную лоббистскую работу с американскими законодателями и чиновниками с целью напомнить о своём проекте AP-1000.
В Соединённых Штатах до сих пор построено всего два блока с такими реакторами (Vogtle-3/4, Вогл- 3/4), причём строительство проходило с большими задержками и перерасходами.
А вот в Китае этот проект получил признание и успешно реализуется на серийной основе, хотя и в локализованном формате CAP-1000.
Рассчитывая получить новые заказы на энергоблоки с AP-1000 на волне очередного всплеска интереса к атомной энергетике в США, топ-менеджеры Westinghouse и представители более чем 30 компаний-поставщиков провели в Вашингтоне свыше 80 встреч с законодателями и чиновниками.
Издание E&E Daily цитирует Дэна Липмана, отвечающего в Westinghouse за направление энергетических систем...


Эксперты Шанхайского офиса ВАО АЭС подтвердили готовность Кольской АЭС к партнёрской проверке

На Калининской АЭС был организован техтур для участниц стипендиальной программы МАГАТЭ

Россия и Кыргызстан будут готовить специалистов по ядерной медицине

Мелитопольский университет будет готовить кадры для ЗАЭС

Гана определилась с потенциальными поставщиками для первых АЭС

Третий блок Курской АЭС остановлен на ППР

Первый блок Кольской АЭС включён в сеть после ППР

Вестингауз хотел бы поставлять топливо на АЭС Пакш-2 - чиновник США

Новости ПО Старт

Правительство Фиджи хочет купить микрореактор для океанского судна

Комплекс по опреснению морской воды начал работу на площадке АЭС Аккую

На Ленинградской АЭС завершились испытания ТУК для перевозок ОЯТ ВВЭР-1200

В Белоруссии новый министр энергетики

Правительство ЮАР выделило 66 млн долларов на нужды строительства нового исследовательского реактора

Стартап Marvel Fusion привлёк новые инвестиции

CNNC провела совещание с китайскими банками по проекту первой очереди АЭС Xuwei

Монтаж секций стальных контейнментов продолжается на двух блоках АЭС Zhangzhou

Замена парогенератора на шестом блоке АЭС Козлодуй не является целесообразной - станция

Глава Росатома и врио губернатора Курской области обсудили сотрудничество на 2025-2027 годы

Хранилище дизтоплива проверили на Запорожской АЭС


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту:


      © AtomInfo.Ru – независимый атомный информационно-аналитический сайт, 2006-2025.
      Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-30792.
      ATOMINFO™ - зарегистрированный товарный знак.
      Использование и перепечатка материалов допускается при указании ссылки на источник.