AtomInfo.Ru


VTR, бывший FASTER

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 14.06.2018

Проект по строительству в США исследовательского реактора на быстрых нейтронах без лишнего шума продвигается вперёд.

Предыстория

13 февраля 2018 года в нижней палате парламента США был принят законопроект H.R.4378, в соответствии с которым в стране должен появиться "универсальный источник быстрых нейтронов на основе реактора (versatile reactor-based fast neutron source), который будет функционировать как национальный пользовательский объект".

Универсальный источник быстрых нейтронов на основе реактора фактически и есть реактор на быстрых нейтронах, на что сразу обратил внимание Эдвин Лайман из союза обеспокоенных учёных (UCS).

Он также предположил, что для нового реактора могут быть использованы наработки по проекту FASTER Аргоннской национальной лаборатории (ANL). Проект FASTER - это быстрый натриевый реактор тепловой мощностью 300 МВт(т) и электрической мощностью 120 МВт(э) с металлическим уран-плутониевым топливом.

В законопроекте H.R.4378 устанавливается срок ввода универсального источника (быстрого реактора) в эксплуатацию - не позднее 31 декабря 2025 года.

Кроме того, законопроект предлагает следующее финансирование работ по созданию данной установки:

Год
 
Бюджет,
млн долларов
2018
 
35
2019
 
100
2020
 
200
2021
 
260
2022
 
340
2023
 
350
2024
 
350
2025
 
350

В общей сложности, на нужды проекта предлагается выделить почти 2 миллиарда долларов из федерального бюджета США.

Текущее состояние

Прежде всего, проект обрёл новое имя и более не скрывается за эвфемизмом "универсальный источник нейтронов".

Отныне о данном проекте говорят как об исследовательском реакторе VTR (Versatile Test Reactor).

В Аргоннской национальной лаборатории утверждают, что проект ещё только рассматривается и многое может измениться, но некоторые свои соображения по проекту лаборатория опубликовала.

Реактор VTR будет исследовательским и перед ним не стоит задача производить электроэнергию. На нём предполагается проводить облучательные эксперименты с топливом и конструкционными материалами в интересах натриевого, свинцового, свинцово-висмутового и быстрого газового направлений, а также для нужд разработки ЖСР.

Основным вариантом топлива для VTR рассматривается уран-плутониевое топливо, причём из публикаций лаборатории можно сделать вывод - уран-плутониевое металлическое топливо. Другие варианты по топливу также возможны.

О теплоносителе для VTR не говорится прямо, но с большой вероятностью он будет натриевым реактором.

Мощность 300 МВт(т) в Аргонне действительно считают "лежащей в том диапазоне, который требуется конечным потребителям". При этом отмечается, что окончательный выбор мощности ещё не сделан. Как уже сказано, турбины у VTR на данный момент не предполагается, то есть электрической мощности у реактора не будет.

Стоит отметить и ситуацию с лицензированием VTR. Эта тема была затронута в ответе ANL на одну из публикаций Лаймана.

"Поскольку это исследовательский (испытательный) реактор, а не экспериментальный реактор, производящий электроэнергию, то вполне адекватным является его лицензирование и эксплуатация в соответствии с законодательными полномочиями министерства энергетики, аналогично текущей эксплуатации реакторов ATR и TREAT в национальной лаборатории Айдахо и реактора HFIR в национальной лаборатории Окриджа", - считают в Аргонне.

Однако в ответе сделана оговорка о том, что для VTR вовлечение NRC в процесс "ожидается в полной мере", так как американские регуляторы готовятся к лицензированию будущих перспективных коммерческих реакторов.

Финансы

На слушаниях по перспективным реакторам, проведенных NRC 24 апреля 2018 года с участием представителей министерства энергетики, по проекту VTR было сказано, что министерство только приступило к программе НИОКР длительностью три года, по итогам которой определятся облик и функции VTR.

Суммарные затраты на разработку и строительство VTR также станут ясны по окончанию данной программы. Тогда же - то есть, не ранее 2021 года - будет принято окончательное решение о сооружении VTR.

Законопроект H.R.4378 лежит в сенате (верхней палате парламента) без движения с 14 февраля 2018 года.

Между тем, Эдвин Лайман отмечает - бюджетные средства на проект уже начали выделяться.

Министерство энергетики запросило на нужды VTR 10 миллионов долларов в 2018 финансовом году и 15 миллионов долларов в 2019 финансовом году. Президент Трамп запрос на 2018 год удовлетворил с превышением - 35 миллионов долларов.

В 2019 году бюджетное финансирование также продолжится. Лайман приводит следующие данные. Сенат предлагает удовлетворить запрос министерства (15 миллионов), нижняя палата настаивает на сумме 65 миллионов, а конгрессмен Рэнди Вебер лоббирует выделение 100 миллионов долларов.

Если сравнить с данными из пока что непринятого законопроекта H.R.4378, то в нём предлагается такое финансирование на первые два года - 35 миллионов долларов в 2018 году (уже сделано) и 100 миллионов долларов в 2019 году (предложение депутата Вебера).

Ключевые слова: Быстрые натриевые реакторы, Исследовательские реакторы, США, Статьи


Другие новости:

AREVA сдвинула сроки сдачи "Олкилуото-3"

Коммерческая эксплуатация - в сентябре 2019 года.

Ленинградская АЭС: на штатное место установлен нижний ярус гермооболочки здания реактора энергоблока №2 ВВЭР-1200

После завершения этих работ можно будет устанавливать на проектную отметку следующий ярус гермооблицовки.

В мире статус действующего имеет 451 блок, статус строящегося 58 блоков - PRIS

Учтён энергопуск "Yangjiang-5".

Герой дня

Вадим Лемехов: у нас есть задел

Вадим Лемехов: у нас есть задел

Могу сказать, что у БРЕСТ-1200 мощность сейчас составляет 1230 МВт(э). Обоснованность выбранной мощности требует подтверждения, но расчёты мы пока ведём для этого значения.



ИНТЕРВЬЮ

Станислав Георгиев

Станислав Георгиев
Все принявшие участие в конференции политики подтвердили - да, мы начинаем заново заниматься проектом "Белене", и наши намерения по отношению к этому проекту серьёзные.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Следующая точка маршрута - здание полоидальных катушек (PF Coil Winding Facility). В нём предполагается собрать четыре из шести катушек - самые большие по размерам, которые невозможно доставить в Кадараш.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100