Этим летом в Индии состоялась торжественная церемония спуска на воду первой в стране атомной подводной лодки АПЛ "Arihant". Особая секретность проекта задаёт рамки, в пределах которых с ним может познакомиться широкая общественность.
Руководитель атомного ведомства и комиссии по атомной энергии Индии доктор Анил Какодкар в интервью телеканалу NDTV раскрыл некоторые подробности того, что делают индийские атомщики для подводного флота.
Насколько важна для Индии атомная подводная лодка, реактор для которой был сделан вашим ведомством?
Действительно, у нас есть компактный транспортный реактор, испытывавшийся в Калпаккаме в течение трёх последних лет. Этот аппарат является точной копией реактора, доставленного на АПЛ "Arihant" и готовящегося к пуску.
Создание подобного реактора - большое достижение в сфере реакторных технологий. Оно поможет нам также и в энергетической программе, так как транспортный реактор также базируется на технологиях PWR.
Итак, наше достижение можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, мы получили компактный реактор, а во-вторых, у нас теперь есть собственная технология водяных реакторов под давлением, которую в будущем мы сможем применять для генерации электроэнергии.
Почему индийцы должны гордиться этим?
Потому что этот реактор был сделан в Индии, руками индийцев, причём у нас не было никакой альтернативы - мы не могли купить его за рубежом, сколько бы мы ни предлагали денег.
Мы могли только создать его сами. В мире очень мало стран, способных решать подобные задачи, и Индия теперь присоединилась к их числу. Несомненно, это повод для гордости.
Насколько отличается реактор для АПЛ от тех реакторов, которые работают, скажем, в Нароре или Какрапаре?
Есть несколько принципиальных моментов.
Прежде всего, это транспортная система. Есть корабль, на который мы устанавливаем реакторную установку, и она должна успешно эксплуатироваться в условиях движения со всеми вытекающими последствиями.
Лодочный реактор должен уметь выживать после вражеской атаки - например, после глубинных бомбардировок. Он должен выдерживать нагрузки, возникающие при ускорениях и торможениях подводного корабля.
Всё это и многое другое стало серьёзным вызовом для наших конструкторов. Мы умели проектировать реакторы с учётом потенциальных землетрясений. Но в случае АПЛ от нас требовалось принять во внимание эффекты, связанные с движением всей установки и с возникающими при этом силами.
Другая особенность транспортного реактора - его компактность. Стояла задача обеспечить съём тепла из заданного ограниченного объёма. Реактор для АПЛ чрезвычайно мал по размерам, если сравнивать его с энергетическими реакторами для АЭС.
Из компактности вытекает следующий вызов - обеспечить работоспособность установки в условиях высокой энергонапряжённости активной зоны. Нам нужно было добиться надёжного теплосъёма из малого объёма через малую поверхность.
Наконец, лодочный реактор обязан быть манёвренным. На суше, на атомной станции вы можете позволить себе относительно медленный отклик реактора в терминах изменения мощности. Но для транспортных установок, в особенности, для морских транспортных установок, время отклика должно быть малым. Вы должны уметь быстро снижать или повышать мощности реактора, а для этого следует доработать конструкцию топливных элементов.
Такие вызовы стояли перед нашими инженерами, и мы с ними справились. Не забудьте, что и сама по себе технология PWR для индийских атомщиков являлась делом новым.
Утверждают - или, по крайней мере, раньше утверждали - что Индия не имеет опыта в сфере обогащения урана. Что Вы можете сказать на этот счёт?
У нас есть завод по обогащению урана в Майсоре - завод RMP (Rare Materials Plant). Его производительность достаточна для того, чтобы покрывать потребности программы АПЛ "Arihant". Наш транспортный реактор в Калпаккаме работает в течение трёх лет, и, как легко понять, топливо для него было изготовлено ещё раньше.
Топливо для транспортного реактора в Калпаккаме было полностью изготовлено в Индии?
Да.
Уточним вопрос - было ли оно спроектировано и сфабриковано в Индии?
Да. Всё это было сделано силами индийских компаний.
А также силами индийских учёных?
Да.
