AtomInfo.Ru


Шельф-М - российский малый

AtomInfo.Ru
Belatom.by, ОПУБЛИКОВАНО 29.11.2022

21-22 ноября в Сочи на площадке центра "Сириус" прошёл XII Международный форум "АТОМЭКСПО-2022". В форуме приняли участие свыше 3000 специалистов и гостей из России, а также 65 стран ближнего и дальнего зарубежья: представителей бизнеса, государственных структур, международных организаций.

В выставочной экспозиции "Росатома" большое внимание было уделено российским проектам малых реакторов в плавучем и наземном исполнении. Один из наземных проектов - известная многим установка АСММ "Шельф-М", разработанная специалистами НИКИЭТ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Макет АСММ Шельф-М.
Фото Вячеслав Балакин (AtomInfo.Ru).
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Электрическая мощность "Шельф-М" составляет до 10 МВт(э), тепловая - 35 МВт(т). Охлаждение активной зоны традиционное, используется унифицированная конструкция интегрального водо-водяного реактора.

Вся установка находится в защищённой энергокапсуле, при этом никаких радиационных или ядерноопасных работ на площадке размещения не планируется. Кампания топлива составляет шесть лет. В качестве топлива используется диоксид урана, диспергированный в силуминовой матрице.

В перспективе, энергетическая капсула с реакторной установкой "Шельф-М" полностью заводского изготовления, то есть установка изготавливается и собирается на заводе-изготовителе, а не на площадке размещения.

Обслуживание установки также будет происходить на специализированном заводе, что исключает необходимость доступа в реакторную зону на площадке размещения, позволяет существенно снизить требования к площадке и исключить ядерноопасные работы на месте эксплуатации.

Более того, возможно, что в будущем "Шельф-М" станет полностью автономным и безлюдным.

Размеры АСММ "Шельф-М" таковы: длина 11 метров, диаметр (высота) 8 метров. Вес подготовленного к работе модуля с реакторной установкой 370 тонн.

Срок службы установки - 60 лет. Не исключено, что за это время установка сменит нескольких потребителей, перемещать её с места на места можно, например, морским путём на барже.

Наличие водоёма-охладителя на площадке размещения "Шельф-М" не требуется. Это важное достоинство проекта с точки зрения экспортной перспективы, так как многие зарубежные заказчики выставляют жёсткие требования по температуре сливаемой в водоём-охладитель воды (с таким требованием "Росатом" столкнулся в Республике Беларусь при строительстве большой БелАЭС).

Но до экспорта разработчикам АСММ "Шельф-М" необходимо сначала пройти весь путь от бумаги до железа у себя дома в России.

До конца 2023 года будет определена площадка размещения головной установки. Предполагается, что площадку выберут в российской арктической зоне. Параллельно в НИКИЭТ будет вестись работа над техническим проектом. Если всё пойдёт по плану, то к 2030 году головная АСММ "Шельф-М" будет введена в опытно-промышленную эксплуатацию.


Материал подготовили Вячеслав БАЛАКИН (AtomInfo.Ru) и Василий СЕМАШКО (Белатом).

Ключевые слова: Малая энергетика, НИКИЭТ, Шельф, Статьи


Другие новости:

Китай - энергия из космоса

В 50-ые годы у Китая появятся коммерческие космические солнечные станции.

В Китае разработали CUR

Собственные требования эксплуатирующих организаций к проектам легководников.

Проект СВЕТ-М стал победителем НТК Союза машиностроителей России

СВЕТ-М – Свинцово-Висмутовый реактор с Естественной циркуляцией Теплоносителя – Модульный.

Герой дня

На Руппуре-1 завершён монтаж купола НЗО

На Руппуре-1 завершён монтаж купола НЗО

Верхняя часть купола весом 100 тонн и диаметром 34,4 метра была смонтирована в проектное положение на высоту 57,140 метра.



ИНТЕРВЬЮ

Антон Вербицкий

Антон Вербицкий
Основное преимущество СВГТ-1 - её простота. Так, в проекте отсутствуют насосы, теплоотвод происходит за счёт естественной циркуляции теплоносителя. В перспективе мы полагаем, что станция будет полностью автономной.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
В конце концов было принято решение отказаться от вариантов с железнодорожной платформой. В 1957 году был готов эскизный проект электростанции на гусеничных самоходах (авторы Юрий Анатольевич Сергеев и Дмитрий Леонидович Бродер).


Поиск по сайту: