Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) полагает, что американское национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) должно более тщательно планировать бюджет, выделяемый на реконструкцию военного ядерного объекта в Канзасе, а также с настороженностью относиться к аутсорсингу.
Завод KCP
Завод KCP в Канзас-Сити был построен в 1943 году. Он является головным предприятием Соединённых Штатов по выпуску неядерных узлов атомных боеприпасов. Из-за своего почтенного возраста и больших эксплуатационных издержек, завод в настоящее время проходит реконструкцию.
Ежегодно KCP поставляет американским вооружённым силам более 100 тысяч компонентов и комплектующих, необходимых для атомного оружия. В его номенклатуру входит до 85% компонент типичного ядерного заряда - от болтов и гаек до сложных радарных систем.
Канзасское предприятие подчиняется NNSA, а непосредственной организацией работы завода занимается фирма "Honeywell Federal Manufacturing and Technologies" (Honeywell).
После модернизации своей инфраструктуры завод должен увеличить долю компонент, закупаемых у внешних поставщиков (с 54% до 70%), перейти на более приближенную к коммерческой бизнес-модель, а также построить компактный, современный и гибкий цех к 2012 году, что позволит сократить производственные площади с 3 млн до 1 млн кв. футов. В совокупности, все эти должны сэкономить американскому бюджету по 100 млн долларов в год.
Интерес аудиторов к происходящему на KCP был вызван двумя причинами. Во-первых, завод непосредственно вовлечён в процесс поддержания американского ядерного потенциала, и любые сбои в его работе негативно скажутся на состоянии атомного арсенала страны. Во-вторых, увеличение доли внешних поставщиков должно быть проведено таким образом, чтобы обеспечить секретность и не допустить попадания документации по ядерному оружию в чужие руки.
Место KCP в производственной инфраструктуре ЯОК США
(щёлкните левой клавишей мыши, чтобы увеличить рисунок)
Задачи, стоящие перед KCP
Как показало исследование, выполненное американским министерством обороны в 2001 году, производственная инфраструктура ЯОК США устаревает и отстаёт от потребностей сегодняшнего дня. Был сделан вывод о необходимости её модернизации. В NNSA был разработан стратегический план комплексной трансформации (Complex Transformation Plan) для создания меньших и гибких производств.
Как часть этого плана, в 2006 году NNSA поручило KCP подготовить предложения по модернизации завода. В ответ были представлены три основных направления работ - увеличение доли аутсорсинга, преобразование бизнес-процессов и строительство современного цеха.
Увеличение доли аутсорсинга
В планы KCP входит поднять долю изделий, приобретаемых у сторонних организаций, с 54% до 70%. Одновременно сокращается общее число предприятий-поставщиков. Если в мае 2008 года таковых было 412, то в сентябре 2009 года их количество уменьшилось до 320, что позволило сократить издержки на работу с внешними поставщиками.
Рост аутсорсинга сделает возможным для KCP отказаться от части производственного оборудования и высвободить площади, что опять же позитивно скажется на бюджете завода.
Большая часть поставщиков, задействованных в производственной цепочке KCP, находится в Соединённых Штатах, однако определённые изделия приобретаются также в Малайзии и Мексике. Практически все заказываемые на стороне компоненты не относятся к разряду секретных. В то же время, один из поставщиков был сертифицирован для выпуска и хранения изделий, подпадающих под гриф секретности.
Преобразование бизнес-процессов
Управляющая компания "Honeywell", которая отвечает за эксплуатацию завода, прибегает сейчас к практике, более похожей на коммерческие подходы. По оценкам независимых экспертов, использование коммерческих приёмов позволит добиться сокращения расходов на эксплуатацию завода в размере 37 млн в год, или более трети от всей ожидаемой выгоды после исполнения программы модернизации KCP.
Строительство современного цеха
Новый цех, предполагаемый к строительству, будет иметь модульную структуру, что позволит легко переконфигурировать производственные процессы, исходя из текущих потребностей.
NNSA пообещало конгрессу, что новый цех войдёт в строй в 2012 году, однако сейчас управление признаёт, что сроки пуска будут сдвинуты на один год.
Для финансирования строительства NNSA определилось с тремя различными опциями. Первый, традиционный, подход заключается в запрашивании необходимых сумм у конгресса при подготовке и согласовании федерального бюджета. Если деньги будут выделяться, то в этом случае федеральные власти США получат прямой и естественный контроль за ходом выполнения проекта.
Как известно, текущая финансовая ситуация не способствует выделению крупных порций денежных средств, которые необходимы для обеспечения проектирования и сооружения цеха. По этой причине NNSA нуждается в альтернативных способах.
Управление видит два возможных варианта - взять строения в аренду у частных владельцев (сроком до 20 лет; если владелец - федеральные власти, то срок может быть увеличен до 30 лет), или заручиться финансовой поддержкой со стороны строительных компаний.
Обе альтернативы не встретили понимания у аудиторов GAO. Они обращают внимание на значительные финансовые риски при аренде, отмечают, что затраты на строительство и владение могут в итоге оказаться меньшими, чем на аренду, и рекомендуют не слишком полагаться на возможности аренды.
Проблемы аутсорсинга
Увеличение доли аутсорсинга ставит перед KCP целый ряд неотложных задач и заставляет внимательно просчитывать все возможные риски.
Риск утечки секретной информации
Завод KCP работает над проектами, которые могут быть привлекательными для террористов или иных потенциальных неприятелей. Передача заказов сторонним компаниям подвергает их опасности стать объектом пристального внимания со стороны враждебных сил.
По сообщению министерства юстиции США, в 2008 финансовом году более 145 человек были подвергнуты судебному преследованию по обвинениям в нелегальной передаче изделий и технологий двойного назначения, причём 43% от этого числа предпринимали попытки такой передачи в Иран и Китай.
Ряд компонентов, производимых или приобретаемых KCP, равно как и технологии, могут подпадать под действие экспортного законодательства. Контроль за экспортом, как правило, осуществляется министерством торговли и госдепартаментом по спискам "Commerce Control List" и "U.S. Munitions List". Общий контроль за сохранностью ядерных ноу-хау в США ведётся также силами NNSA.
Риск потери единственного поставщика
Аудиторы отмечают, что при выборе внешних поставщиков для KCP необходимо избегать ситуаций, при которых то или иное изделие изготовляется для завода единственным поставщиком.
Внешняя компания может внезапно оказаться не в состоянии продолжать работу с заводом. Это может произойти по различным причинам, как-то:
Если в цепочке поставщиков не будет предусмотрена взаимозаменяемость, то выпадение одного из уникальных поставщиков приведёт к срыву производственного процесса на KCP. Чтобы избежать этого, KCP работает над созданием пула субподрядчиков так, чтобы иметь возможность при возникновении трудностей у одного из них быстро переключаться на другого квалифицированного партнёра.
Например, для работ по плакировке изделий KCP определил 1 основного и 4 резервных субподрядчиков из общего пула в 2000 потенциальных поставщиков. Аудиторы отмечают, что при выборе исполнителей завод осуществляет проверку финансового положения компаний и исключает из списка те из них, по поводу которых имеются сомнения в их благополучии.
Риск роста цен на услуги сторонних организаций
Всегда существует риск, что третья компания внезапно увеличит цены на свои услуги или товары, что приведёт в конечном счёте к неожиданному увеличению себестоимости продукции KCP.
На заводе считают, что они в состоянии сгладить негативные последствия от роста цен. В долгосрочных контрактах на приобретение продукции у субподрядчиков задаются предельные величины для стоимости. Кроме этого, разумность предлагаемых цен проверяется на основании сравнительного анализа ситуации на рынке.
Риски, связанные с качеством выполнения работ, включая риски жульничества и саботажа
Подобные риски могут оказаться существенными, так как у военного завода не так много возможностей для контроля за технологическими процессами у фирм-поставщиков.
В прошлом наблюдались примеры поступления на KCP продукции низкого качества. Увеличение доли аутсорсинга грозит возрастанием риска приобретения контрафактных изделий - например, не произведённых третьей фирмой самостоятельно, а жульническим образом купленных на чёрном рынке в Юго-Восточной Азии.
Контрафактные изделия в наше время не всегда просто отличить от оригиналов. Более того, имеется вероятность того, что через внешних поставщиков будут злонамеренно поставлены на завод KCP дефектные изделия с целью нанести ущерб процессу производства и модернизации ядерного оружия в США.
Представители KCP, зачастую вместе с инженерами проектных организаций, организуют периодические - в том числе, внезапные - проверки производственного процесса в компаниях-поставщиках. Частота и тип подобных проверок зависит от простоты проверок и иных параметров. Следует отметить, что в некоторых случаях проверка требует полного разрушения образца продукции.
До настоящего момента, не известны случаи намеренного саботажа продукции, поставляемой на KCP третьими фирмами. Завод утверждает также, что не отдаёт на аутсорсинг те работы, в ходе которых появляется возможность нанести реальный ущерб конечной продукции завода.
Тем не менее, аудиторы считают, что сделано далеко не всё необходимое - в частности, не разработаны критерии, которые определяли бы возможность или невозможность передачи того или иного вида деятельности субподрядчикам. Не проводится также систематический анализ потенциальных угроз распространения, связанный с привлечением сторонних поставщиков.
Один из поставщиков завода KCP перенёс свои производственные мощности за границу США, в Мексику. Завод был поставлен перед дилеммой - искать ли нового субподрядчика или продолжить работу со старым? Руководство завода сохранило за компанией, ставшей мексиканской, часть заказов, однако передало контракты, касавшиеся более чувствительных изделий - таких, как определённые виды кабелей - другому поставщику в США. Аудиторы отмечают, что завод узнал о перебазировании поставщика за границу только благодаря уведомлению, полученному от самого поставщика. Но ожидать подобной абсолютной лояльности от всех третьих фирм нельзя! В практике KCP был и обратный пример - завод получил информацию о том, что один из его поставщиков принадлежит иностранному капиталу, уже после заключения и исполнения контракта. Всю партию изделий пришлось изготавливать заново силами Сандийской национальной лаборатории. |
Недочёты финансового планирования
По печальной традиции, сложившейся в американской атомной отрасли - как минимум, в государственной её части - планы по модернизации завода KCP грешат неполнотой и составлены без учёта всех расходов, необходимых для реализации проекта.
Аудиторы GAO приводят ряд конкретных примеров, демонстрирующих неполноту планирования на KCP. Один из них выглядит наиболее характерным.
NNSA в своих планах исходит из срока 20 лет как максимального периода эксплуатации новых производственных мощностей завода KCP. В то же время, люди, курирующие программы по боеголовкам W76 и W88, утверждают, что они будут нуждаться в услугах завода, как минимум, до 2042 года. Более того, после этой даты на смену устаревшим боеголовкам должны прийти новые, усовершенствованной конструкции - следовательно, завод KCP обязан продолжить свою работу и после 2042 года.
В заключение, аудиторы американской Счётной палаты отмечают, что в NNSA в целом согласны со сделанными в адрес управления критическими замечаниями и планируют предпринять меры по их устранению.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 27.11.2009