AtomInfo.Ru


Разделительные интриги

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 09.01.2012

Группа AREVA интересуется акциями обогатительного концерна URENCO. Об этом пишут газеты и твердят инсайдеры. Официальные лица вовлечённых компаний безмолвствуют. Отраслевые аналитики полагают, что французы ведут скрытую игру, целью которой является не европейский, а американский рынок.

Европейские ответы

Концерн URENCO был создан в 1971 году как составная часть европейского ответа на монополизм Соединённых Штатов в деле обогащения урана для западного мира. Пользуясь отсутствием конкуренции, американцы начали повышать цены на ЕРР для АЭС Западной Европы. Последним это не понравилось.

Правительства Германии, Нидерландов и Соединённого Королевства заключили договор Альмело, позволивший трём странам объединить усилия для коммерческого обогащения урана центрифужными технологиями и создать концерн, акции которого были поровну распределены между всеми тремя участниками.

Французы предпочли отвечать американцам самостоятельно. Париж предъявил собственную коалицию, сгруппировавшуюся вокруг газодиффузионного завода (ГДЗ) "Жорж Бесс-I". В коалицию вошли Бельгия, Испания, Италия и Швеция. Всего через год скандинавы уступили своё место шахскому Ирану.


Был и третий ответ Западной Европы американскому "разделительному Чемберлену". В 1972 году на предприятиях Советского Союза впервые была получена партия обогащённого урана для поставки в Европу. Первый крупный долгосрочный контракт на поставку ЕРР из нашей страны на французские станции начал действовать в 1973 году.

Газовая диффузия по экономичности уступает центрифугам - не в последнюю очередь, благодаря непомерной энергоёмкости метода. ГДЗ на единицу ЕРР потребляет в 50 раз больше электроэнергии в сравнении с центрифужным производством. Достаточно напомнить, что французский завод забирает себе почти всю генерацию трёх построенных рядом с ним атомных блоков - а именно, 2600 МВт(эл.).

Не позавидуешь и условиям, в которых трудятся люди на ГДЗ. К повышенной шумности добавляется температура, редко опускающаяся ниже 60°C.

Впоследствии французы согласились с тем, что ставка на газовую диффузию была ошибочной. Время для разработки собственных технологий было упущено, и группа AREVA обратилась за помощью к более дальновидным коллегам из URENCO. Концерн и группа образовали совместное предприятие ETC, куда была передана "исключительная ответственность" за разработку и производство европейских центрифуг.

Европейские слухи

Вокруг URENCO в последние годы клубятся слухи. Сначала о возможном выходе из концерна намекнула Великобритания, занятая реорганизацией своей атомной программы. А в первые дни января инсайдеры через прессу распространили информацию - от акций URENCO могут отказаться германские энергетические компании.

Дальше - больше. Свежая порция газетных инсайдов не исключает, что от акций URENCO могут отказаться Нидерланды. Возможный покупатель для всех отказных акций называется только один, и это AREVA.

Отраслевые эксперты, прокомментировавшие последние новости по просьбе электронного издания AtomInfo.Ru, относят слухи к разряду недостоверных.

Прежде всего, зачем группе AREVA акции URENCO? Доступ к центрифужным технологиям своих конкурентов французы получили посредством компании ETC.

Акции концерна позволят французам вступить в совладение центрифужных заводов. Как таковое, оно (совладение) французам не интересно. У них есть собственные планы по строительству центрифужного завода "Жорж Бесс-II". В декабре группа приняла решение временно заморозить программу его расширения, но первой очереди сокращения не коснутся.

В инсайдерских новостях от СМИ встречаются и откровенные неувязки. Так, утверждается, что от акций URENCO хотели бы избавиться германские компании RWE и E.ON. Эти компании и в самом деле контролируют германский пакет. Но поступают они так только волей уполномочившего их правительства Германии. Продать акции иностранцам без согласия Берлина они не смогут. В лучшем случае, они передадут их какой-либо другой германской фирме - допустим, "Siemens". А то и просто ООО "Roga und Kopyta GmbH".

Кто-то может сказать, что Германия готова отказаться от участия в разделительном бизнесе на фоне господствующих в немецком обществе антиядерных настроений. Да, германские АЭС закрываются, но не одномоментно, и будут ещё долго нуждаться в топливе. Самое главное - о закрытии предприятий, входящих в состав "URENCO Deutschland", в правительстве страны даже не помышляют.

Эксперты спрашивают: "Зачем правительству Германии отказываться от своей доли акций в URENCO, если разделительные заводы на территории страны закрываться не будут?". Иначе как глупостью это не назовёшь. Особенно если добавить, что разделительный бизнес был и остаётся в атомной отрасли одним из самых привлекательных с экономической точки зрения.

Американский прицел

По другую сторону Атлантического океана - свои проблемы. Американская компания USEC терпит финансовое и технологическое бедствие. Как и французам, американцам больше нравилась газовая диффузия. Как и французы, американцы не сумели самостоятельно овладеть центрифужной технологией и довести её до коммерческого уровня.

USEC строит в Пайктоне, штат Огайо, завод "Американская центрифуга". Строит - это громко сказано. В пустых цехах компания пытается доказать, что её центрифуги работоспособны, и что в завод можно вкладывать деньги инвесторов. Инвесторы не спешат, зато компания уже успела организовать 11 июня 2011 года одну аварию.

USEC - единственная в Штатах компания, занимающаяся коммерческим обогащением урана для АЭС. От правительства она получила в лизинг ГДЗ "Падука" и теперь шантажирует Вашингтон, что вернёт завод обратно в государственные руки. Администрации американского президента для полного счастья только этого и не хватает.

