AtomInfo.Ru


Спасение атомного пса

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 17.04.2014


Публикуем сокращённый перевод статьи, опубликованной на сайте "War is Boring".

Могут ли собаки пережить последствия ядерного взрыва? На самом деле, могут.

В 1958 году американские учёные были ошеломлены, обнаружив собаку, выжившую после "Кастл Браво" (Castle Bravo) - взрыва в 1954 году термоядерного заряда, ставшего самым мощным американским ядерным испытанием. Для спасения собаки учёным понадобилось... поконфликтовать с "American Airlines".

Взрывы на атоллах

Эту историю рассказал Эрнест Уильямс, попечитель национального музея ядерных испытаний в Лас-Вегасе. Если бы не он, то атомный пёс так и окончил бы свои дни на загрязнённом атолле в Тихом океане.

Выходец из фермерской семьи в Небраске, Уильямс служил в ВВС во время корейской войны. После войны ему выдали сверхсекретный допуск "Q", и он стал собирать сердечники атомных зарядов. В 1954 году его приняли на работу в комиссию по атомной энергии (AEC) США.

В 1956 году здравый смысл и способности к математике выдвинули Уильямса на должность, на которой он занимался администрированием всех тех огромных проблем, что сопутствовали организации операции "Редвинг" (Redwing) - серии испытаний на атолле Эниветок.

В 1958 году Уильямс вернулся на Маршалловы острова для участия в операции "Хардтрак" (Hardtack) - очередной серии испытаний. Джим Ривз, его босс, поставил перед Уильямсом задачу, вполне подходящую для сельского паренька из Небраски.

Четырьмя годами ранее гигантский взрыв "Кастл Браво" серьёзно загрязнил атоллы Бикини, Ронгелап и Ронгерик. Мощность взрыва 15 Мт более чем в два раза превысила расчётную. В истории Соединённых Штатов испытание "Кастл Браво" можно называть самым крупным радиационным инцидентом.

Жители Бикини до начала испытаний были эвакуированы на атолл Ронгерик, но и оттуда им пришлось переезжать на необитаемый остров Кили, где их потомки остаются до сегодняшнего дня.

Небольшая группа американцев предприняла первую попытку произвести разведку на заброшенных атоллах, но слишком высокий фон не позволил им углубиться внутрь островов.

Естественно, военные принимали при этом все меры по защите своих людей. Группа высаживалась на атоллы с гидропланов и перемещалась на бронетранспортёре. Перед возвратом на самолёт разведчики оставили на берегу всю одежду и искупались в лагуне, чтобы смыть с себя радиоактивную пыль.

Итак, наступил 1958 год, и комиссия по атомной энергии США задалась вопросом - может быть, находиться на эвакуированных атоллах уже безопасно? Не пора ли приступать к подготовке возвращения вывезенных жителей?

Удивительный пёс

Комиссия нуждалась в дополнительной информации по ситуации на атоллах. В рамках операции "Хардтрак" была подготовлена вторая разведгруппа. Выбора у Уильямса не было - учитывая его сельское происхождение, ему поручили определиться с потенциалом для реабилитации атоллов.

К изумлению разведчиков, во время вылазки они обнаружили на атоллах троих домашних животных - свинью, петуха и собаку.

Собственно, удивление вызывал не сам факт обнаружения животных. Свиней, собак и кур завезли на Маршалловы острова несколько веков назад. Шоком оказалось то, что три особи сумели не только пережить самое мощное американское ядерное испытание, но и не погибнуть на протяжении четырёх лет на загрязнённой территории.

Судя по внешнему виду, проблем со здоровьем у животных не было. А для науки они были бесценны. Учёные могли бы получить реальные данные о том, что происходит с биологическими существами при жизни после ядерной войны.

Уильямс и его группа вспомнили навыки охотников. Им удалось поймать свинью и собаку, а вот петух от американцев увернулся.

Уильямс не может вспомнить, какова была судьба свиньи. Что до собаки, то ему есть что добавить.

Армейский исследовательский институт "Уолтер Рид" (Walter Reed) проводил в ходе операции "Пламбоб" (Plumbbob) программу по облучению свыше 700 свиней для изучения влияния радиации на живые организмы. Услышав об уникальном псе, институт немедленно захотел получить его себе.

