AtomInfo.Ru


Ян Здебор: технологии Шкоды

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 15.06.2015

В ОКБ "ГИДРОПРЕСС" с 19 по 22 мая 2015 года прошла 9-ая международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР".

С докладом, посвящённом работам чешского предприятия "Шкода-JS" по направлению ВВЭР, выступил технический советник генерального директора "Шкода-JS" Ян ЗДЕБОР.

Привода

Область, в которой чешская компания традиционно сильна - производство приводов ОР СУЗ. Старт этой программе был положен в 60-ые годы, когда на предприятии проводились НИОКР по приводам для словацкого тяжеловодного блока A-1.

Начиная с 1970 года, на "Шкоде" приступили к освоению производства приводов со сроком службы пять лет по советскому проекту. С 1972 года предприятие выпускало привода LKM, с 1982 года перешло на выпуск приводов ШЭМ совместно с ОКБ "ГИДРОПРЕСС".

В 90-ые и нулевые годы чешская компания выполнила большой объём НИОКР по продлению срока службы приводов. С 1994 года выпускаются и поставляются на станции с ВВЭР привода "ШЭМ-М".

Для реакторов ВВЭР-440 компания предлагает сейчас привода "ПРО-М" с новой системой управления "СГИУ-М", поставляемой чешской фирмой ZAT.

Среди основных преимуществ таких приводов - увеличенный срок службы до 25 лет за счёт конструктивных изменений механической и электрической частей и повышение рабочей температуры обмотки электрооборудования со 170°C до
220°C, что позволяет исключить схватывания ротора электродвигателя.

В приводах "ПРО-М" применены быстродействующие разъёмы для сокращения времени монтажа/демонтажа приводов. А применение уплотнений из расширенного графита позволяет улучшить демонтаж и увеличить срок службы деталей фланцевых соединений.

Всего со "Шкоды" было отгружено более 1000 приводов "ПРО-М". Последние выполненные контракты - поставки 124 штук на АЭС "Пакш" и 90 штук на строящиеся блоки №№3-4 АЭС "Моховце".

Для блоков с ВВЭР-1000 компания предлагает различные модификации приводов "ШЭМ-М" со сроками службы 10, 30 и 40 лет. Всего было поставлено свыше 1200 приводов для 12 блоков. За последние четыре года поставки производились на АЭС "Темелин", Хмельницкую и Запорожскую АЭС.

Каналы нейтронные измерительные

Следующее направление работ компании "Шкода-JS" - изготовление и поставка каналов нейтронных измерительных (КНИ). Каналы оснащаются родиевыми датчиками производства "ПОЗИТ" (Россия) или "Mirion Technologies" (США).

Всего было изготовлено и поставлено более 1500 каналов. Среди заказчиков - Богунице, Дукованы, Темелин, Пакш, ЮУ АЭС.

На двух блоках АЭС "Темелин" в настоящее время внедряются модернизированные каналы "КНИ 102".

Их основные преимущества - увеличение срока службы механической части, датчиков, проводов и соединений из за уменьшения числа изгибов при монтаже. Общее время для манипуляций при монтаже при ППР снижено до 12 часов.

Другое оборудование

Из прочего оборудования, которое "Шкода-JS" производит для блоков с ВВЭР, докладчик выделил стеллажи уплотнённого хранения ОЯТ, уплотнительные кольца из расширенного графита для фланцевых соединений верхнего блока, гайковёрты фланцевых соединений, оборудование для извлечения, транспортировки и ликвидации датчиков КНИ и термопар.

Для целей контроля состояния корпусов реакторов "Шкода" предлагает модульную контрольную систему MKS, призванную заменить предыдущую чешскую разработку SKIN.

У новой системы упрощён монтаж, сокращены временные затраты на контроль и осмотр. Докладчик отметил, что MKS применима для ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и MIR.1200 (ВВЭР-1200), а также для американских реакторов AP-1000.

Крупный контракт, стартовавший в 2007 году и продолжающийся до 2016 года - модернизация АСУ ТП на АЭС "Дукованы".

Замена и модернизация АСУ ТП на АЭС "Дукованы".
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Заключение

Докладчик напомнил, что технологическое оборудование реакторной установки большинства АЭС с блоками ВВЭР стран средней Европы было изготовлено по русскому прoекту и при авторском надзоре специалистов ОКБ "ГИДРОПРЕСС" в основном на предприятии "Шкода-JS".

Опыт, накопленный при освоении и развитии технологии ВВЭР во время изготовления, и многолетний опыт эксплуатации АЭС с ВВЭР позволил и позволяет специалистам "Шкода-JS" выполнять на современном мировом уровне сервисное обслуживание этих блоков и чётко понимать требования эксплуатационника.

Постоянно ужесточающиеся требования к повышению безотказной эксплуатации АЭС являются одной из основных причин, побуждающих постепенно модернизировать оборудование реакторной установки и оборудование, требующееся для её обслуживания.

Достигнутые результаты позволяют чешской компании предлагать свои наработки для использования на новых блоках с реакторами ВВЭР поколения III+, заключил Ян Здебор.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, Чехия, Шкода-ЯМ, Ян Здебор, Статьи


Другие новости:

Фукусима - вновь о первом блоке

Утечка водорода на первом блоке происходила в верхней части контейнмента.

Регуляторы продолжают анализировать ситуацию с клапанами на "Фламанвилле-3"

Испытания выявили отказы у предохранительных клапанов компенсатора объёма.

"Yangjiang-2" сдан в коммерческую эксплуатацию

Тестовый прогон на номинале успешно завершился 5 июня.

Герой дня

Николай Нерозин: ФЭИ для ядерной медицины

Николай Нерозин: ФЭИ для ядерной медицины

Для такой операции необходимо иметь микроисточники, представляющие собой маленькое зёрнышко размером с рисовое, в которое помещён радиоактивный изотоп I-125, излучением которого и производится лечение пациента. Это передовой метод на сегодняшний день.



ИНТЕРВЬЮ

Ян Здебор

Ян Здебор
Уверен, что технология ВВЭР привлечёт много молодых специалистов. И к приходу молодых надо готовиться. На конференции в Подольске эту тему можно было обсуждать как во время выступлений, так и в кулуарах.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
На той же майской конференции во Франции Ван Бинхуа заверил присутствовавших, что все причины задержек устранены. Тем сильнее может стать шок от нового переноса сроков пуска "Sanmen-1", если такой перенос состоится.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100