Дело о ЕРРах

Накануне дня работника атомной промышленности Росатом получил небольшой, но приятный подарок от внешнеторгового суда Соединённых Штатов. Американское правосудие подтвердило, что как и в случае с Eurodif, российские контракты по обогащению урана являются предоставлением услуг, а не товаров, и не могут подпадать под антидемпинговое законодательство США.

В положительном решении суда по делу "Техснабэкспорт" против Соединённых Штатов" мало кто сомневался. Американская система прецедентного права не оставляла никаких надежд российским оппонентам - министерству торговли США, корпорации USEC и местному атомному профсоюзу. Французские ЕРР ничем не отличаются от российских, а обогащение урана на предприятиях Росатома - от аналогичных работ во Франции.

Хотя процесс юридического разбирательства ещё не закончен (сторонам предстоят новые встречах в судебных стенах, в том числе, и в Верховном суде США), полное устранение искусственных препятствий для российского обогащения в Соединённых Штатах не за горами. И это особенно важно, если вспомнить, что до конца соглашения ВОУ-НОУ остаётся всего лишь шесть лет.

Сегодня единственным способом для россиян продавать свои услуги по обогащению урана в США остаётся крайне невыгодная для нас сделка "Мегатонны в мегаватты". Любые попытки "Техснабэкспорта" заключить прямые контракты с американскими генерирующими компаниями немедленно натолкнутся на заградительные пошлины в 116%, что сделает нас неконкурентоспособными по сравнению с USEC или европейскими обогатителями.

Тем не менее, пусть с большими потерями для России, пресловутое соглашение ВОУ-НОУ позволяет нашим атомщикам присутствовать на рынке США, составляющем, ни много, ни мало, порядка четверти от общемирового. В 2013 году этой лазейке придётся закрыться. Продлевать "Мегатонны в мегаватты" в Москве не хотят, и все намёки на то, что на российских складах остаётся ещё до 800 тонн "лишнего" высокообогащённого урана, остаются в России без внимания.

Будущее закрытие ВОУ-НОУ - поступок, без сомнения, верный. Но как тогда удержаться на богатом и перспективном американском рынке? Вот здесь-то на помощь российским атомщикам и должно прийти сентябрьское решение внешнеторгового суда.

А есть ли смысл для России продолжать участвовать в топливном цикле американцев? Ведь наша страна, как известно, потребляет урана в 6-7 раз больше, чем добывает, и для компенсации грядущего уранового дефицита российские политики добрались аж до Канберры. Смысл, конечно, имеется, но только при условии, если Росатом в Америке ограничится продажей тех самых ЕРР, а не уранового сырья.

Российские разделительные мощности составляют сейчас около 24,8 миллионов ЕРР и будут продолжать постепенно наращиваться (до 30 миллионов ЕРР в 2020 году). На нужды собственных АЭС мы расходуем не более 4 миллионов ЕРР, и даже с учётом принятой атомной ФЦП эта цифра возрастёт лишь до 6 миллионов. Примерно такие же количества разделительной работы мы затрачиваем на обеспечение топливом наших блоков, построенных за рубежом.

Остающиеся свободными мощности будут или простаивать, или обслуживать заказы зарубежных компаний. Первый вариант очень плох не только с экономической, но и с политической точек зрения - ведь в этом случае у отечественных управленцев могут возникнуть вопросы о целесообразности поддержания столь большого парка центрифуг. Следовательно, российским атомщикам придётся биться за иностранные заказы, и огромный американский рынок - потребности свыше 11 миллионов ЕРР - придётся как нельзя кстати.

Поэтому нынешнее решение внешнеторгового суда представляется особенно важным. Главное теперь - не расслабляться и довести до логического конца дело о защите российских ЕРР на территории Соединённых Штатов Америки.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 02.10.2007

Темы: ЯТЦ, Россия, США, Техснабэкспорт, USEC


Rambler's Top100