Атомный пёс вёл себя на удивление дружелюбно и послушно. После долгого перелёта с Маршалловых островов Уильямс с собакой оказались на Гавайях, где с помощью сотрудника AEC Эрнеста Уинкупа счастливо избежали обязательного для животных карантина.

Но трудности на этом ещё не закончились.

Правильные люди

Надвигалось рождество, и рейсы на материк были забиты пассажирами и их рождественскими подарками. Уильямс и четверолапый попутчик сумели раздобыть билеты только на один из последних рейсов до Лос-Анжелеса.

Оттуда им предстояло как-то добраться до Вашингтона. Но и в Лос-Анжелесе чувствовалось приближение рождества. Сотрудник "American Airlines" был непреклонен - собаки на борт не допускаются.

"Я прошу Вас, сэр, разрешить мне взять эту собаку до Вашингтона", - повторял Уильямс.

"Нет, никаких домашних животных на рейсы в праздничный период. Так сказал президент "American Airlines", - отвечал работник авиакомпании.

"Я посмотрел ему в глаза и понял - хотя мне всего 28 лет, я больше не могу сдерживаться и выслушивать его болтовню", - вспоминает Уильямс.

"Я сказал ему: "Сэр, если Вы не позволите мне взять с собой эту собаку, то я позвоню во-о-он по тому чёрному телефону. И уверяю Вас - после моего звонка Вы меня не полюбите".

Угроза не подействовала, и Уильямсу и в самом деле пришлось звонить. В ожидании реакции Уильямс выпустил собаку размять лапы и сделать свои дела.

"Я только закончил собирать собачьи "образцы", как увидел подбегающего ко мне работника авиакомпании. Он был, мягко говоря, очень возмущён", - смеётся Уильямс.

"Кто ты, чёрт возьми, и кто те люди, которые тебя знают?" - крикнул работник.

"Правильные люди, сэр", - откозырял Уильямс и взял у ошалевшего собеседника билеты для себя и пса до Вашингтона.

"Убирайся!" - только и смог выговорить работник "American Airlines". Наверное, впервые в жизни ему довелось встретиться с человеком, для которого воля президента "American Airlines" была не указ.

Следы атомного пса на этом теряются. Его дальнейшая судьба остаётся неизвестной. А вот для атоллов Маршалловых островов всё ещё не кончено. Бикини, Ронгерик и Ронгелап до сих пор загрязнены, и большинство их жителей никогда не сможет вернуться домой.

Эрнест Уильямс после спасения атомного пса проработал в отрасли ещё 50 лет. Его последней должностью перед пенсией был пост советника по антитеррористической подготовке на полигоне в Неваде. Теперь он свободен и рассказывает истории о неизвестных событиях атомной эпохи.

Ключевые слова: История, ЯОК, США, Статьи


Другие новости:

Станция на платформе - плавучий вариант от MIT

Океан - очень недорогая недвижимость.

В сентябре начнётся финальная стадия вывода из эксплуатации американской плавучей АЭС

Работы продлятся четыре года.

Принято финальное решение по проекту "Fennovoima"

Согласно утверждённому плану, начиная с 2024 года владельцы АЭС будут получать вырабатываемую АЭС электроэнергию по себестоимости.

Герой дня

Иван Аннезер о взаимном страховании по-западному

Иван Аннезер о взаимном страховании по-западному

Более половины участников EMANI - действующие станции (всего 76 площадок со 189 блоками). Есть участники и из других сфер применения атомной энергии. Например, в обществе страхуются 15 исследовательских реакторов, восемь хранилищ ОЯТ, пять разделительных заводов, 11 предприятий фабрикации топлива, и многие другие.



ИНТЕРВЬЮ

Борислав Станимиров

Борислав Станимиров
По отношению к срокам лицензирования, как я уже сказал, процедура лицензирования строго определена в нормативных документах - как по времени, так и по стадиям. Нельзя ни перескакивать через стадии, ни сокращать сроки.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Зато МАЗ прямо перед входом выставил автобус, подъёмный кран и самосвал - это техника, которую реально увидеть на площадке. Арматуру для станции будет поставлять белорусский металлургический завод БМЗ, ещё один участник выставки.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100