Пакистан - атомный арсенал в горячей точке

Пакистан - одно из самых опасных государств в мире, ведь оно обладает от 30 до 45 ядерными боеголовками. Атомный арсенал Исламабада всегда привлекал внимание американских спецслужб, сообщает MSNBC.

Соединённые Штаты позволяли Пакистану в последние 30 лет наращивать свой ядерный потенциал, потому что власти этой страны поддерживали американцев в их борьбе с просоветским режимом Афганистана, а потом с движением "Талибан" и "Аль-Каедой".

Теперь же Вашингтон боится, что "Аль-Каеда" или другие экстремистские организации смогут добраться до пакистанских оружейных материалов, а то и вовсе взять всласть в Исламабаде в свои руки. "В Пакистане всегда было проще сменить правительство, чем украсть атомную бомбу", - вспоминает бывший сотрудник американских спецслужб.

За последние 20 лет в Пакистане произошло два события, заставивших задуматься - кто же на самом деле контролирует пакистанскую ядерную программу? Первое из них Беназир Бхутто называет "ядерным путчем" 1990 года, а второе касается встреч высшего командования "Аль-Каеды" с пакистанскими атомщиками в Афганистане, накануне терактов 11 сентября 2001 года.

В 2003 году американцы тайно передали Пакистану технологии, позволяющие защитить ядерное оружие от злоумышленников (защита от так называемых "неавторизованных" взрывов). Более того, военные и разведчики в Соединённых Штатах считают, что США могут, в худшем случае, взять контроль над пакистанским арсеналом в свои руки.

"Мы не так сильно беспокоимся о физзащите пакистанского оружия. Наши страхи связаны с тем, что власть в Пакистане может перейти к "плохим парням", - утверждает отставной чиновник американской администрации. Он добавляет, что среди пакистанских атомщиков есть немало людей, сочувствующих радикалам.

Ядерный путч 1990 года

В книге "Критмасса: опасная гонка за сверхоружием в расколотом мире" (Critical Mass: The Dangerous Race for Superweapons in a Fragmenting World), изданной в 1994 году, Роберт Уиндрем и Уильям Бёрроус рассказали об инциденте 1990 года. В то время Пакистан и Индия переживали очередной кризис в своих отношениях, и американцам удалось установить - пакистанские военные собрали ядерное взрывное устройство, не поставив об этом в известность премьер-министра Беназир Бхутто. Когда до главы правительства дошли известия о действиях военных, она была смещена со своего поста, и сделал это тот же человек, который скрывал от Бхутто атомные секреты.

ЦРУ установило, что в мае 1990 года пакистанские инженеры смогли освоить технологию конверсии высокообогащённого гексафторида урана в металлическую форму. На выходе они получали металлические сферы отличного качества. Американская разведка узнала также, что сферы и другие элементы, необходимые для создания оружия, складируются в одном и том же месте - авиабазе Далбандин в пустыне Белуджистана. Фактически, Пакистан достиг тогда состояния, при котором для сборки первой атомной бомбы ему требовалось бы всего лишь три часа. По оценкам американцев, у Пакистана в 1990 году было достаточно уранового металла для сборки 6-8 атомных бомб мощностью, сравнимой с мощностями бомб, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Позднее ЦРУ смогло провести более точную оценку пакистанского арсенала. Оказывается, что всего в 1990 году у Пакистана было 7 металлических сфер - две из них были выпущены в мае, а пять - в июне и июле. В первых двух сферах было по 40 фунтов урана, в то время как в пяти последующих - по 26 фунтов. Более того, Пакистан не просто производил ядерное оружие, он реально готовился к его применению, причём без ведома собственного премьер-министра.

"Я считаю преступлением, что премьер-министр, несущий ответственность перед своим народом и историей, ничего не знал о происходящем. А я действительно ничего не знала", - с возмущением вспоминала этот кризис Беназир Бхутто в одном из своих недавних интервью. Стоит добавить, что Бхутто была не только премьер-министром, но и министром обороны и министром по атомной энергии!

Все решения в 1990 году принимали начальник Генштаба пакистанской армии генерал Мирза Аслам Бег и президент страны Гулям Ишак Хан. В те времена, президентский пост в Пакистане не был церемониальным и давал реальную власть. И тот, и другой были ярыми приверженцами военной ядерной программы, которая, по иронии судьбы, стартовала в годы премьерства отца Беназир Бхутто.

Информация к Бхутто попала самым необычным образом. В конце июня 1990 года в Исламабад приехали два её давних американских друга - Питер Гэбрейт, специалист по Южной Азии из сенатского комитета по международным отношениям, и Марк Зигель, её вашингтонский лоббист. Американцы вызвали Бхутто в садик на задворках правительственного офиса и проинформировали премьер-министра о реальном положении дел в стране.

Спустя несколько недель, разговор перешёл в официальную плоскость. Посол США в Исламабаде уведомил Бхутто о том, что американское законодательство требует прекращения помощи Пакистану, если последний станет обладателем ядерного взрывного устройства, и потребовал прекратить всякую деятельность по созданию атомной бомбы. Аналогичные предупреждения вскоре получили Мирза Аслам Бег и Гулям Ишак Хан.

