Электронное издание AtomInfo.Ru и агентство атомных новостей (Украина) - AtomNews подготовили и опубликовали интервью с президентом НАЭК "Энергоатом" Юрием Недашковским.
После выхода интервью оба издания получили ряд обращений от читателей с просьбой об уточнениях по готовящемуся переводу АЭС Украины на манёвренный режим. Наш информационный партнёр AtomNews получил ответы на заданные вопросы от директора департамента обращения с ядерным топливом и РАО НАЭК "Энергоатом" Георгия Распопина.
Что конкретно НАЭК понимает под манёвренным режимом?
В настоящее время ГП НАЭК "Энергоатом" реализует режим третичного регулирования нагрузки - плановое, по запросу диспетчера, снижение и увеличение электрической мощности энергоблока в диапазоне 100÷75 Nном в режиме суточного/недельного регулирования нагрузки.
Также, в перспективе, не исключается регулирование нагрузки в режиме первичного регулирования - регулирования частоты с изменением электрической мощности +2÷-5% от номинальной мощности энергоблока.
По какому основному оборудованию предполагается модернизация в связи с переводом на манёвренные режимы?
Если работа энергоблока в режиме суточного/недельного регулирования планируется в пределах действующих эксплуатационных характеристик оборудования, то режим первичного регулирования требует частичной модификации/замены регуляторов для обеспечения требований энергосистемы.
Вопрос первичного регулирования требует проработки с точки зрения определения взаимодействия энергоблока и энергосистемы в части скоростных характеристик нагрузки/разгрузки энергоблока, диапазона регулирования мощности, реализации работы энергоблока в режиме первичного регулирования нагрузки по запросу диспетчера энергосистемы в автоматическом режиме.
В чем заключается модернизация топлива под манёвренный режим?
Основной проблемой обеспечения надёжной работы топлива в манёвренном режиме является обеспечение геометрической стабильности топлива при циклических нагрузках.
Эта проблема в эксплуатируемых конструкциях топлива на энергоблоках Украины производства России (ТВС-А) и "Вестингауз" (ТВС-W) решена через реализацию концепции жёсткий каркас топливной сборки и "проскальзывающий" в каркасе топливный элемент.
До этого в конструкции "старой" российской топливной сборки (ТВС-М) жёсткость топливной сборки обеспечивалась скелетом топливной сборки и пучком топливных элементов.
Первоначально в программу по манёврам закладывалось суточное маневрирование с диапазоном изменения мощности 100-80-100%, чтобы минимизировать переключения основного оборудования. Что-то изменилось в программе? Какие скорости снижения и набора мощности?
В программе ничего не изменилось. 100-80-100% - диапазон изменения тепловой мощности реактора. При этом электрическая нагрузка будет изменяться в диапазоне 100-75-100%.
Во время опытно-промышленной эксплуатации 2-го энергоблока ХАЭС изменение электрической мощности планируется со следующими скоростями:
подъём до мощности 100% за время порядка 2 ч.
Каковы результаты экспериментов, которые проводились? Учитывалось ли состояние "железа" или речь идет только о топливе?
Топливо, наверное, самое капризное "железо".
Если говорить о "железе" второго контура, то следует учитывать, что основным механизмом старения оборудования является эрозионно-коррозионный износ металла. С точки зрения влажности пара (каплеударная эрозия) критическим уровнем мощности является номинальный уровень мощности, со снижением нагрузки влажность пара значительно падает. А диапазон 75-100-75% является наиболее оптимальным в части переключений оборудования.
Эксперименты выполнялись для проверки возможности управления активной зоной с помощью новых алгоритмов (У-алгоритмов), и результаты очень положительные. Фактически, алгоритмы обеспечили возможность регулирования мощности без внесения возмущений в распределение энерговыделения в активной зоне и с минимальным водообменном.
Чтобы сказать о надёжности топлива, необходимо проработать как минимум четыре (срок эксплуатации топлива в активной зоне) года в режиме суточного/недельного регулирования.
Как предполагается переучивать персонал на работу в маневренном режиме?
Выше уже говорилось, что работа энергоблока в режиме суточного/недельного регулирования будет проходить в рамках действующих эксплуатационных процедур и ограничений. Поэтому, единственное обучение персонала требуется по управлению активной зоной.
Но уже сегодня независимо от того, работает энергоблок в манёвренном режиме или нет, на энергоблоках Украины внедряются новые У-алгоритмы управлением полем энерговыделения в активной зоне.
ИСТОЧНИК: Агентство атомных новостей (Украина) - AtomNews
ДАТА: 24.09.2009
Темы: АЭС, Восточная Европа, Украина, Интервью