AtomInfo.Ru


Ян Здебор о технологиях ВВЭР в Чешской Республике

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 06.08.2013

В ОКБ "Гидропресс" в мае состоялась VIII международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР".

О развитии технологии ВВЭР в Чешской Республике рассказал технический советник генерального директора "Шкода-JS" Ян ЗДЕБОР.

Первый этап

Докладчик в начале выступления процитировал слова А.Комарека, главного инженера "Шкоды-JS" в 60-70-ых годах.

"Предпосылки для возникновения чехословацкого атомного машиностроения были созданы 23.4.1955 года подписанием соглашения между тогдашней ЧССР и СССР о помощи при развитии мирного использования атомной энергии".

"Его историю можно наглядно расчленять на период исследования и строительства опытнoй тяжёло-водяной электростанции в годах 1956 - 1972 и на период усваивания и строительства промышленных водо-водяных электростанций советского типа ВВЭР от 1970 года до сих пор".

На первом этапе в Чехословакии активно строились исследовательские и учебные ("школьные") реакторы. Это реакторы ВВР-С (с 1990 года - ЛВР-15), ТР-O (с 1982 года - ЛР-O), ВР-1.

На предприятии "Шкода-Пльзень" был построен исследовательский реактор ШР-0. Он приступил к работе в 1971 году и был закрыт в 1992 году.

Реактор ШР-0 (или в другом написании SR-O) имел мощность 100 Вт. В 1975 году её подняли до 2 кВт.

Он был спроектирован, изготовлен и внедрён в эксплуатацию "Шкодой" и стал вторым чехословацким реактором и первым реактором, сделанным пльзенским предприятием. Он предназначался для обеспечения экспериментальных работ при разработке АЭС "А-1" и для пусконаладочных работ.

Исходно он носил название ШР-0А и работал советском топливе ЭК-10. Впоследствии реактор переориентировали на нужды программы ВВЭР, перевели на советское топливо ИРТ-М и переименовали в ШР-0.

Пульт управления ШР-0

АЭС "A-1"

Важный толчок развитию атоммаша в ЧССР дал проект по строительству тяжёловодной АЭС "A-1", или "Богунице A-1". Несмотря на то, что опыт эксплуатации станции вышел неудачным (в 1972 году пуск блока, в 1976 году первая авария, в 1977 году вторая, и в 1979 году решение правительства о закрытии), чехословацкие заводы получили неоценимый опыт.

Пан Здебор перечислил ряд работ, выполнявшихся по проекту A-1 на предприятиях ЧССР.

Исследованием сталей и технологии сварки занимались "Шкода" и "Витковице". За изготовление корпуса, ВКУ и сосуда тяжёлой воды отвечала "Шкода". Кроме того, она же занималась перегрузочной машиной и турбогенераторами второго контура.

ГЦНы для станции делались на "ЧКД Прага". ГЦТ и клапана - на "СИГМА Модржаны". Парогенераторы, ёмкости и система охлаждения тяжёлой воды выпускались в Брно. Неядерные части топливных кассет делались в Дубнице, а электрооборудование - на электротехническом заводе в Праге.

Докладчик процитировал слова Яна Нойманна, первого председателя чехословацкой комиссии по использованию атомной энергии: "Технически и экономически самым значительным результатом исследовательских и проектно-конструкторских работ при развитии оборудования АЭС "А-1" для Чехословакии было, что заводы тяжёлой промышленности освоили производство материалов и оборудования для атомной энергетики, которое нуждается в чрезвычайно высоких требованиях к качеству и надёжности ... изготовление которого освоило немного самых развитых стран мира".

К технологиям ВВЭР

В конце 60-ых - начале 70-ых годов правительство Чехословакии приняло решение ориентироваться на водо-водяные реакторы ВВЭР, которые начали развиваться в Советском Союзе.

В 1972 году стартовало строительство двух блоков с ВВЭР-440/В320 на словацкой площадке Богунице. Оборудование первого контура было изготовлено на предприятиях СССР, главное технологическое оборудование второго контура поставила "Шкода".

В период с 1975 по 1979 годы на "Шкоде" был выполнен большой объём работ. Был построен реакторный цех, освоен технический проект ВВЭР-440, разработана собственная конструкционная и технологическая рабочая документация реaкторного оборудования, а также выполнены работы по освоению изготовления основных компонентов РУ.

Строительство реакторного цеха на предприятии "Шкоды"

В дальнейшем чешское предприятие приступило к выпуску корпусов для реакторов ВВЭР-440, строившихся в Восточной Европе. Всего на "Шкоде-JS" был произведён 21 корпус ВВЭР-440/В-320.Ч. Индекс "Ч" показывает на чешского производителя.

Помимо корпусов, "Шкода" освоила выпуск и других изделий. Так, в Пльзене за всё время было сделано свыше 1000 приводов АРК для АЭС Чехии, Словакии, Венгрии, Финляндии и Украины.

Наряду со "Шкодой", к работам по направлению ВВЭР подключились и другие чехословацкие предприятия. В 1978 году "Витковице" отгрузило первый компенсатор объёма - получателем стала Ровенская АЭС. А в 1981 году здесь был произведён первый парогенератор, его поставили на Богунице.

