AtomInfo.Ru


АО ТВЭЛ представило новые решения по ядерному топливу для рынка

ТВЭЛ, ОПУБЛИКОВАНО 22.11.2022

На конференции «Характеризация и контроль качества ядерного топлива»(Characterization and quality control of nuclear fuels) в индийском городе Хайдарабад старший вице-президент по научно-технической деятельности АО «ТВЭЛ» Александр Угрюмов рассказал о новых российских технологиях и решениях в области ядерного топливного цикла.

В докладе были представлены ключевые разработки, внедрение которыхпоможет повысить эффективность действующих и сооружаемых энергоблоков ВВЭР-1000 индийской АЭС «Куданкулам»: новые материалы и конструкции ядерного топлива, решения по повышенному обогащению урана, технологии замыкания ядерного топливного цикла, а также возможности, которые они открывают для атомных электростанций.

Увеличенные топливные циклы

В 2022 году АО «ТВЭЛ» начало экспорт в Индию более современноготоплива ТВС-2М для двух действующих энергоблоков АЭС «Куданкулам» вместо ранее поставлявшейся модели УТВС.

Внедрение нового топлива позволит продлить эксплуатацию действующих реакторов между перегрузками топлива с 12 до 18 месяцев, что значительно повысит их экономическую эффективность (кроме того, конструкция ТВС-2М – более надежная в эксплуатации).

При этом существующие в российской атомной промышленности разработки способны сделать дальнейшую эксплуатацию АЭС, рассчитанную на десятки лет, еще эффективнее.

Александр Угрюмов отметил, что внедрение ядерного топлива собогащением по урану-235 более 5% создаст возможность для перевода блоков ВВЭР-1000 на еще более длинные 24-месячные топливные циклы.

Увеличение длительности топливного цикла за счет повышения обогащения урана выгодно тем, что электростанция может реже останавливать энергоблок для перегрузки топлива (и, таким образом, вырабатывать больше электроэнергии в течение года), закупать меньшее количество свежих топливных сборок и выгружать меньше облученного топлива, обращение с которым также требует расходов.

Переход на топливо с обогащением более 5% может снизить количество ежегодно перегружаемых тепловыделяющих сборок в том объеме, который позволит оператору АЭС получить значительный экономический эффект на жизненном цикле энергоблока.

ATF-топливо

Один из ключевых трендов в атомной энергетике последних лет – разработкаядерного топлива нового поколения безопасности ATF (Advanced Technology Fuel).

В Росатоме также реализуется российская ATF-программа, включающаяиспытания новых топливных и конструкционных материалов. В реакторе ВВЭР-1000 на Ростовской АЭС идет этап опытно-промышленной эксплуатации комбинированных ТВС, содержащих твэлы в ATF-исполнении с инновационными оболочками из хром-никелевого сплава, а также циркониевого сплава с хромовым покрытием.

Параллельно в исследовательском реакторе МИР в НИИ Атомныхреакторов в Димитровграде продолжается уже четвертый цикл испытанийэкспериментальных твэлов с четырьмя различными сочетаниями материалов топливной композиции и оболочки.

Кроме того, с 2022 года начались испытания твэлов типоразмера ВВЭР и PWR с новым уран-силицидным топливом.

Сбалансированный ЯТЦ

Особенность российского подхода к развитию атомной отрасли – созданиедвухкомпонентной атомной энергетики с реакторами на тепловых и быстрыхнейтронах, а также внедрение технологий замыкания ядерного топливного цикла, основанных на фабрикации свежего уран-плутониевого топлива изпереработанного облученного топлива.

Существующие в России технологии быстрых реакторов я ядерногорециклинга позволяют Росатому предложить своим зарубежным заказчикам новый комплексный продукт – Сбалансированный ядерный топливный цикл.

Его основная задача - принципиальное снижение объема и активности отходов, направляемых на захоронение. Сбалансированный ЯТЦ позволит повысить безопасность обращения с отходами и снизить экологические риски, не создавая проблем ядерного наследия для будущих поколений, а также обеспечить устойчивую модель потребления и производства – кратно увеличить сырьевую базу атомной энергетики за счет вовлечения в топливный цикл вторичных продуктов ЯТЦ (обедненного урана и плутония).

Росатом готов предоставить зарубежным заказчикам весь спектр решений,необходимых для замыкания ЯТЦ, включаю переработку в России отработавшего ядерного топлива (с дожиганием в быстрых реакторах высокоактивных элементов, извлеченных из облученного топлива), а также производство и поставку уран-плутониевого топлива для стандартных реакторов на тепловых нейтронах (в частности, ВВЭР).

Топливо пятого поколения

Для организации серийного производства уран-плутониевого топлива дляреакторов ВВЭР в Росатоме разрабатывается конструкция тепловыделяющейсборки пятого поколения – ТВС-5.

Особенности этой конструкции позволят организовать автоматизированное безлюдное сборочное производство топлива с плутонием и обращение с ним на АЭС.

В настоящее время в Топливной компании ТВЭЛ завершен комплекс стендовых испытаний полномасштабных макетов ТВС-5 и выполнены расчетные обоснования.

В планах на 2023 год – изготовить несколько опытных ТВС-5 со стандартным урановым топливом, следующим этапом должна стать опытно-промышленная эксплуатация топливных сборок инновационнойконструкции на одной из российских АЭС.

Ключевые слова: ЯТЦ, Госкорпорация Росатом, Выставки и конференции, Пресс-релизы


Другие новости:

Проект СВЕТ-М стал победителем НТК Союза машиностроителей России

СВЕТ-М – Свинцово-Висмутовый реактор с Естественной циркуляцией Теплоносителя – Модульный.

NuScale в США - цены растут

Стоимость электроэнергии от CFPP может достигнуть 90-100 долларов за МВтч.

Ловиза - русское топливо до 2030 года

У Fortum есть контрактные обязательства перед ТВЭЛом.


Герой дня

На Руппуре-1 завершён монтаж купола НЗО

На Руппуре-1 завершён монтаж купола НЗО

Верхняя часть купола весом 100 тонн и диаметром 34,4 метра была смонтирована в проектное положение на высоту 57,140 метра.



ИНТЕРВЬЮ

Антон Вербицкий

Антон Вербицкий
Основное преимущество СВГТ-1 - её простота. Так, в проекте отсутствуют насосы, теплоотвод происходит за счёт естественной циркуляции теплоносителя. В перспективе мы полагаем, что станция будет полностью автономной.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
В конце концов было принято решение отказаться от вариантов с железнодорожной платформой. В 1957 году был готов эскизный проект электростанции на гусеничных самоходах (авторы Юрий Анатольевич Сергеев и Дмитрий Леонидович Бродер).


Поиск по сайту: