AtomInfo.Ru


Сергей Дашков о закупках Росатома

Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 28.04.2014

В 2013 году Госкорпорация "Росатом" сэкономила 22 млрд рублей на конкурентных закупках за счет разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора, заявил в ходе круглого стола "Корпоративные закупки. Что принёс 223-ФЗ?" на форуме-выставке "Госзаказ-2014" директор департамента методологии и организации закупок ГК "Росатом" Роман Зимонас.

По его словам, ещё 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счет дополнительной проверки начальных максимальных цен. Общий экономический эффект от закупок в атомной отрасли достиг 25,7 млрд рублей.

Общий объём экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах).

Сергей Дашков, генеральный директор ЗАО "Энергосервис - конкурентные закупки", директор Института конкурсных технологий:

"Могу точно сказать, что характерно для системы закупок Росатома - за каждой строчкой их документа стоит чётко выверенная позиция. Это не копия, у кого-то взятая, а результат строительства системы с азов. Если в процессе возникает проблема, то в Росатоме с ней работают и её решают.

Насколько я знаю, первую версию приняли довольно быстро, но потом каждые полгода собирали закупщиков и спрашивали, что не работает или работает не так, как надо. После чего работа над ошибками велась уже с консультантами, которые должны были найти решение возникающих проблем. То есть за каждой строчкой документа стоит кропотливый труд и чёткое обоснование.

Поэтому просто так слепо брать то, что делалось исключительно под свои потребности и нужды, я бы для других отраслей не советовал. Хотя сам опыт создания такой системы с нуля, разумеется, стоит перенять.

Её создание - это вынужденная и закономерная необходимость. У Росатома действительно были проблемы и с завышением цен, и с воровством, как, впрочем, и везде.

С приходом Романа Зимонаса госкорпорация пошла по пути создания системы как в электроэнергетике, но с учётом специфики атомной отрасли. На мой взгляд, та система, что построена сейчас, для сильно зарегулированного бизнеса может считаться совершенно нормальной. Она жесткая там, где Росатом целенаправленно считает, что она должна быть жёсткой, и гибкая там, где на первый план выступают интересы бизнеса.

Любые изменения в законодательстве по закупкам - эксперимент над большим количеством предприятий, участвующих в закупочной деятельности. Так вот, Росатом добровольно и сознательно пошёл на этот эксперимент (ещё до изменения в законодательстве) и двигался от ошибке к ошибке, постепенно исправляя одну за другой.

Поэтому система закупок Росатома, созданная им под себя, понятна его "родителям" во всех мелочах и со всеми недостатками, например, с завышенными сроками и чрезмерным регулированием, с которыми пришлось смириться в силу специфики отрасли.

Слепо копировать систему не стоит, потому что она имеет свою специфику и заточена под отраслевые цели. Это то же самое, что пытаться неподходящую по размеру одежду одного человека надеть на другого. Но это не значит, что у них нельзя поучиться.

Ещё один полезный для перенимания момент - создание системы для анализа жалоб. Мелким компаниям она, возможно, и не нужна, а таким крупным необходима, причем в виде отдельного органа, который будет независим и от закупщиков, и от всех остальных.

Наличие трёх площадок для электронных торгов - это любопытная задумка. Они были единственным нормальным инструментом обеспечения прозрачности.

Но с момента, когда заработала единая информационная система на сайте zakupki.gov.ru и информация о закупках стала появляться в интернете, причем не важно, на каком именно сайте, форма и место ее подачи перестала иметь значение.

Правда, риски несанкционированного взлома электронная торговая площадка снижает, но риски отсутствия на площадке нужных поставщиков все же сохраняются. Электронная торговая площадка - вещь интересная, но здесь так же, как с правилами закупки Росатома - нужно всё соизмерять. Потому что закупать себе молоко на электронной торговой площадке я бы ни одному детскому саду не посоветовал.

Очень важно учитывать, кто применяет нормы. Сами по себе документы систему не создают, она образуется не только из них - важно, когда такая компания, как Росатом, комплексно строит систему, куда включены и документы, и представления о правильном и неправильном, и сами люди.

Поэтому сейчас, с моей точки зрения, главная задача - это распространение лучших практик в области госзакупок. И с этой точки зрения данный форум очень полезен. Здесь можно попробовать примерить эти практики на себя и научить этому людей, потому что без них ни одна система полноценно работать не будет. Так же, как она не будет работать без политической воли начальника и без документов, обеспечивающих работу всей этой системы".

Ключевые слова: Госкорпорация Росатом, Мнения


Другие новости:

Энергетика США - дороже и нестабильнее

Американская энергетика сталкивается с системными проблемами.

GE и "Siemens" заинтересованы в покупке "Alstom"

Но Париж спешить не будет.

Энергоблоки №1 и №2 Белоярской АЭС будут демонтированы к 2032 году

Финансирование работ осуществляется за счёт средств ОАО "Концерн Росэнергоатом".


Герой дня

Лев Кочетков

Лев Кочетков: первые белоярские

Между тем, пароперегревательного канала всё не было и не было. Время шло, назначенные сроки пропущены. Что делать? В.А.Малых проверил разные варианты.



ИНТЕРВЬЮ

Игорь Жемков

Игорь Жемков
Вообще, у БОР-60 история длинная. На самом деле, штатный срок эксплуатации у реактора заканчивался в 1989 году. Конечно, срок этот был явно заниженный. Дело в том, что когда строился БОР-60, предполагались большие перспективы развития реакторов на быстрых нейтронах и считалось, что через 20 лет ему на смену придёт новый исследовательский реактор, да и вообще большинство проблем будет решено.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Дорога через деревню за "край земли" относительно оживлённа - постоянно проносятся автомобили персонала Чернобыльской АЭС, в основном руководства, которое ездит на работу из Славутича через Беларусь по специальному пропуску.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100