Градирни по-польски - попытка №2 Перевод Atominfo.cz, ОПУБЛИКОВАНО 13.02.2014 Чешская компания "Chladici veze Praha" делает новую попытку получить в Польше заказ на строительство градирен. Предыдущая в прошлом году окончилась неудачей, рассказывает чешская газета "Hospodarske noviny". Неприятный инцидент Польский энергетический рынок - сложный, но привлекательный. До атома на нём ещё не дошло, но другие станции строятся активно - на стадии сооружения более десяти проектов. Принимать участие в крупных польских инвестициях собирается и чешская компания "Chladici veze Praha". На строительстве двух блоков ТЭЦ в Ополе чехи хотели бы получить заказ на градирни. В компании надеются, что сценарий прошлого года не повторится. В 2013 году она потеряла в Польше контракт на 750 миллионов чешских крон (более 27 миллионов евро) на строительство башенной градирни для ТЭЦ "Козенице". Польская консервативная оппозиция, поддержка которой, по данным исследований, в польском обществе растёт, воспользовалась фактом, что чешская компания имеет мажоритарного российского владельца, и обвинила правительство Дональда Туска в том, что оно не достаточно следит за энергетической безопасностью Польши. "Этот случай нам очень навредил. Мы построили более 90 градирен с естественной тягой. Мы по-прежнему ощущаем себя чешской компанией - 49% принадлежит чешским акционерам, мы 63 года на рынке. До сегодняшнего дня в руководстве копании нет ни одного русского", - заявил Лубош Хмел, генеральный директор "Chladici veze Praha" (CHVP) через год после неприятного инцидента. Для чешских фирм с иностранным участием, которые хотели бы претендовать на государственные контракты в Польше, это является предупреждением. Но мало кто из строителей, вероятно, устоит перед соблазном Польши - Польша строит или в ближайшие десять лет планирует построить 10 ТЭЦ и 2 АЭС. Что произошло в Польше? В 2011 году фирма CHVP подала заявку на участие в тендере на строительство градирни в Козенице. В этом же году в традиционно чешскую компанию вошла как владелец 51% акций ГК "Росатом" через свою дочернюю компанию "Атомэнергомаш". Инвестором в Козенице выступала государственная группа ENEA. Строительство ТЭЦ велось консорциумом "Hitachi" и крупной польской строительной компанией "Polimex-Mostostal". Кстати, в 2010 году польскому государству пришлось спасать её от банкротства. После почти года переговоров чешско-русская компания была исключена из тендера, потому что имела референции только на строительство градирен 150-метровой высоты, а в Козенице требовалась градирня на 185 метров. "Все требования тендерной документации мы выполнили. Если бы это было не так, мы даже и не участвовали бы в тендере", - говорит Хмель. В начале 2013 года CHVP получила заверения - её предложение является наилучшим как с финансовой точки зрения, так и с технической. От "Polimex" чехам был прислан официальный документ - компания CHVP выбрана исполнителем, контракт будет заключён до конца января. Но непосредственно перед подписанием контракта польский теневой министр инфраструктуры Ежи Полячек из консервативной партии "Право и справедливость" в парламентском обращении к премьер-министру заявил - контракт с CHVP может поставить под угрозу энергетическую безопасность Польши. "Формально это чешская компания с главным офисом в Праге, но в реальности это российский энергетический инструмент, который находится под контролем ГК "Росатом" - организации, которой владеет российское государство, под прямым контролем Кремля и связанных с ним олигархических структур", - заявил Полячек. И от подписания контракта отказались. Письмо в три министерства Компания ENEA, контролируемая польским государством, сегодня отказывается комментировать этот случай, заявляя, что тендер объявила и сделала выбор "Polimex". По словам последней, русско-чешская компания не соответствовала техническим критериям. "Выбор был сделан прозрачно, оценивались технические и экономические критерии. Цена была не единственным критерием выбора", - рассказал