В Росатоме разработана элементная база ядерного топлива для атомного ледокола Лидер ТВЭЛ, ОПУБЛИКОВАНО 20.01.2021 Специалисты ВНИИНМ им. А.А.Бочвара (АО "ВНИИНМ"; предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ") завершили разработку элементной базы для активной зоны реакторной установки сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер". В рамках проекта по заказу АО "ОКБМ Африкантов" были выпущены технические проекты пускового источника нейтронов, тепловыделяющего элемента (твэла) и стержня выгорающего поглотителя. Кроме того, разработана и поставлена на производство на Чепецком механическом заводе (АО ЧМЗ; предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ") кессонная труба из циркониевого сплава Э635, используемая для размещения стержней компенсирующих групп системы управления и защиты реактора. Ледокол следующего поколения "Лидер" будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, более мощных в 1,8 раза по сравнению с реакторами РИТМ-200, созданными для новейших универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (УАЛ; головное судно серии - "Арктика", строятся ледоколы "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка"). В отличие от УАЛ, достаточно манёвренных для работы не только на глубокой воде, но и на мелководье, в устьях полярных рек, "Лидер" будет отличаться прежде всего мощью. Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит позволит судну преодолевать льды толщиной 4 метра. Сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути. Во льдах толщиной до двух метров атомоход обеспечит проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов. "Топлива "Лидеру" понадобится в 1,4 раза больше, чем "Арктике", поэтому количество твэлов было увеличено". "Кроме того, в отличие от установок РИТМ-200, реакторы РИТМ-400 будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля" - подчеркнул директор научно-исследовательского твэльно-топливного отделения АО "ВНИИНМ" Геннадий Кулаков. Так же, как и у "Арктики", активная зона "Лидера" будет отличаться повышенным сроком эксплуатации ядерного топлива. Если на действующих атомных ледоколах перегрузка топлива осуществляется раз в 5-6 лет, то в активную зону РИТМ-400 свежее топливо можно будет загружать раз в 10 лет. "Предприятия Топливной компании ТВЭЛ более 60 лет занимаются разработкой и производством топлива для атомных ледоколов". "Эти компетенции уже находят применение в создании топлива для АЭС малой мощности, которые считаются одной из перспективных технологий для энергетики XXI века". "Первая плавучая АЭС "Академик Ломоносов" имеет две ледокольные реакторные установки КЛТ-40С, в настоящее время разрабатывается топливо для первой российской наземной АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200", - отметил вице-президент по научно-технической деятельности и качеству АО "ТВЭЛ" Александр Угрюмов. Ядерное топливо для всех ледокольных установок и ПАТЭС "Академик Ломоносов" производит Машиностроительный завод (ПАО "МСЗ"), предприятие топливной компании Росатома "ТВЭЛ" в г. Электросталь Московской области. Ключевые слова: ЯТЦ, Фабрикация, Атомоходы, ТВЭЛ, Пресс-релизы Другие новости: Первый энергоблок БелАЭС выведен на 100% мощности Тепловая мощность - 3200 МВт(т); электрическая - 1170 МВт(э). Первый пущенный блок с PHWR-700. "Koeberg-1" остановлен из-за течи в одном из парогенераторов Замена парогенераторов была запланирована на ППР-2021. |
Герой дня Новая эра китайской энергетики Представленный в декабре 2020 года обзорный документ представляет собой своеобразный отчёт правительства страны о достигнутых промежуточных результатах по трансформации энергетического сектора Китая и даёт представление об основных направлениях дальнейшего развития энергетики страны. ИНТЕРВЬЮ
Александр Тузов МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |