На прошлой неделе президент РБ потребовал ускорить темпы строительства атомной электростанции, а также немедленно начать подготовку собственных кадров. После этого телеканалы сообщили, что сюда уже приехали работать специалисты c Игналинской АЭС. «БелГазета» попыталась выяснить, захотят ли литовские атомщики работать в Беларуси и успеет ли страна подготовить свои кадры к вводу первого блока в 2018г.
На заседании Совбеза в минувший вторник Лукашенко раскритиковал растянутые сроки подготовки к строительству АЭС. По его мнению, в стране нет четкого видения и алгоритмов решения фундаментальных задач в сфере ядерной энергетики, слабо прогнозируется развитие ситуации вокруг строительства с учетом всех внутренних и внешних факторов: «До сих пор нет определенности по многим важнейшим аспектам: месту строительства, проекту, генеральному подрядчику. Не просматривается четкость, последовательность, слаженность в работе госорганов».
Однако президенту пришлось признать наличие некоторых позитивов. В частности, белорусские специалисты ознакомились с опытом строительства подобных объектов в мире, установили контакты с МАГАТЭ и основными мировыми компаниями, занимающимися возведением атомных станций, подготовлен проект рамочной программы технического сотрудничества. Но в решении важнейшей проблемы - обеспечения будущей АЭС квалифицированным персоналом - сдвигов нет.
К примеру, основной персонал для Игналинской АЭС сначала обучается в Каунасском техуниверситете, затем получает степень магистра в Обнинском университете в России, после этого проходит двухлетнюю стажировку, сдает экзамены на самой станции и еще год работает в низшем звене под присмотром более опытных специалистов.
Литовский преподавательский состав также регулярно проводит апгрейд собственных знаний, посещает конференции и стажировки в странах Европы, принимает дружественные инспекции у себя.
На заседании Лукашенко сказал, что подготовку собственных кадров нужно начинать в текущем году. Он не ошибся: по оценкам экспертов, подготовка с нуля занимает в общей сложности 9 лет. Только после шестилетней учебы и трехлетней стажировки специалиста допускают к пульту управления станцией. Значит, первый набор в вуз на специальность «энергетик-атомщик» нужно провести осенью 2008г. А до этого - создать учебные программы, подобрать и подготовить преподавательский состав.
«После завершения объекта мы должны уметь все делать сами, чтобы впоследствии белорусские специалисты смогли предлагать свои услуги по подготовке кадров для других стран», - заявил Лукашенко. К сожалению, президента, видимо, не проинформировали, что в мире используются реакторы различных типов, потому белорусские атомщики, даже получив необходимую квалификацию, останутся специалистами именно по реактору, выбранному для белорусской АЭС. Тем не менее, пока Беларусь в начале пути по эксплуатации мирного атома, страна рассчитывает на помощь зарубежных специалистов, в частности работников Игналинской АЭС.
Для этого есть предпосылки. Как известно, перед вхождением в ЕС Литва взяла на себя обязательство по закрытию атомной станции. Теперь она последовательно выводит мощности, и к концу 2009г. станция будет остановлена. Соответственно, руководство станции сокращает персонал. Если в 2000г. на Игналине работало 5,1 тыс. человек, то сейчас - 3,2 тыс. В следующем году под сокращение попадут еще полторы тысячи работников. Возможно, на их знания и опыт попытается претендовать Беларусь. Однако этим людям придется предложить лучшие условия труда и соцпакет, чем предлагают другие страны.
Как сообщил в интервью «БелГазете» директор службы по персоналу Игналинской АЭС Феликсас Маркявичюс, сегодня средняя зарплата работника станции в эквиваленте составляет 1,5-2 тыс. евро, зарплата основного персонала - до 6 тыс. евро. Принятый литовским парламентом закон о социальных гарантиях позволяет уволенным со станции атомщикам весьма комфортно пережить переходный период поиска новой работы. По словам Маркявичюса, при сокращении работник в качестве компенсации получает шесть ежемесячных окладов, как это предписывает трудовой кодекс, и еще столько же - по закону о социальных гарантиях: «При сокращении наш работник, по сути, получает годовой доход. Поэтому маловероятно, что кто-то захочет уходить со станции по собственному желанию, ведь тогда эти деньги теряются». И потом у литовского атомщика довольно широкий спектр предложений по трудоустройству.
Атомная энергетика активно развивается в Великобритании, Канаде и США, и уже сейчас литовцы едут работать в эти страны: там зарплаты атомщиков примерно наполовину больше. В этой связи, по словам Маркявичюса, на Игналинской станции больше желающих уволиться, чем руководство может отпустить. Впрочем, он полагает, что при предоставлении достойных условий литовские атомщики с удовольствием поехали бы работать в Беларусь. «Отъезд в дальние страны разрушает семьи, да и менталитет на Западе все же сильно отличается от нашего, - сказал он. - Там закурить на улице запросто не попросишь». Главный вопрос - зарплата и предоставление соцпакета: жилье, учебные заведения для детей, социальные гарантии, достойная пенсия. В этом смысле слова председателя Нацбанка Петра Прокоповича о том, что город атомщиков должен стать городом даже не XXI, а XXII века, нельзя не приветствовать.
ИСТОЧНИК: Белгазета
ДАТА: 23.01.2008
Темы: АЭС, Восточная Европа, Белоруссия, Литва