Для завода в Пайктоне компания требует от властей государственных гарантий под привлекаемые кредиты. На стороне компании - профсоюзы и влиятельные парламентарии. Против - департамент министерства энергетики, отвечающий за выдачу госгарантий. В департаменте в возможности компании довести сооружение завода до конца не верят.

Спасти USEC от окончательного краха могли бы иностранцы. И совершенно неожиданно на роль такого спасителя вполне подходит AREVA.

Почему неожиданно? Потому что французы предполагали строить на американской территории свой центрифужный завод - завод EREF вблизи Айдахо Фоллс. Производительность первой очереди завода составит 3,3 млн ЕРР/год, или, с учётом производственных потерь, 3 млн ЕРР/год. Вторая очередь должна удвоить выход обогащённого уранового продукта.

К французскому проекту в США относились со всем возможным почтением. Регуляторы выдали группе AREVA лицензию на строительство и эксплуатацию EREF, а министерство энергетики пообещало предоставить госгарантии на сумму 2 миллиарда долларов.

Но в декабре 2011 года французы внезапно объявили о приостановке работ по проекту. Ясно, что ждать первой продукции по графику, то есть, в 2014 году, нереально. Новых временных ориентиров для завода французы не поставили.

Газетная игра

Группа AREVA ведёт в средствах массовой информации тонкую игру, и задача игры - добиться объединения усилий с USEC по строительству центрифужного завода на территории Соединённых Штатов, а вовсе не получить в своё распоряжение акции URENCO. Так считают опрошенные нашим изданием отраслевые аналитики.

Вхождение AREVA в URENCO не даст французам особенной выгоды. Напротив, союз с USEC обеспечит французским атомщикам множество приятностей.

Американское правительство выделит госгарантии под французский завод EREF на сумму 2 миллиарда долларов. Это правда. Но верно и то, что цена завода намного больше. По самым скромным подсчётам, первая очередь EREF обойдётся в 3 миллиарда долларов. А реальным бюджетом эксперты называют 3,5-4 миллиарда. Деньги нужно где-то брать, а кубышка французов пуста.

В свою очередь, USEC безуспешно выбивает из Вашингтона сумму в 2 миллиарда долларов на собственный проект "Американская центрифуга". Под завод в Пайктоне с непонятными перспективами прагматичные федеральные чиновники деньги давать не хотят. Под проект под совместным флагом AREVA/USEC - проект EREF, уже одобренный в США - получить дополнительное финансирование будет намного проще. Конечно, если компании договорятся считать EREF не французским, а совместным проектом.

У завода EREF есть американские лицензии. Это правда. Но верно и то, что министерство энергетики США умеет тонко и по закону сдерживать любого иностранного производителя, претендующего на участие в жизни атомной отрасли Соединённых Штатов. В любой момент Вашингтон может принять дополнение или уточнение, перекрывающее выходы для продукции EREF на американский рынок. Если EREF превратится в совместный проект, то подобные опасности ему не грозят.

О деятельности USEC можно говорить долго и нелицеприятно. Это правда. Но верно и то, что у компании есть портфель долгосрочных заказов, который она может внести в качестве своего вклада во франко-американский разделительный союз.

Таким образом, выгоды для AREVA от объединения усилий с USEC очевидны. Это справедливо и для американской стороны - союз с французами элементарно позволит им выжить. Без такого союза USEC может исчезнуть с рынка коммерческого обогащения урана. Напомним, что USEC на этом рынке есть единственная компания из Америки.

Остаётся открытым вопрос о военной составляющей деятельности USEC, ведь компания выполняет работы по обогащению урана в интересах министерства обороны.

Прелесть военных заказов заключается в том, что интересы национальной безопасности превалируют в них над соображениями экономики. USEC продолжит обогащать уран для военных на ГДЗ "Падука", не обращая внимания на энергоёмкость газовой диффузии. А поставщик электроэнергии для завода, компания TVA, находится под государственным контролем и вполне в состоянии отпускать для оборонных заказов на ГДЗ электричество по "специальным" тарифам.

В пасьянсе, раскладываемом французами, сохраняются закрытые карты. Например, как поведут себя поддерживающие USEC американские политики, и что они скажут по поводу объединения усилий американцев и французов?

Чтобы подстегнуть американцев и не допустить длительных обсуждений, круги, близкие к группе AREVA, вполне могли организовать "утечки" в СМИ о якобы существующем интересе французов к акциям URENCO. Мессидж послания прост - если в Америке будут медлить, то AREVA найдёт себе партнёра в Европе, и многострадальная USEC опять останется ни с чем.

Впрочем, USEC не хуже французов умеет играть на медиа-поле. И американский ответ французам может не заставить себя долго ждать.

Ключевые слова: ЯТЦ, Обогащение, AREVA, URENCO, USEC


Другие новости:

AREVA может выкупить германскую долю в URENCO

Об этом сообщает нидерландская газета.

Япония может национализировать АЭС - министр

Сегодня частные владельцы получают сверхдоходы от эксплуатации АЭС, а правительство несёт расходы на компенсации.

Постфукусимские мероприятия обойдутся Франции в 10 млрд евро

Атомная генерация останется самой дешёвой в стране.

Герой дня

Вадим Беркович

Вадим Беркович: есть идея

Шутку знаете? Гидропрессу что ни закажи, он всё равно спроектирует автомат Калашникова, то есть, В-320.



ИНТЕРВЬЮ

Денис Флори

Денис Флори
Концепция запроектной аварии психологически подталкивает к тому, что готовиться надо только к проектным авариям. А запроектная авария - это не так важно, это неправдоподобно и маловероятно. Это опасные настроения.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Теперь у Рогозина новые вызовы. Падающие спутники, пожар на АПЛ, наглые мыши и сонные коты на режимных объектах.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100