Атомный эффект - репортаж о международной научно-практической конференции в Томске, посвящённой медицинским и экологическим эффектам ионизирующего излучения

В течение двух дней в Томске работала четвертая международная научно-практическая конференция. Посвящена она была медицинским и экологическим эффектам ионизирующего излучения. Основная тема научного форума - проблема оценки воздействия ионизирующего излучения на состояние здоровья человека, объекты окружающей среды и обеспечение радиационной безопасности. Среди присутствующих были специалисты из Англии, Германии, из стран СНГ: врачи, инженеры, физики. Инициатором проведения конференции стал Северский биофизический научный центр ФМБА России. Цель форума, помимо, собственно, общения специалистов - формирование объективного впечатления и общественного мнения о действии радиационного фактора на организм человека.

По причине множества спекуляций вокруг "атомного" вопроса своей задачей ученые посчитали дать людям представление, насколько это опасно или безопасно. Почему именно сейчас и почему в Томске - понятно. Пусть нет еще решения о строительстве АЭС в Северске, но пообщаться и всерьез поговорить о таких вещах, как эффекты ионизирующего излучения, лучше до, чем после. Опять же есть возможность привлечь внимание томичей и северчан к проблеме. Лично у меня после посещения конференции и прослушивания нескольких докладов возник, как бы это сказать... своего рода зуд просветительства. После Чернобыля иллюзиями насчет мирного атома никто себя не питает. То, что он далеко не мирный, - знают все. Насколько и чем конкретно опасен, знают много меньше. Поэтому все нижеследующее - в некотором роде ликбез на заданную тему.

Даешь ДНК!

Какими же такими эффектами воздействует на человека ионизирующее излучение "атом"? Для начала определимся с тем, что воздействие этого самого излучения присутствует в нашей жизни всегда. От элементов, испускающих все эти гамма, альфа и прочие лучи, также никуда нам не деться. Потому как они и в воде, и в почве, и в мраморных колоннах учреждений. Ко всему прочему на нашу голову еще и космическое излучение - за один перелет из Новосибирска в Москву пассажир получает два с половиной бэра. В общем-то, это немного: четыре раза слетал - как один раз сделал флюорограмму. Все вместе - это так называемый природный фон, к которому, как можно догадаться, человеческий организм давно и вполне нормально адаптировался.

Когда о воздействии ионизирующего излучения на организм человека говорят на подобных научно-практических конференциях, то подразумевается прежде всего воздействие другого порядка. Так, скажем, разного рода негативные последствия, когда по тем или иным причинам человек в течение короткого или, напротив, длительного времени получает дозу, во много раз превышающую дозволенную природой.

Известно, что дозы излучения, приводящие к заболеванию или смерти различных организмов, тоже различны. То есть каждому биологическому виду свойственна своя мера чувствительности к действию радиации. Чтобы стало совсем понятно, поясню, что примером крайне низкой радиочувствительности могут послужить бактерии, обнаруженные в канале ядерного реактора Чернобыльской АЭС. Более того, в этих прямо-таки "курортных" условиях бактерии не только не погибали, но и размножались. Что касается животных и человека, то даже в одном организме различные ткани и клетки по чувствительности к радиации значительно различаются. Наряду с чувствительными (а значит, и поражаемыми радиацией в первую очередь) костным мозгом, лимфатической тканью, слизистой тонкого кишечника, имеются и относительно устойчивые ткани (мышечная, нервная, костная). Вызвана эта разница тем, что поражается прежде всего интенсивно делящаяся клетка, точнее, ее ДНК. Эта самая молекула, упакованная в ядре клетки, - есть суть наследственность, в ее цепях наподобие компьютерного кода записана огромная по объему генетическая информация. В случае же облучения генетический код может измениться, и тогда клетка гибнет или мутирует, приобретая новые, зачастую весьма сомнительные качества.

Поскольку живой организм - штука исключительно продуманная и сложная во всех отношениях, то и происходящее в нем много сложнее и интереснее. И мутируют наши клетки сплошь и рядом, и коды ДНК восстанавливаются специальными "придуманными" для того "механизмами", и вообще, таких систем у организма предусмотрено на разные случаи. Однако остановимся для простоты на случаях, когда защита или плохо работает, или вовсе не справляется с нагрузкой.