Во время торжественной церемонии спуска лодки на воду премьер-министр поблагодарил русских. В мероприятии принял участие российский посол. Какую роль в проекте сыграли русские?
Я также хочу высказать слова благодарности в адрес российских коллег. Они сыграли очень важную роль, выступая в качестве консультантов. У них очень большой опыт в этой области, и их консультации нам здорово помогли. Я полагаю, мы должны поблагодарить их за это.
Какого рода консультации они давали?
Самые разные. Если вы делаете что-то в первый раз, то при наличии консультанта вы сможете лучше справиться с задачей. Нам приходилось работать, не имея возможности искать правильные ответы итерационным путём, и по этой причине консультации были для нас важны.
Но можно ли сказать, что первая индийская АПЛ построена не по российскому проекту?
Первая индийская АПЛ построена по индийскому проекту.
По индийскому проекту сделана в Индии силами индийцев?
Да, это верное утверждение.
Опытный реактор в Калпаккаме работает в течение трёх лет. Что Вы можете сказать по его эксплуатации?
Он работает очень хорошо.
Никаких внезапных остановов, никаких проблем?
Прежде всего, он работает кампаниями, так как его эксплуатация на земле ведётся максимально приближенно к реальным условиям на АПЛ. И он работает очень хорошо.
Считается, что АПЛ "Arihant" будет нести кое-какие штуки, созданные в центре атомных исследований имени Хоми Баба (имеются в виду ядерные боеголовки). Даст ли это нам возможность для нанесения ответного удара, что важно для Индии в свете её политики, направленной на отказ от применения ядерного оружия первыми?
Да, именно для этого и предназначаются АПЛ.
И АПЛ "Arihant" способна решать возлагаемые на неё задачи?
Да.
Вы уверены в этом?
Конечно, я уверен в этом. Лодку проектировали со всем возможным тщанием.
Говорится, что реактор на АПЛ будет в 10 раз меньше, чем энергетический реактор. Верно ли это?
Если кто-нибудь вознамерится построить энергетический реактор с мощностью, сравнимой с мощностью транспортного реактора для АПЛ, то, скорее всего, так и выйдет.
То есть, будет справедливо называть реактор для АПЛ "реактором-малышом"?
Это маленький реактор, если сравнивать его с энергетическими аппаратами, способными производить 1000 МВт(эл.), или свыше 3000 МВт(тепловых). Конечно же, энергетические реакторы обладают большими размерами, а транспортные установки, наоборот, весьма компактны.
Когда мы можем рассчитывать на физпуск реактора на АПЛ "Arihant"?
Ответ на этот вопрос должны дать в ВМФ Индии. У них есть чёткий график работ, включающий в себя все необходимые испытания. Я уверен, что мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы упростить задачу морякам.
Ядерные реакторы ставятся на АПЛ, в том числе, и для того, чтобы увеличивать их скорость. Какую скорость сможет развивать АПЛ "Arihant"?
Это будет во многом зависеть от того, как лодку будут использовать. Ход лодки определяется, скорее, возможностями экипажа, нежели мощностью её энергоустановки. Как правило, мощность позволяет развивать гораздо больший ход, чем реально достигаемые величины.
Вы использовали определённые меры для обеспечения скрытности перемещения лодки. Будет ли она оставлять вследствие этого меньше радиоактивных следов?
Она вообще не будет оставлять радиоактивных следов.
То есть, как только лодка погрузится, она сразу же станет невидимой?
Да, в погруженном состоянии АПЛ будет оставаться невидимой для противника, а пробыть в таком состоянии она сможет очень долго.
Что Вы можете сказать об уровне шума, издаваемого АПЛ, по сравнению с другими типами лодок?
Я думаю, что шума будет меньше. Журналистов ведь пускали на борт лодки - скажите, слышали ли вы там какие-либо шумы?
Могу сказать, что по сравнению с энергетическими реакторами шум от работы транспортного реактора минимален.
Да и не только по сравнению с АЭС. Транспортные реакторы - это вообще очень тихая система.
ИСТОЧНИК: Перевод AtomInfo.Ru
ДАТА: 24.08.2009
Темы: ЯОК, Азия, Индия, Россия