Накануне Дня Независимости Александр Лукашенко подтвердил намерение Беларуси развивать атомную энергетику. Почти параллельно теми же проблемами озаботилась Литва.
Президент был краток: "Беларуси нужны масштабные структурные преобразования в энергетической отрасли, включая строительство своей надежной атомной электростанции". Ранее независимые СМИ сообщали, что на Краснополянской площадке в Могилевской области уже ведутся не только геолого-разведочные работы, но и возводится корпус АЭС, и даже связывали с этим дефицит цемента. 22 июня замминистра энергетики Михаил Михадюк в интервью БелаПАН опроверг эти сведения, подтвердив, однако, что на Краснополянской площадке "ведется комплекс изыскательских работ". Тремя днями позже председатель президиума НАН Михаил Мясникович на IX заседании Комиссии государств СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях намекнул, кто именно будет строить: "Несмотря на то, что в Беларуси есть определенный опыт использования ядерной энергии, мы не в состоянии только собственными силами развивать атомную энергетику и надеемся на плодотворное международное сотрудничество в этой сфере с нашими партнерами по СНГ".
На минувшей неделе марш-бросок к мирному атому совершила Литва. Президент Валдас Адамкус подписал принятый ранее сеймом закон о строительстве новой АЭС вместо выводимой из эксплуатации Игналинской. Как сообщает "Интерфакс", Адамкус назвал строительство новой АЭС "стратегически важным проектом для всего пространства государств Балтии". Для осуществления проекта будет создана национальная инвестиционная компания, в строительстве будут участвовать Латвия, Эстония и Польша. Под литовским контролем останется 34% акций АЭС, причем 51% литовского пакета станет собственностью непосредственно государства. Предполагается, что Латвия, Эстония и Польша получат по 22% акций. Старая Игналинская АЭС будет полностью остановлена до 2009г. Но сейм намерен до 2015г. на базе Игналины запустить новую АЭС с реакторами западного производства.
Так что наши соседи не намерены отказываться от атомной энергетики. Беларусь же мечется между традиционной радиофобией, привычкой политизировать атомную тематику или угрюмо ее замалчивать. Власть преподносит строительство АЭС как вопрос решенный, а независимые СМИ в пику власти активно эксплуатируют чернобыльский синдром. Например, интернет-издание "Салiдарнасць" уверяет, что "в Европе планируют полностью отказаться от атомной энергетики. Так, в Германии уже действует закон, согласно которому действующие в стране атомные электростанции должны прекратить свое существование в течение 15-20 лет".
Раз уж речь о Европе, то кроме Литвы можно привести немало примеров подозрительного нежелания европейцев порывать с мирным атомом. 3 июля федеральный канцлер Германии Ангела Меркель встретилась с делегациями крупнейших энергетических концернов для разработки национальной энергетической программы до 2020г. Диалог не привел к положительному результату. Энергопрограмма по-европейски - это снижение выбросов парниковых газов в атмосферу до 2020г. на 40%, что предполагает ежегодное повышение коэффициента эффективности использования энергии на 3%. Энергетики считают, что сегодня реальна цифра лишь в 0,9%, и требуют более длительной эксплуатации действующих АЭС. И это при том, что 28 июня в Германии произошли ЧП сразу на двух станциях: пожар на АЭС "Крюммель" и автоматическое отключение после короткого замыкания на АЭС в Брунсбюттеле. Все это прекрасно иллюстрируют адекватность господствующих представлений об энергополитике ЕС.
В Польше, которую из энергоносителей природа одарила лишь силезским углем, премьер-министр Ярослав Качиньский тоже высказывает желание строить АЭС. А министр энергетики Петр Вожняк резко критикует "климатическую политику ЕС с ее объявленной целью сокращения на 20% выбросов двуокиси углерода": 96% польских ТЭЦ работают на угле и подлежат закрытию, поэтому для поляков "атомная энергия - это один из вариантов". Параллельно началу строительства собственных АЭС, по мнению министра, поляки "должны овладеть всей технологией от начала до конца, в том числе на практике".
В начале июня в Друскининкае прошел Белорусско-литовский экономический форум, на котором затрагивались проблемы атомной энергетики, включая поставку электроэнергии литовских АЭС в РБ. Ведь даже строительство отечественной атомной станции не закроет целиком потребности страны в энергии: как заявлял замминистра энергетики Леонид Шенец, белорусская АЭС позволит заместить в топливном балансе лишь около 4,5 млрд. куб. м газа.
Беларусь сталкивается с той же проблемой, что и большинство европейских стран. Еще в начале века эксперты предупреждали, что Киотский протокол не оставляет иных шансов сокращения выбросов в атмосферу, кроме развития атомной энергетики. Причем говорили это не только лоббисты энергоконцернов, но и влиятельные политики вроде Сильвио Берлускони: нужно или форсировать технологическую революцию, или сократить энергопотребление. Энергетическая политика ЕС развивается по обоим направлениям.
Да, экологическое лобби в Европе довольно мощное. Не далее как в марте этого года еврокомиссару по энергетике Андрису Пибалгсу были переданы подписи 630 тыс. европейцев в поддержку закрытия европейских АЭС и прекращения финансирования государствами ЕС ядерной энергетики. Но уже в мае 2007г. в Праге состоялась конференция "Развитие атомной энергетики в Европе: возможности роста и инвестиций", на которой озвучивались совсем иные выводы.
В условиях, когда цена барреля нефти 5 июля вновь достигла 10-месячного максимума в $74,06, разведанные запасы углеводородов могут быть "съедены" цивилизацией за 30-40 лет, а снижение объемов добычи хотя бы на 10-15% может привести к повторению кризиса 70-х (тогда спад добычи на 5% вызвал рост цен на 400% и более), никто не намерен приносить ядерную энергетику в жертву экологии. Волей-неволей Беларусь вынуждена следовать в фарватере политики соседей, хотя и своим привычным путем - не обсуждая с гражданами выбранный маршрут.
Можно не сомневаться, что после отказа французов заниматься белорусской АЭС тендер на ее строительство выиграют россияне. Как сообщало в июне "Еврорадио для Беларуси", "Росэксимбанк" якобы готов кредитовать РБ на $2 млрд. под проект АЭС. И россияне вряд ли подпустят к строительству такого объекта у своих границ сторонних подрядчиков: мировой рынок ядерной энергетики жестко поделен.
Поэтому вопреки протестам экологов и радиофобии населения будущее белорусского мирного атома вырисовывается весьма четко: Белорусская АЭС на Могилевщине, пара АЭС в Литве, позднее - еще пара в Польше, Ровенская, Запорожская, Южноукраинская АЭС и "заказник Чернобыль" на Украине, плюс российские станции на востоке - Смоленская, Калининская, Курская и др. Будьте готовы: мирный атом возвращается в центр Европы.
ИСТОЧНИК: БелГазета, Кирилл Нежданский
ДАТА: 11.07.2007
Темы: АЭС, Восточная Европа, Белоруссия, Литва