Лучший способ завалить любой проект - схватиться за всё сразу. Нужно выбрать одну нитку и за неё распутать весь клубок. Главное, чтобы нитка была правильная и принадлежала правильному клубку.
Наш сегодняшний клубок - быстрая программа и замкнутый топливный цикл. По требованию правительства России, распутать его требуется в среднесрочной перспективе. А к 2014 году в нашей стране должен появиться "реактор нового поколения", да ещё и востребованный зарубежными покупателями. По всей видимости, под таким реактором наши власть предержащие понимают БН-800.
К конечной цели, то есть, к замыканию ЯТЦ нас должна привести инновационная ФЦП. Финансирование на первый год программы подтверждено, и почти всё оно приходится на топливную часть.
Без надёжного и проверенного топлива не сможет работать наш реактор БН-800. Топливом для него выбрано виброуплотнённое. Теперь его предстоит освоить, произвести и проверить на практике. А перед этим ещё до конца определиться с техническим проектом кассеты. Для всего этого нужны первые деньги от ФЦП.
Но виброуплотнённое топливо - это топливо оксидное. А по-настоящему инновационным для быстровиков должно стать топливо плотное. Плотным в России считается нитрид, а в Индии - карбид или металл, но не оксид урана и плутония.
Но нужно ли плотное топливо для БН-800 "здесь и сейчас"? Не нужно, потому что БН-800 на Белоярской АЭС собирается продемонстрировать только пилотное замыкание ЯТЦ. От него не требуется расширенное производство плутония, так как плутония в России более чем достаточно. На БН-800 не нужно гнаться за высоким КВ, и белоярскому реактору не обязательно дожидаться появления работоспособного нитридного топлива.
Но если БН-800 будет работать в режиме демонстрации и пилотного замыкания, то ему не обязательно использовать уран-плутониевое топливо. Если мы хотим показать замыкание ЯТЦ, то пускать реактор можно на уране, позаимствовав с небольшой адаптацией для него кассеты у соседнего БН-600. Замкнуть цикл с плутонием из БН-800 можно и попозже.
Но БН-800 не имеет права работать на уране, потому что он обязан работать на плутонии. Есть соглашение России и США, по которому каждая из стран должна уничтожить по 34 тонны оружейного плутония. В Америке это сделают в тепловых реакторах, а в России - в БН-800. Значит, топливо в БН-800 обязательно будет смешанным с самого начала.
Но с выжиганием плутония в БН-800 можно не торопиться. Американцы свою программу по выжиганию в тепловых реакторах успешно провалили и начнут её не ранее 2018 года. Россия может вспомнить о принципе паритетности и отложить на такой же срок утилизацию нашей квоты плутония. То есть, пускать БН-800 всё-таки можно на уране.
Но делать уран-плутониевое топливо для БН-800 надо. Рано или поздно, Соединённые Штаты выжигать плутоний начнут, и нам придётся последовать их примеру. Договора суть договора, и они должны быть sunt servanda, иначе может случиться международный скандал.
Но можно попросить МИД России переиграть тексты протоколов с американцами и сделать так, чтобы наш оружейный плутоний выжигался бы в тепловых реакторах, как и в Америке. Это хорошо для нашего экспортного потенциала. Российская промышленность освоит MOX-топливо для ВВЭР и не будет более отставать от европейских конкурентов, давно имеющих MOX-технологии.
Но в МИД РФ предложение по переносу выжигания с БН-800 на тепловые реакторы воспримут с негодованием. Многие годы Смоленская площадь убеждала американцев, что они ошибаются, и утилизировать оружейный плутоний нужно только в быстрых реакторах. Если в МИДе выяснят, что перепутали ориентиры, то они, конечно, сильно расстроятся и будут очень недовольны.
Но выжигание плутония в БН-800 помешает реактору в его главной цели - демонстрации замыкания топливного цикла. Военный плутоний не может быть использован в реакторе более, чем один раз. После первого прохода через активную зону то, что от него останется, должно быть захоронено. А где же в этом случае замыкание?
Но если нет замыкания, то топливо для БН-800 может быть любым. Лишь бы уран-плутониевым. Но есть ли смысл тогда говорить сейчас о топливных инновациях, если БН-800 у нас только один, а другие быстрые реакторы со всеми видами теплоносителей остаются пока на бумаге?
Так как же быть с ниточкой и клубком российского замкнутого цикла с быстрыми реакторами? На все вопросы, как обычно, ответит или телеклуб "Что? Где? Когда?", или Александр Сергеевич Пушкин.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 02.02.2010
Темы: Быстрые натриевые реакторы, БН-800, Вибротопливо, Мнения, Владимир Рычин