Участие в ВВЭР-1000

Строительство блоков с реакторами ВВЭР-1000 также предполагало широкую международную кооперацию внутри социалистического лагеря.

Докладчик привёл характерную схему из документа МХО "Интератомэнерго", показывающую распределение обязанностей между соцстранами при производстве специализированного оборудования АЭС с серийными блоками ВВЭР-1000.

Специализация стран-членов СЭВ и СФРЮ в производстве и поставках оборудования
для АЭС с реакторами ВВЭР-1000.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Серьёзным испытанием для чешской атомной отрасли стали достройка и пуск первой очереди АЭС "Темелин", выполненные после распада соцлагеря. Генпроектантом очереди был пражский "Энергопроект". На долю "Шкоды" выпала роль генерального поставщика технологической части. Генпоставщиком по строительной части стала компания "Водни ставбы Богемия".

Схема реализации строительства блоков №№1-2 АЭС "Темелин".
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Компания "Шкода-JS" для первой очереди АЭС "Темелин" по первому контуру поставляла РУ, парогенераторы, ГЦН, компенсаторы давления, гидроёмкости САОЗ, трубопроводы.

По транспортно-технологической части "Шкода-JS" поставляла полярные краны, перегрузочные машины, склады свежего и отработанного топлива, оборудование для обращения со свежим и отработанным топливом, и другие компоненты.

По системам диагностики "Шкода-JS" отвечала за герметичные кабельные проходки для всей АЭС, а также за целый ряд систем и подсистем, таких как система слежения за землетрясением, система слежения за усталостью металла, и многих других.

Всего на "Шкоде-JS" было изготовлено три корпуса ВВЭР-1000. Два из них работают на первой очереди АЭС "Темелин", ещё один предназначался для болгарской АЭС "Белене" и был в конечном итоге использован на четвёртом блоке Калининской АЭС.

Новые заказы

Докладчик кратко перечислил некоторые работы, которые компания "Шкода-JS" выполняла на современном этапе.

Пльзенцы принимали участие в тестировании макетов топливных кассет для ВВЭР-1000, причём работали с обоими поставщиками - и ТВЭЛ (ТВСА-Т), и "Westinghouse" (VVANTAGE-6). По заказу "Westinghouse" чехи выпускали головки, пятки и оболочки для американского топлива на Темелине. Аналогичную работу они делали для BNFL по топливу ВВЭР-400 для АЭС "Ловииза".

На "Шкоде-JS" изготовлено свыше 1100 штук каналов КНИ по заказам из ЧР, Словакии, Венгрии и Украины. С 2005 года на Темелине внедряется модернизированный КНИ 102 SKODA.

Для блоков с ВВЭР-440 "Шкода" делает приводы органов регулирования, причём предлагают модернизированную версию ПРО-М со сроком службы 25 лет и новую систему управления СУОР-М с диагностикой. Из недавних контрактов докладчик отметил поставку 124 приводов на АЭС "Пакш" в 2010-2012 годах и 90 приводов для строящихся блоков АЭС "Моховце" в 2011-2012 годах.

Результатом многолетнего сотрудничества с ОКБ "Гидропресс" докладчик назвал выпуск шаговых электромагнитных приводов ШЭМ-М с электроникой. Чехи предлагают три версии приводов - ШЭМ-М/1, /2 и /3. Версия ШЭМ-М/3 имеет срок службы 40 лет, и партия таких приводов была в 2011-2012 году поставлена на первую очередь АЭС "Темелин".

Докладчик привёл также и другие примеры участия чешских предприятий в производстве оборудования для ВВЭР, сервисного обслуживания и работ по продлению сроков службы энергоблоков.

Ян Здебор напомнил также, что "Шкода-JS" входит в состав консорциума, созданного для участия в тендере на достройку АЭС "Темелин".

Он ознакомил присутствующих с потенциальными возможностями для чешских предприятий принять участие в строительстве блоков в случае победы консорциума. Всего на их долю может быть выделено до 75% от всех поставок.

Актуальная версия цепочки поставщиков в ЧР.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ


Другие новости:

Энергопуск третьего блока Ростовской АЭС может состояться уже в 2014 году

Энергопуск БН-800 также в 2014 году.

Путин включил в состав ВНИИА две организации "Росатома"

В том числе, институт Михайлова.

НАЭК "Энергоатом" опроверг слухи об аварии на украинской АЭС

У нас всё работает стабильно, никаких инцидентов не было.

Герой дня

Ян Здебор

Ян Здебор: мы готовы к новым заказам

На самом деле, один корпус у нас есть. Это корпус реактора ВВЭР-440, который был предназначен для польской АЭС "Жарновец". Он лежит перед реакторным цехом, и очень многие желают в нём сфотографироваться.



ИНТЕРВЬЮ

Александр Бычков

Александр Бычков
Скажу больше. Есть один эффект, о котором мало говорят, но который носит принципиальный характер. Так называемый ядерный ренессанс развивался больше в коммерческом направлении... После Фукусимы рассмотрение вопросов атомной энергетики вернулось в русло государственной политики и стало её частью.


МНЕНИЕ

Елена Миколайчук

Елена Миколайчук
Вопросы борьбы с монополизмом, научной фантастики, сравнительного анализа разных производителей к нашей компетенции не относятся.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100