Пакистанская газета Dawn опубликовала редакционный комментарий в связи с появившимися сообщениями о якобы выраженной готовности Франции заключить с Пакистаном ядерную сделку наподобие индо-американской.
По утверждению министра иностранных дел Пакистана Шаха Мехмуда Куреши (Shah Mehmood Qureshi), Париж предложил Исламабаду сделку в сфере мирных ядерных технологий, сконструированную по тому же принципу, что и известная сделка Индии и США.
Эти слова министра вызвали немало откликов как в самом Пакистане, так и за его пределами - в особенности, в тех государствах, у которых имеются вопросы к пакистанской ядерной программе.
Прежде чем приступить к обсуждению возможных последствий сделки, стоит отметить, что французская сторона, в отличие от Пакистана, никаких заявлений по данному поводу не делала.
Доподлинно неизвестно, что было предложено Исламабаду, да и было ли само предложение? Есть только ссылки на некоего чиновника из офиса Саркози, подтвердившего, что глава французского государства выразил Пакистану своё желание "сотрудничать с ним в области ядерной безопасности".
В свете вышесказанного, становится очевидным, что правительство Пакистана принялось подсчитывать цыплят задолго до наступления осени. Мировое сообщество сейчас в первую очередь беспокоит сохранность пакистанского ядерного оружия в свете растущих угроз со стороны радикальных элементов, а не развитие атомной энергетики в Пакистане.
Но если всё-таки сделка между Францией и Пакистаном состоится, то это будет иметь далеко идущие последствия. Нужно вспомнить, что Пакистан не всегда существовал в условиях ядерной блокады. До 1974 года, когда пакистанцы были вынуждены отправиться в поход за атомной бомбой из-за индийских испытаний, мирная ядерная программа Пакистана имела поддержку от многих государств.
Тезис о 1974 годе - пропагандистский штамп, часто использующийся в Пакистане. Разумеется, Пакистан задумывался о создании ядерного оружия задолго до этого момента. Так, в корпорации URENCO уже работал один из известных пакистанских атомщиков Абдул Кадыр Хан. Но следует признать, что испытания 1974 года в Индии стали определяющим фактором для властей Пакистана при принятии политического решения о необходимости получения для страны ядерного статуса. - AtomInfo.Ru.
После 1974 года многое изменилось. Та же Франция хотела в 1976 году заключить соглашение о строительстве в Пакистане завода по переработке ОЯТ, однако переговоры были прерваны по настоянию американцев.
Что было дальше, теперь стало общеизвестным. Пакистан был вынужден обращаться к торговцам на чёрном рынке, а также к своим союзникам из Китая за ядерными материалами и технологиями. Это продолжалось до тех пор, пока пакистанские учёные не смогли достичь самодостаточности, и у Пакистана появилась возможность провести собственные ядерные испытания в 1998 году в ответ на индийские атомные взрывы.
Разумеется, и здесь есть немало неточностей, впрочем, простительных для газеты из Пакистана. На чёрном рынке пакистанцы и их европейские партнёры пользовались большой свободой, причём с ведома и одобрения, как минимум, одной спецслужбы из стран НАТО - нидерландской контрразведки BVD. На руку Пакистану, считавшемуся надёжным союзником Запада, сыграли и революции в Афганистане и Иране. Вместе с тем, о сотрудничестве с Пакистаном в сфере мирной атомной энергетики речи действительно не велось. - AtomInfo.Ru.
Если Франция согласится на ядерную сделку с Пакистаном, то это станет важным сигналом от мирового сообщества. Прежде всего, это будет признание возможности доверять Исламабаду и причисление Пакистана к разряду ответственных ядерных держав.
Но за это придётся заплатить, и немало. Индия в обмен на такое признание пожертвовала многим - она поставит под гарантии МАГАТЭ большинство своих реакторов, де-факто продлит мораторий на ядерные испытания и наложит на себя немало дополнительных ограничений, сдерживающих развитие военной ядерной программы. Согласится ли пойти на аналогичные уступки Пакистан?
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 18.05.2009
Темы: Нераспространение, Азия, Пакистан, Франция