Нью-йоркские почти
Почти весь май в Нью-Йорке эксперты и дипломаты из почти всех стран мира будут думать, нужно ли вносить поправки в текст ДНЯО и если да, то какие именно. По первому вопросу наблюдается удивительное единодушие, и почти никто не сомневается в том, что договор пора менять. А вот со вторым вопросом будут связаны все предстоящие баталии.
Пока на трибунах красуются министры и даже один президент, в кулуарах и рабочих комитетах ведётся активная работа. Западный блок по традиции предлагает углубить и ужесточить контроль за ядерными технологиями. Третий мир, также по традиции, выставляет свои, не менее экстравагантные предложения.
Так, в одном из документов, курсирующих по делегациям движения неприсоединения, призывается полностью уничтожить всё ядерное оружие в мире до 2025 года, а пока что в срочном порядке запретить его модернизацию. Не менее интересна мечта Египта - он хотел бы обязать все государства раскрыть собранные разведданные по ядерной программе Израиля.
Сила третьего мира - в его многочисленности. При консолидированном голосовании, развивающиеся страны способны завалить любое предложение. Но в ней же скрывается и его слабость - сотня с лишним непохожих друг на друга государств никогда не смогут договориться между собой.
В запасе у Запада есть ещё и своеобразное право вето. Статья VIII ДНЯО гласит, что любая поправка к договору должна получить не только большинство голосов стран-участников, но и поддержку всех без исключения стран-подписантов, обладающих ядерным оружием.
Пока всё внимание прессы и общественности привлекали к себе иранский президент и то входящие, то выходящие из зала заседаний американские делегаты, более спокойные участники конференции в Нью-Йорке расставляли фигуры на геополитической шахматной доске. Европейцы, индонезийцы и бразильцы продемонстрировали свои исходные позиции, и теперь наступает время поиска компромисса.
Если он, конечно, будет возможен.
Основные тезисы сторон
Евросоюз
В докладе, прочитанном от имени Евросоюза и примкнувших к нему Украины и Молдавии, говорится об укреплении режима нераспространения как "ключевого приоритета всех государств с целью не допустить расползание ОМП и средств его доставки". Европа серьёзно озабочена поведением КНДР и Ирана, которые, по мнению европейцев, продолжают нарушать взятые на себя международные обязательства.
Евросоюз выразил общее мнение западного блока о том, что верификационным стандартом должна стать комбинация соглашения о гарантиях с МАГАТЭ и дополнительного протокола. Соответствующую поправку ЕС предлагает внести в статью III ДНЯО. Сейчас доппротокол, расширяющий права международных атомных инспекторов, считается желательным, но не обязательным к подписанию документом, и страны присоединяются к нему только на добровольной основе.
Разоруженческую стратегию на ближайшее будущее Европа видит в скорейшем вступлении в силу договора ДВЗЯИ о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Также предлагается продолжать консультации по договору FMCT, призванному так или иначе остановить производство новых оружейных ядерных материалов.
Две проблемы, по которым Евросоюз хотел бы видеть единое мнение всех подписантов договора - вопрос о выходе из ДНЯО и вопрос о нарушителях договора. В обоих случаях, мировое сообщество должно договориться о том, как наиболее эффективно реагировать на действия и поступки государств, либо вышедших из ДНЯО, либо нарушающих его положения.
Евросоюз согласен с тем, что ДНЯО должен способствовать "ответственному развитию мирного использования атомной энергии", но делаться это должно безопасно, с учётом требований нераспространения и на основе многонациональных подходов к топливному циклу.
Движение неприсоединения
Позицию движения неприсоединения в Нью-Йорке озвучил министр иностранных дел Индонезии Марти М. Наталегава. Как и ожидалось, главное место в ней занимает требование о полном ядерном разоружении.
"Недопустимо, что страны-подписанты, обладающие ядерным оружием, и страны, остающиеся вне рамок ДНЯО, продолжают поддерживать и даже модернизировать свои ядерные арсеналы… Это опасный и дестабилизирующий тренд вертикального распространения. Это также является нарушением странами-обладателями ЯО своих обязательств по статье VI ДНЯО", - говорится в заявлении.
Движение намерено добиваться от конференции в Нью-Йорке чёткого и безоговорочного осуждения национальных доктрин ядерного сдерживания, а также введения запрета на все виды ядерных испытаний. Более того, движение хотело бы принять временной график полного уничтожения ядерного оружия и создать механизм контроля за соблюдением ядерными странами статьи VI.
"Должно быть ясно, что бессрочное продление срока действия ДНЯО не означает бесконечного владения ядерным оружием для ядерных держав", - говорится в заявлении.
Отдельного параграфа в выступлении индонезийского дипломата удостоились страны, имеющие ядерное оружие, но не входящие в ДНЯО. Такое положение дел не может длиться вечно, и договор должен стать, наконец, универсальным. Больше всех из неподписантов досталось Израилю, но индонезийский министр не стал уточнять, какие меры воздействия движение считало бы целесообразным применить против еврейского государства.
Движение не считает нужным пересматривать в сторону ужесточения статью IV и вводить какие-либо дополнительные ограничения на международное сотрудничество в мирной ядерной сфере. Ничего страшного оно не видит и в статье X, предусматривающей право любого государства на выход из ДНЯО, полагая, что наличие такого права соответствует международному праву.
Бразилия
Позиция Бразилии на атомных и нераспространенческих конференциях всегда вызывает особый интерес. В своё время латиноамериканский гигант отказался от создания ядерного оружия и теперь, кажется, об этом сожалеет.
"Договор ДНЯО - внутренне несправедливый договор, делящий мир на имеющих и не имеющих право. Он - выражение дисбалансов в международной системе. Он - продукт эры, в которой военная мощь, в особенности, ядерное вооружение, были главной, если не единственной, составляющей престижа и политической силы", - говорится в заявлении Бразилии.
Бразилия сожалеет о том, что пятёрка постоянных членов СБ ООН оказалась и пятёркой государств, которым по условиям ДНЯО было разрешено владеть ядерным оружием, так как это укрепило взгляды на ядерное оружие как средство политического подъёма.
Бразилия видит лучшим средством обеспечения режима нераспространения полное уничтожение ядерного оружия, но, спустя 40 лет после вступления ДНЯО в силу, мир, свободный от ядерного оружия, всё ещё остаётся миражом.
Укрепление ДНЯО Бразилия видит путём введения юридически обязывающих запретов на нанесение ядерного удара первыми, а также через отказ ядерных держав от модернизации своих арсеналов.
Любые поправки в ДНЯО должны вноситься только после рассмотрения через призму конечной цели договора, а именно, отказа от ядерного оружия. При этом, право государств на развитие мирной атомной энергетики не должно никоим образом ставиться под сомнение, полагает Бразилия.
Майские ожидания
Итак, основные участники конференции сделали свои первые шаги - поставили цели и прояснили задачи. В конце мая мир узнает, способны ли государства достигать компромиссов по столь деликатным темам, как ядерные технологии и ядерное оружие, или, как и пять лет назад, нью-йоркская конференция закончится безрезультатно.
ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru
ДАТА: 04.05.2010
Темы: Нераспространение, Мнения, Михаил Сторожевой