Сергей Барановский: принятие закона о РАО вызвало серьёзный резонанс

Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесённый правительством России.

Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединённой конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами".

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.

Сергей Барановский, председатель Российского Экологического Конгресса, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН:

Могу сказать, что принятие закона "Об обращении с РАО" вызвало серьёзный резонанс. Я вижу, что гражданское общество активно принимает участие в обсуждении, даёт комментарии и замечания к тексту закона.

Я был свидетелем обсуждения поправок, которые были внесены экологическими организациями. Их беспокоят три момента.

Во-первых, закон якобы легализует закачку жидких радиоактивных отходов (ЖРО) и идёт вразрез с Водным кодексом. В открытую гидрографическую сеть, как например, во Франции, в России отходы сбрасывать запрещено. В законе же речь идёт о безопасной закачке жидких низкоактивных отходов в подземные горизонты.

Более того, западные коллеги внимательно изучают наш опыт закачки ЖРО для того, чтобы использовать эту перспективную, на их взгляд, технологию у себя. Я был на нескольких западных площадках, могу сказать, что безопасности здесь уделяется важнейшее место.

Второй озвучиваемый тезис - выбор площадок для захоронения РАО не учитывает мнение местного населения. Знаю, что любой объект использования атомной энергии, в том числе и вновь возводимые объекты окончательной изоляции РАО, должен проходить Государственную экологическую экспертизу. Процедура, в свою очередь, предполагает проведение общественных слушаний с обсуждением ОВОСа.

Уверен, что государственные контролирующие органы, местные власти и общественность, а также экологические организации не дадут провести подобную стройку без гарантий безопасности работы будущего объекта.

В-третьих, отдельные экологи утверждают, что закон позволяет Росатому избавиться от ответственности и переложить финансовое бремя на федеральный бюджет. Я долгое время занимался проектом химразоружения и уверен, что в случае с ядерным наследием нужно поступать аналогичным путем: большинство объектов, требующих реабилитации, работали на обороноспособность страны и достижение других, не менее важных целей. Поэтому ответственность образовавшиеся здесь РАО должно нести государство.

Вместе с тем, закон жестко закрепляет финансовую ответственность предприятий Росатома за эксплуатационные отходы, образующиеся в ходе деятельности этих предприятий. Это правильно, что Росатом будет платить за свои радиоактивные отходы.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 15.02.2010

Темы: Россия, РАО, Мнения


Rambler's Top100