Балтийская АЭС - переговоры за спиной Латвии

Сегодня неподалеку от польского города Хель президенты Польши Лех Качиньский и Литвы – Валдас Адамкус должны окончательно решить вопрос о строительстве новой атомной станции в Игналине. Латвия на сей раз выступает в роли наблюдателя.

Будущее латвийской электроэнергетики решают президенты Литвы и Польши

Дело в том, что Рига никак не может понять позицию Варшавы, которая постоянно выдвигает новые условия участия в проекте. Они настолько достали нашу страну, что глава латвийского МИДа Артис Пабрикс вслух поддержал намерение Литвы привлечь к строительству новой АЭС вместо строптивой Польши какую-либо западную страну.

Напомним, что когда встал вопрос о строительстве новой станции, то долго решалось, сколько генераторов устанавливать – один или два. В первом случае мощность станции была бы 800 МВт, а ее строительство обошлось в 2,4 млрд. евро, во втором – 1600 МВт, а затраты составили 4 млрд. Для стран Балтии это очень большие деньги, поэтому все тщательно просчитывалось, а окончательное решение затягивалось.

Затем литовская сторона неожиданно решила привлечь к проекту Польшу. Что снижало вложения каждой из стран, но при этом автоматически означало строительство двух реакторов и соответственно увеличивало риск технологических аварий. Кроме того, с приходом Польши затягивалось время начала строительства АЭС.

Тут Литва напомнила, что на ее долю должен приходиться 51% акций АЭС, поскольку станция будет расположена на ее территории. Варшава начала оказывать на Вильнюс давление, пообещала продлить до литовской границы свою линию электропередачи и по ней переправлять излишки электричества в Европу. В итоге литовский сейм принял закон, согласно которому доля Литвы в строительстве АЭС снижалась до 34%.

Но и этого полякам показалось недостаточно. Они потребовали для себя минимум 1000- 1200 МВт электроэнергии, что поднимало общую мощность АЭС до 3200 МВт. Таковую могут обеспечить уже четыре генератора. Следовательно, стоимость строительства АЭС возрастет до 8 млрд. евро.

Литовцы, поняв наконец, на кого их станция будет работать, решили, что Польшу, которая постоянно выдвигает балтийским партнерам категорические требования, может заменить одна из западных стран.

Эстония все это время молчала, поскольку ее устраивала доля в проекте даже в 10 процентов. «Нежадность» эстонцев объяснима: им электроэнергии хватает, поскольку они недавно ввели в строй эстонско-финский морской кабель Estlink, по которому получают электроэнергию. Кроме того, под боком у Эстонии российская АЭС в Сосновом Бору, которая с удовольствием продаст избыток энергии.

Что касается Латвии с ее дефицитом электроэнергии, то ей грозит оплатить долю строительства такого числа генераторов, о котором договорятся поляки с литовцами. В этом случае полученной энергии Латвии хватит с избытком и еще останется. Но куда ее девать? Балтийским соседям она не нужна, белорусы намерены строить свою АЭС. Даже Псковская область планирует построить гигантский нефтеперерабатывающий комбинат, а рядом с ним – тепловую электростанцию на мазуте.

Поэтому для Латвии итог переговоров Бразаускаса с Качиньским, пожалуй, важнее всех.

ИСТОЧНИК: Gorod.lv

ДАТА: 28.08.2007

Темы: АЭС, Латвия, Литва, Польша, Эстония


Rambler's Top100