AtomInfo.Ru


EPR для Великобритании - вопросы

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 16.04.2014


Публикуем сокращённый перевод материала из журнала "The Ecologist", посвящённого реактору EPR. Автор материала - Эмма Бейтман.

Анализ проекта EPR, выполненный британскими регуляторами, завершился 724 неотвеченными вопросами. Тем не менее, регуляторы не препятствуют планам по строительству блоков с EPR на территории Соединённого Королевства.

Олкилуото и Фламанвилль

Процедура GDA (Generic Design Assessment) в Великобритании - это процесс, предназначенный для анализа проектов новых атомных блоков. Он призван устранить в проектах все недочёты, причём сделать это нужно своевременно, ещё до начала строительства.

Регуляторы и проектанты должны работать вместе уже на ранних стадиях реализации проектов, причём работа должна быть открытой и транспарентной. Как ожидалось, в результате такого сотрудничества Великобритания получила бы несколько конкурирующих между собой проектов атомных блоков, к каждому из которых не имелось бы серьёзных претензий.

Процедура GDA для британского варианта EPR длилась с 2007 по 2012 годы. Проект был выбран для строительства на новых блоках АЭС "Хинкли Пойнт" - "Хинкли Пойнт C".

При рассмотрении французского проекта в британском регулирующем органе, конечно, принимались во внимание проблемы, с которыми французы столкнулись при строительстве блоков с EPR в Финляндии и Франции.

Так, по "Олкилуото-3" было известно, что сроком пуска блока был установлен 2009 года. В реальности, сейчас говорят уже о 2016 годе (семь лет задержки!). Исходная смета строительства - чуть более 3 миллиардов евро - возросла до 8,5 миллиардов евро.

Некоторые язвят - "Олкилуото-3" окажется пятым или шестым в списке самых дорогих объектов современного мира. Почти наверняка он обойдёт по цене большой адронный коллайдер.

Схожие проблемы наблюдаются на строительстве блока "Фламанвилль-3". Здесь также почти в три раза возросла смета, достигнув примерно 8 миллиардов евро.

В ноябре 2010 года Стивен Томас, профессор энергетических исследований в университете Гринвича, выпустил доклад "EPR в кризисе". Он считает, что французский проект переживает кризис до такой степени, что станет полным экономическим провалом.

"Дела на двух площадках - Олкилуото и Фламанвилле - с самого начала пошли радикально не так", - пишет Томас.

. Можно спорить и доказывать, что проблемы в Олкилуото возникли вследствие отсутствия опыта у эксплуатирующей организации и неопытности "Areva NP" в роли генпроектанта. Однако тот факт, что EDF, одна из самых опытных ЭО в мире, справляется на Фламанвилле отнюдь не лучше, доказывает - корень проблем таится в самой возможности построить блок с EPR, чем с какими-либо специфическими моментами".

Томас напоминает, что о высокой цене EPR предупреждали давно: "Ещё в 1995 году, а затем в 1997 году возникали сомнения по поводу стоимости (разрабатываемого проекта) EPR... Представляется маловероятным, что EPR будет экономически выгодным. Разве что ему будут предоставлять огромные государственные субсидии, или у потребителей будет согласие оплатить стоимость блока с EPR вне зависимости от того, насколько она будет высока".

Трудности лицензирования

Фундаментальные причины резкого роста сметы на сооружаемых блоках с EPR связаны со слабыми местами проекта, вскрывшимися только на стадии строительства.

В октябре 2010 года королевская инженерная академия наук Великобритании опубликовала доклад "Конструирование будущего - извлечённые атомные уроки". В работе были проанализированы факторы, влияющие на способность строить атомные блоки в срок и в пределах сметы.

Самый важный урок, извлечённый из Олкилуото и Фламанвилля - проект энергоблока должен быть завершён до начала строительства.

"Новые блоки должны базироваться на применении опробованных технологий и устоявшихся проектов. Проект блока должен быть в большей части готов до начала строительства".

"...внесение изменений в проект включает в себя риск задержек и роста цены, и ему следует противостоять... должна быть культура, признающая - даже малые изменения могут приводить к неожиданным последствиям, и поэтому они требуют формального рассмотрения".

