Не пойдёт Росатом в Африку гулять

Во второй половине марта премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков посетил с официальным визитом три государства на юге африканского континента - ЮАР, Намибию и Анголу.

Относительно недавно в этом регионе побывал глава Росатома Сергей Кириенко, и у наблюдателей теплилась надежда на возможное подписание в ходе поездки Фрадкова соглашений о сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Нужно сразу уточнить - надежды оказались несбыточными. Так, на переговорах в ЮАР партнёры россиян предпочитали говорить о подготовке специалистов в области информационных технологий или строительстве заводов по производству минеральных удобрений.

В Южной Африке, как известно, на повестке дня давно стоит вопрос о сооружении второй атомной станции, в дополнение к успешно эксплуатирующейся АЭС "Кёберг". Реакторные технологии ВВЭР-1000 могли бы заинтересовать местных энергетиков, однако для этого россиянам придётся приложить немало усилий по преодолению сопротивления профранцузского лобби.

Ещё меньше шансов у Росатома и на присоединение к известной программе строительства реакторов PBMR. Шаровые твэлы и высокие температуры никогда не считались "коньком" россиян, и рассчитывать более, чем на консультационные и экспериментальные работы, Россия здесь не сможет.

Главным фронтом российско-африканского атомного сотрудничества могла бы стать кооперация в деле обогащения урана. В прошлом году в ЮАР на правительственном уровне раздавались голоса о необходимости развития собственного ЯТЦ, включая обогатительные мощности.

Опыт и приоритет россиян в этой отрасли атомной энергетики бесспорен. Было бы логичным по итогам турне Фрадкова услышать слова о будущем участии России в создании южноафриканских топливных предприятий или о присоединении ЮАР к международному урановому центру в Ангарске - но подобных заявлений наблюдатели, внимательно следившие за визитом российского премьер-министра, так и не дождались.

Зато в российской делегации нередко вспоминали, что многие африканские лидеры получили своё образование в вузах СССР, и выражали надежду, что давние симпатии помогут российскому бизнесу проникнуть на юг Чёрного континента. В ответ на это, президент Намибии Хификепунья Похамба честно признался, что полностью забыл русский язык. Как выясняется, на старом багаже далеко не уедешь. Если Россия всерьёз вознамерилась побороться за южноафриканские контракты, то ей стоит задуматься над поиском новых путей и решений.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, специально для AtomInfo.Ru

ДАТА: 02.04.2007

Темы: Россия, Африка, ЮАР, АЭС, ЯТЦ


Rambler's Top100