Врагу не пожелаешь

Предсказать, какие изменения произойдут с человеком вследствие облучения, очень трудно. Собственно, подобные проблемы как раз и разбираются на подобных этой конференциях. Последствия питья воды из Ромашки, прогулки по Припяти или работы на "соответствующем" предприятии могут быть самыми разными, могут быть отсрочены или же их может не быть и вовсе. На то масса причин: проникающая способность частиц, время облучения (так называемой экспозиции), состояние иммунитета, наследственность и т. д. Кроме всего прочего, радиоактивные вещества могут воздействовать на организм человека как изнутри, так и снаружи. Можно съесть бутерброд в "грязном" цеху и получить внутрь бесперебойный источник радиоактивного излучения. То есть, грубо говоря, невидимую глазом пылинку - мизерный кусочек топлива, который будет всю жизнь бомбить ваши ДНК изнутри, и все остальное будет зависеть от особенностей вашего организма.

Что касается облучения внешнего - здесь все зависит от мощности и проникающей способности. Альфа-частица задерживается листком бумаги, но весьма опасна при попадании внутрь. Именно с этой целью - чтобы альфа- и бета-активная пыль не попадала в легкие и на продукты - требуют в случае аварии закрывать форточки. Что происходит с человеком, длительное время находящимся в зоне мощного гамма-излучения (пример пожарных из Чернобыля)? В первую очередь поражаются, как уже было сказано, частоделящиеся клетки.

Ткань любого органа, положим, желудка, состоит из нескольких слоев. Слой активно делящихся клеток гибнет первым. Человека привозят в больницу. Дают ему лекарства, обезболивающие.

Состояние его через некоторое время приходит в норму - он шутит, ходит и ест. Но клеток желудка и кишечника у него, собственно, уже нет: старые через несколько дней слущиваются, а новые не рождаются, потому как неоткуда. Что человек чувствует и как выглядит в свои последние несколько дней - можно представить. При еще больших дозах облучения человек попросту теряет сознание и умирает от поражения центральной нервной системы.

К "побочным" последствиям облучения можно отнести и активное образование пресловутых свободных радикалов. Энергия излучения такова, что, фигурально выражаясь, попросту разламывает молекулы. Эти обломки, "зарядившись" энергией, становятся очень активными и начинают вступать в реакции со всем, что встречают на своем пути, вмешиваться в сложные химические процессы, происходящие в клетке. В конечном итоге накопление таких радикалов в организме может привести к мутациям со всеми вытекающими последствиями. Кстати говоря, водка - любимое народное средство от радиации - свободному радикалу не помеха. Помогает красное вино - вернее, вещество "пектин", в нем содержащееся.

Почем уголек?!

Что же касается источников этой самой радиации, вернее, той стороны проблемы, которая непосредственно касается нас с вами, - возможности строительства АЭС. При сжигании каменного угля на тепловой электростанции в атмосферу выбрасывается большое количество частиц, содержащих в том числе и природные радионуклиды. И в этой самой золе - нуклидов полный набор. И заметьте, рука ученого этого угля не касалась, ничего к нему не подмешивала - там все уже имелось изначально: изотопы тория, урана, радия. И смею вас уверить, что они не сгорают и не думают гореть, а летят простым гражданам в форточки, оседают на стенах домов, на деревьях и т. д., существенно повышая тот самый природный радиационный фон. При нормальной же работе АЭС поступление радионуклидов во внешнюю среду крайне незначительно. Загрязнение окружающей среды в результате работы химических заводов много серьезнее.

Если говорить непосредственно о безопасности, то современные реакторы имеют несколько защитных уровней. В расчете как на внутренние, так и на внешние опасности. На каждом таком блоке есть так называемые активные системы безопасности, которыми управляют операторы, и пассивные, включающиеся автоматически в случае каких-либо неконтролируемых режимов работы реактора. Другое дело, что абсолютно безопасных систем не бывает и никогда не будет, хоть сто степеней защиты предусмотри. Но это уже, как говорится, издержки нашей земной жизни. В нашем случае это означает быстрое получение всей необходимой информации, возможности индивидуальной защиты и быстрой организованной эвакуации. Это - задачи тех, кто будет строить. Все остальные должны просто понимать, что реально опасно, а что - нет.

ИСТОЧНИК: Томский вестник, Павел Куганов

ДАТА: 02.05.2007

Темы: Безопасность, Россия


Rambler's Top100