Последние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
В итоге российский ядерный оружейный комплекс все более повисает в некоем "безвоздушном" пространстве. Не вдаваясь в развернутый анализ ситуации, замечу, что исходной точкой преодоления углубляющегося кризиса мог бы стать, по моему глубокому убеждению, некий рамочный закон о ядерной оружейной сфере, на базе идей которого можно разрабатывать уже весь "атомный" пакет.
Иногда приходится слышать, что такой закон избыточен уже потому, что ядерный статус России закреплен в ряде международных документов, начиная с Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А в Конституции РФ закреплено-де верховенство международных законов над российскими.
Во-первых, если следовать этой логике, то тогда надо отказаться и от национального Основного закона - Конституции и руководствоваться исключительно международным правом. Однако это никому не приходит в голову - и правильно.
Во-вторых, что делать, если Россия откажется от ДНЯО? Или этот, все более сомнительный в современной ситуации договор просто рухнет - сам по себе?
Нет, нам нужен отдельный национальный законодательный акт в интересах обеспечения деятельности ядерной оружейной сферы России.
Попытки создания закона, регулирующего деятельность ядерной сферы, предпринимаются с 1992 года. В 1999 году Федеральным Собранием был принят закон "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия". Имевший ряд принципиальных недостатков, он был отклонен Президентом РФ и не вступил в силу.
Отметим также наличие Закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, а также указа Президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 года "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации". Наконец, мы имеем последний закон 2008 года "О государственной корпорации по атомной энергии Росатом".
В настоящее время имеется, правда, некий проект закона, относящийся к проблематике ядерного оружия, подготовленный межведомственной рабочей группой. Насколько мне известно, он находится на рассмотрении в Государственной Думе, однако перспективы его принятия неясны. Более того, по нашему мнению, даже его принятие не обеспечит законодательного закрепления некоторых существенных аспектов ядерной оружейной деятельности в России в силу, с одной стороны, концептуальной неполноты имеющегося проекта закона, а с другой стороны - его эклектичности, смешения в одном законопроекте весьма различных аспектов проблемы.
Необходим концептуально иной законопроект. В связи с этим представляется оптимальным следующий вариант действий.
Прежде всего - разработка концептуального Федерального закона, не требующего длительных согласований в ведомствах. Поскольку наименование закона должно быть по возможности максимально кратким при всеобъемлющей формулировке, предлагается следующее название: "Закон о ядерной оружейной сфере Российской Федерации". Принять такой закон необходимо в предельно короткие сроки.
Параллельно необходима работа по двум уже конкретным законам, основывающимся на первом, базовом. Таковыми должны быть:
В Законе "О ядерной оружейной сфере России" необходимо закрепить положение России как ядерного государства. Требуется также законодательно закрепить понятие эффективного ядерного статуса России как средства обеспечения гарантированного нанесения в ходе ответного удара такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против РФ и ее союзников. Преамбула должна кратко и емко указать на значение ЯО для России, его системную суть, а также основные цели ядерной оружейной деятельности России. Должны быть оговорены государственные гарантии деятельности ядерной оружейной сферы.
Должно быть четко определено, что ядерная оружейная сфера России - это:
Закон, который нам нужен, может быть создан лишь на строгой концептуальной базе, касающейся деятельности в ядерной оружейной сфере. А строгая концепция невозможна без четкого и конкретного ответа на следующие основные вопросы:
Необходимо увязать указанный пакет законов с имеющимся Законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…" № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, чего сейчас нет.
Что же до базового рамочного Федерального Закона "О ядерной оружейной сфере Российской Федерации", то он может быть следующим:
Проект Федерального Закона "О ядерной оружейной сфере Российской Федерации"
Преамбула
Исходя из принципа обеспечения суверенитета и прав своего многонационального народа, а также исповедуя принципы надежного обеспечения международного мира, Российская Федерация имеет и будет иметь и развивать в будущем ядерную оружейную сферу, занимающую ключевое положение в оборонной структуре государства и общества.
Основная цель деятельности и задача ядерной оружейной сферы Российской Федерации - гарантированное исключение на базе наличия развитых ядерных вооружений возможности проведения каким-либо государством или группой государств политики давления или военной угрозы по отношению к Российской Федерации как на глобальном, так и на региональных уровнях.
Статья 1.
Ядерные вооружения Российской Федерации не предназначены для демонстрации силы с целью получения односторонних преимуществ вне национальной территории. Они являются исключительно средством обеспечения национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности вне зависимости от того, противостоит ли России в какой-либо области какое-либо государство или группа государств в данный исторический момент.
Статья 2.
Качественные и количественные характеристики ядерных вооружений Российской Федерации должны обеспечивать гарантированное нанесение в ходе ответного удара Российской Федерации такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против Российской Федерации и ее союзников.
Статья 3.
Ядерная оружейная сфера Российской Федерации - это:
Статья 4.
Деятельность ядерной оружейной сферы Российской Федерации гарантируется государством.
При этом государство обеспечивает:
а также гарантирует кадровым специалистам и работникам гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации особые условия пенсионного обеспечения и другие льготы по старости или (и) инвалидности.
Статья 5.
Воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, относящиеся к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, в мирное время:
Статья 6.
Гражданский ядерный оружейный комплекс Российской Федерации:
Статья 7.
Ядерные вооружения Российской Федерации должны развиваться с учетом следующих принципов:
Статья 8.
Любые двух- или многосторонние международные переговоры и подготовка международных договоренностей, касающихся вопросов, относящихся к деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации и к ядерным вооружениям Российской Федерации, проводятся с участием специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации.
Статья 9.
Ядерное разоружение Российской Федерации, в том числе - в рамках Статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия, возможно лишь как заключительный этап полного и всеобщего разоружения в мире.
Безусловно, данный проект способен служить лишь отправной точкой дискуссии, причем - многосторонней. Скорейшее принятие предлагаемого базового закона давно назрело. Важнейшая для исторического будущего России проблема сохранения и упрочения её ядерного статуса не может больше находиться на обочине российского политического процесса, на задворках общественного внимания.
ИСТОЧНИК: Фонд стратегической культуры, Сергей Брезкун
ДАТА: 09.04.2009