Беназир Бхутто трижды безуспешно пыталась добиться встречи с членами секретного комитета, возглавлявшего военную ядерную программу. Она потребовала объяснений от генерала Бега. Вместо объяснений, она получила государственный переворот. 6 августа 1990 года правительство Бхутто было низложено как "коррумпированное" и "некомпетентное". Для мирового сообщества это событие прошло полностью незамеченным, так как именно в эти дни войска Саддама Хуссейна оккупировали Кувейт, и начиналась первая война в Персидском заливе.

"У меня нет чётких доказательств, но я чувствую, что весной 1990 года некто нажал на кнопку и запустил процесс заговора против моего правительства. Я называю это ядерным путчем", - рассказывала впоследствии Бхутто.

Ядерный след Аль-Каеды

Но ещё более тревожным выглядит история, которую изложил в своих мемуарах бывший директор ЦРУ Джордж Тенет. Бывший разведчик считает, что "Аль-Каеда" пыталась получить доступ к пакистанским атомным ноу-хау накануне терактов 11 сентября 2001 года.

В августе 2001 года двое известных пакистанских атомщиков встретились в Афганистане с Осамой бен Ладеном и его помощниками. "Они разговаривали о том, каким образом "Аль-Каеда" может получить ядерное оружие", - пишет Тенет.

Людей, приезжавших в Афганистан, нельзя назвать обычными инженерами. Один из них, Султан Башируддан Махмуд, был некогда директором по атомной энергетике в Комиссии по атомной энергии Пакистана. Чодири Абдул Маджид также был известен среди своих коллег по институту ядерной науки и технологии (UTN) до выхода на пенсию в 2000 году.

Американская разведка знала, что учёные из UTN обращались к режиму Муамара Каддафи в Ливии с предложением оказать помощь в создании ядерной программы, но Каддафи дал им отказ. "Фактически, они пытались продать нам ядерное оружие. Конечно, мы отказали им", - приводит Тенет слова Муса Куса, руководителя ливийских спецслужб. Информация о пакистано-ливийских контактах попадала в ЦРУ из различных независимых источников.

"ЦРУ передало собранную информацию об UTN нашим пакистанским коллегам, которые быстро вызвали семерых членов совета института на собеседования. Но расследование с самого начала было обречено на провал. Представители UTN отвергли все обвинения и так и не были как следует допрошены", - пишет Тенет.

"Им позволяли каждый вечер возвращаться домой. Пакистанские спецслужбы относились к сотрудникам UTN с большим уважением, учитывая их высокий статус в пакистанском обществе. Их считали людьми науки, персонами, сделавшими очень много для Пакистана. Сотрудники ЦРУ видели в глазах наших пакистанских коллег немой вопрос: "Вы действительно считаете, что такие люди могут быть террористами?", - вспоминает Тенет.

В ноябре 2001 года Тенет прибыл в Исламабад с пакетом обвинений и неявной угрозой: "После обмена любезностями, я объяснил Мушаррафу, что я направлен американским президентом с очень серьёзной информацией. Я начал с описания встречи между бен Ладеном, его помощниками и представителями UTN. "Господин президент!" - сказал я. "Вы не можете себе представить, какая волна гнева поднимется в моей стране, если американцы узнают, что Пакистан потворствует учёным, помогающим бен Ладену в создании ядерного оружия. Если такое устройство будет когда-либо применено, весь гнев американского народа обрушится на тех, кто помогал его создавать".

Первез Мушарраф отнёсся к словам Тенета скептически: "Господин Тенет, мы говорим сейчас о людях (из "Аль-Каеды"), прячущихся в пещерах. Может быть, они и мечтают о ядерном оружии, но мои эксперты заверяют меня, что это для них полностью невозможно".

"Господин президент, Ваши эксперты ошибаются", - приводит Тенет свой ответ. "Я сказал ему, что современное состояние дел, в частности, доступность необходимых материалов позволяют даже небольшой группе скрывающихся людей заполучить ядерное оружие, если у них достаточно настойчивости, денег и зла в сердцах".

Пакистану пришлось провести вторую серию расследования, и вся правда выплыла наружу. В мемуарах Тенета делается однозначный вывод о том, что бен Ладен и верхушка "Аль-Каеды" рассматривали пакистанское ядерное братство как наиболее вероятный источник помощи в деле получения ядерного оружия. Более того, у отставного разведчика нет никаких сомнений в том, что бен Ладен действительно ищет атомную бомбу.

"Махмуд подтвердил всё, что мы и так знали о встрече в августе 2001 года. Он показал схематичный рисунок ядерного устройства, переданный им лидерам "Аль-Каеды". Он сообщил, что обсуждал с ними детали создания ядерного оружия и объяснил бен Ладену, что самое трудное - это достать необходимое количество ядерного материала. Неожиданно для него, бен Ладен задал вопрос: "А что, если у нас уже есть делящиеся материалы?". Было ли это гипотетическим размышлением, или глава "Аль-Каеды" говорил о свершившемся факте, Махмуд не знал", - продолжает Тенет.

Бывший директор ЦРУ утверждает, что американским разведчикам так и не удалось установить, есть ли у "Аль-Каеды" оружейные уран и плутоний. Но фактом остаётся то, что "Аль-Каеда" сохранила свой интерес к ядерной программе Пакистана.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 08.11.2007

Темы: Азия, Пакистан, Нераспространение


Rambler's Top100