Изотопный кризис продемонстрировал отсутствие взаимопонимания и контактов между чиновниками и учёными Канады

Легко давать рекомендации правительственным чиновникам о том, как развивать науку и технологии в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Намного труднее подсказывать им, как они должны поступать в конкретных ситуациях, требующих их срочного вмешательства, пишет Toronto Star.

Характерным примером может служить ситуация вокруг исследовательского реактора NRU в Чок-Ривере. В ноябре-декабре 2007 года реактор был остановлен по требованию надзорного органа, считавшего, что безопасность установки не обеспечивается на должном уровне. Прекращение работы реактора привело к срыву производства медицинских радиоизотопов для нужд госпиталей Северной Америки. Конфликт был устранён только после прямого вмешательства правительства и парламента Канады.

Газета провела собственное тщательное расследование инцидента, которое позволило установить следующее.

Правительство Канады неоднократно получало предупреждения о том, что поставкам медицинских радиоизотопов угрожают срывы и перебои из-за состояния реактора NRU. Когда конфликт между атомщиками и регуляторами перешёл в открытую фазу, правительство попыталось - но безуспешно! - сыграть роль третейского судьи и привлечь независимых экспертов для оценки степени серьёзности ситуации.

Подобрать таковых ему просто не удалось. Некоторые из предлагавшихся кандидатур работали на AECL и могли бы оказаться не беспристрастными. Другие были связаны с политическими партиями или не имели опыта в области исследовательских реакторов. В конце концов, правительству пришлось действовать, исходя из политических инстинктов, а не из советов профессионалов.

Чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля, премьер-министр обрушился с персональными нападками на главу службы атомнадзора Линду Кин, и к нему не замедлили присоединиться и другие члены кабинета министров. А это, в свою очередь, создало напряжение в среде атомных регуляторов.

Самое большое удивление вызывает то, что правительство Канады оказалось не в состоянии догадаться, что самыми грамотными консультантами по вопросу о NRU могли бы стать специалисты - персонал, дирекция, учёные и т.п. - работавшие или работающие на университетском реакторе в Макмастере, чей возраст и задачи более-менее соответствуют возрасту и задачам реактора NRU.

Частный случай позволяет сделать обобщения, считает "Toronto Star". Прежде всего, у правительственных чиновников в Канаде не хватает того качества, которое в молекулярной биологии называют receptor capacity. В стране отсутствуют механизмы, обеспечивающие срочные научно-технологические консультации по вопросам, требующим безотлагательного вмешательства и, зачастую, балансирующим на грани жизни и смерти. И что удивительно, сам факт отсутствия таких механизмов в правительстве не считают своей недоработкой.

В тех редких случаях, когда правительство всё-таки привлекало независимых экспертов, нередко оказывалось, что такие эксперты имеют собственный интерес в рассматриваемых вопросах. Строго говоря, подобные "независимые рекомендации" на практике слишком напоминают тривиальное лоббирование.

Однако причитающуюся долю претензий должны получить и канадские учёные и инженеры. Лишь малая их горстка пытается хоть как-то наладить контакты с властями и выдавать правительству рекомендации о том, как ему следует поступать при решении вопросов, касающихся науки и технологии.

Газета напоминает слова известного британского научного комментатора лорда Ричи-Калдера, сказанные им в 1975 году: "Попадая в коридоры власти, учёные не в состоянии найти там даже уборную. Слуги народа, не знающие ровным счётом ничего о науке, готовы потакать учёным, но ни в коем случае не намерены предоставлять им возможность порулить. Политики в правительстве относятся к учёным с большим почтением и легко принимают на веру все их слова - но при этом, политики не умеют задавать учёным верные вопросы".

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 03.05.2008

Темы: Управление, Канада, Ядерная медицина, Атомнадзор, Безопасность


Rambler's Top100