Павел Шиманяк, пресс-секретарь "Polimex". В спор вмешивался даже бывший тогда послом ЧР в Варшаве Ян Cехтер. "Поскольку ENEA является государственным предприятием и в средствах массовой информации появились сообщения об исключении чешской компании из-за участия российского капитала в ней, я попросил объяснений у трёх министров польского правительства. По договорённости от кабинета, ENEA ответила, что фирма "Chladici veze Praha" была исключена только и только из-за технических условий", - заявил Cехтер. Компания "Enea Wytwarzanie" (дочерняя компания ENEA) в письме на десять страниц рассказывает, что у CHVP не было референций по инвестициям подобных параметров, и что контракт, который "Polimex" готовился подписать с CHVP, не имел необходимых формальных элементов и попал на проверку без нескольких приложений. Посол Cехтер также встречался с теневым министром Полячеком, обращение которого и антирусское видео, размещённое на его официальном депутатском сайте, получили в СМИ большой отклик. "Полячек передо мной извинился, но видео не убрал. Он утверждал, что его целью было не навредить чешской компании, а раскритиковать правительство за его вялость в подходе к безопасности в энергетической политике", - пояснил Сехтер. Парадокс в том, что примерно в то же время, когда компания CHVP потеряла контракт в Козенице, она выиграла тендер на реконструкцию градирни для крупнейшего добытчика меди в Польше - полугосударственной компании KGHM. Трудности с метро Случай CHVP не первый, когда чешская компания с российским капиталом столкнулась с трудностями. "Подобным вопросом я уже занимался однажды в случае тендера на поставки вагонов дл варшавского метро, в котором приняла участие "Skoda Transportation" в консорциуме с российским "Вагонмашем", - рассказал Сехтер. В 2010 году российско-чешский консорциум принял участие в тендере на поставку 35 вагонов общей стоимостью 250 миллионов евро для метро Варшавы. Тендер выиграл "Siemens" в консорциуме с польской "Newag", предложив более низкую цену. "Мы протестовали уже против отборочных критериев, которые делали невозможным наше участие. Наконец, критерии были изменены, но, к сожалению, не был адекватно продлён срок представления тендерного предложения", - рассказал Петр Виздал, директор по развитию бизнеса "Skoda Transportation". CHVP решило не пускаться в судебную тяжбу с ENEA. "Мы не пошли в суд, потому что в тот период, когда вы судитесь с государственной структурой, вам трудно предлагать свои услуги, а мы участвовали в Польше ещё в шести тендерах", - объясняет Хмель. Сегодня он уверен, что с подобными трудностями в текущих тендерах не столкнётся. Но в будущем этого полностью исключить нельзя. Критика теневого министра Полячека и акцент консерваторов на энергетической безопасности в 2005-2007 годы, когда они были в правительстве, говорят о том, что любая иностранная компания с российским участием может иметь проблемы в Польше. Ведь консерваторы за год до парламентских выборов опережают, по опросам общественного мнения, правящую партию "Гражданскую платформу". И настроения ясны. "Русская компания как поставщик ядерных технологий вообще не обсуждается", - сказал, например, Томаш Хмаль, эксперт по энергетическим вопросам либерального неправительственного аналитического центра "Институт Собеского". Ключевые слова: Градирни, Восточная Европа, Польша, Чехия Другие новости: Аргентина стартовала проект CAREM-25 Строится демонстрационная установка. Президент Венгрии подписал закон о расширении АЭС "Пакш" Закон не противоречит венгерской конституции. В мире действует 435 атомных энергоблоков - PRIS На стадии строительства - 71 блок. |
Герой дня Валентин Смирнов: кругозор молодых учёных - будущее научно-технической культуры атомной отрасли Каждый слушатель ВШФ получит сертификат о прохождении обучения. Но самое главное - в другом. Казалось бы, прослушал человек курсы, ну и что? А ведь на самом деле у него резко расширился научный кругозор. ИНТЕРВЬЮ
Бедржих Гержмански МНЕНИЕ
Smith |