Правительство Великобритании настаивает на скорейшей необходимости строительства новых блоков для замены угольных, газовых и устаревших атомных станций. По этой причине, график рассмотрения регуляторами новых атомных проектов был установлен жёстким. Действительно, если вспомнить, то EDF исходно собиралась приступить к сооружению первых британских EPR в январе 2013 года.

Чтобы выдержать график, предварительное одобрение (Interim Design Acceptance Confirmation, I-DAC) проекта EPR следовало получить в 2011 году, а окончательное (Final Design Acceptance Compliance, F-DAC) - в декабре 2012 года.

С самого начала рассмотрения проекта было известно, что британские регуляторы испытывают нехватку кадров, а информация от компании EDF поступает не всегда вовремя и нередко плохого качества.

В мае 2010 года регуляторы выпустили промежуточный, третий отчёт о ходе рассмотрения проекта EPR. В нём, в частности, обсуждалось как поступить, если график рассмотрения не будет выдержан.

Фактически, регуляторам пришлось отказаться от своих же принципов, выдать лицензию по GDA и перенести все остающиеся вопросы на последующие стадии взаимодействия с эксплуатирующей организацией.

С целью выдержать заданный график, предусматривающий завершение процедуры GDA для проекта EPR в декабре 2012 года, регуляторы ввели понятие AF - "Assessment Findings", или "находки при оценке".

Под этим термином понимаются неразрешённые вопросы, которые хотя и являются важными для безопасности, но не признаны критичными в плане принятия решения о начале строительства блока.

В период с декабря 2011 года по ноябрь 2012 года было сформулировано 240 AF. За предыдущие три года к проекту возникло ещё 484 AF. Таким образом, всего у регуляторов оказалось 724 "находки".

Беда в том, что многие из 724 AF в реальности касались принципиальных моментов проекта.

Известный атомный эксперт Джон Ладж (John Large) подготовил собственный анализ результатов лицензирования проекта EPR в Великобритании. Его выводы весьма скептичны.

"В действительности, отсроченный подход с формулированием AF был лишён транспарентности в период выдачи окончательного одобрения F-DAC. Более того, в терминах ядерной безопасности окончательное соответствие станции (функциональность, риск, эффективность защиты и т.д.) не будет показано до стадии строительства или даже до стадии пуска первых блоков с EPR на Хинкли Пойнт", - пишет Ладж.

"Существование подобных неопределённостей вкупе с почти очевидной неготовностью проекта станции - в особенности, в таких важных для безопасности областях как АСУ ТП - заставляет оценить всю процедуру GDA для EPR как незавершённую и не позволяющую делать окончательные выводы".

Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить - решение о строительстве блоков с EPR в Великобритании было принято поспешно и на основании неверной информации.

Ключевые слова: Атомнадзор, Европа, Великобритания, EPR-1600, Статьи


Другие новости:

Принято финальное решение по проекту "Fennovoima"

Согласно утверждённому плану, начиная с 2024 года владельцы АЭС будут получать вырабатываемую АЭС электроэнергию по себестоимости.

Ростовская АЭС: на энергоблоке №3 ведутся сварочные работы оборудования маслосистемы реакторного отделения

Пуск энергоблока №3 Ростовской АЭС намечен на 2014 год.

Физпуск и энергопуск первого блока Нововоронежской АЭС-2 должен быть произведён в 2014 году

О третьем и четвёртом блоках речи пока не идёт.

Герой дня

Иван Аннезер о взаимном страховании по-западному

Иван Аннезер о взаимном страховании по-западному

Более половины участников EMANI - действующие станции (всего 76 площадок со 189 блоками). Есть участники и из других сфер применения атомной энергии. Например, в обществе страхуются 15 исследовательских реакторов, восемь хранилищ ОЯТ, пять разделительных заводов, 11 предприятий фабрикации топлива, и многие другие.



ИНТЕРВЬЮ

Борислав Станимиров

Борислав Станимиров
По отношению к срокам лицензирования, как я уже сказал, процедура лицензирования строго определена в нормативных документах - как по времени, так и по стадиям. Нельзя ни перескакивать через стадии, ни сокращать сроки.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
Зато МАЗ прямо перед входом выставил автобус, подъёмный кран и самосвал - это техника, которую реально увидеть на площадке. Арматуру для станции будет поставлять белорусский металлургический завод БМЗ, ещё один участник выставки.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100