Гарантзапас по резолюции

За очередным плановым обострением вокруг ядерной программы Ирана остался незамеченным более интересный для России факт. Совет управляющих МАГАТЭ после долгих колебаний наконец-то принял резолюцию в поддержку российской инициативы по созданию резерва низкообогащённого урана.

Совет приветствует предложение России по созданию на её территории гарантийного запаса низкообогащённого урана, предназначенного для использования государствами, которые входят в состав МАГАТЭ, говорится в резолюции.

Генеральному директору агентства поручено провести переговоры и заключить соглашение с Россией о принципах использования уранового резерва. В его же полномочия отныне будут входить контакты с теми странами, кто пожелает прибегнуть к помощи российского резерва.


Фрагмент из выступления российского посла Г.В.Берденникова на сессии Совета управляющих МАГАТЭ в Вене 26 ноября 2009 года.

Сейчас соглашение разработано. Оно предусматривает, что в России будет создан физический запас НОУ, достаточный для изготовления топлива на две полные загрузки наиболее распространенного в мире типа реактора с водой под давлением (PWR, ВВЭР) мощностью 1000 МВт - 120 тонн гексофторида урана с обогащением от 2 до 5% по урану-235.

Хотелось бы подчеркнуть, что наше предложение полностью основывается на статье 9 Устава МАГАТЭ, предусматривающей возможность предоставления Агентству его членами расщепляющихся материалов. Мы уверены, что после полувека затяжек и откладываний сейчас, наконец, пришло время претворить в жизнь положения этой статьи Устава. To, что было невозможным в годы "холодной войны", сейчас возможно. Исторический шанс нельзя упустить.

Соглашение не предусматривает никаких дополнительных ограничений на права государств - членов МАГАТЭ развивать собственные ядерные технологии ядерного топливного цикла.

Решение пользоваться этим предложением или нет, любое государство - член Агентства будет принимать добровольно.

Соглашение никак не наносит ущерба стабильности существующего рынка НОУ в силу небольших объёмов создаваемого запаса и ориентировано на то, чтобы снять озабоченность тех, кто обеспокоен ритмичностью поставок ядерного топлива.

Отмечаем, что создание и обслуживание гарантийного запаса в соответствии с соглашением не влечёт каких-либо расходов из бюджета МАГАТЭ. Российская Федерация берёт на себя все расходы, связанные с производством, хранением и поддержанием запаса.

Создаваемый Россией гарантийный запас не противоречит другим инициативам в области гарантированных поставок, как уже существующим, так и возможным в будущем. Наше предложение не конкурирует с ними, а скорее наоборот - открывает им дорогу.

В соответствии с проектом соглашения решение о поставке НОУ государствам-членам будет приниматься Гендиректором МАГАТЭ. Никто не будет уполномочен вмешиваться в процесс принятия таких решений Генеральным директором. Этим обеспечивается независимый, открытый и свободный от политической конъюнктуры характер принятия решений по распоряжению гарантийным запасом в Ангарске.

С престижной точки зрения, принятие резолюции можно занести в российский актив. Впервые со времён ИНПРО наша страна предложила что-то своё для укрепления международного атомного сотрудничества и добилась поддержки от мирового сообщества.

Претензий к планам по созданию гарантрезервов было немало, причём критиковались они со всех сторон. Третий мир обоснованно считал, что любой шаг в сторону интернационализации топливного цикла представляет собой очередную попытку ограничить права развивающихся стран на развитие атомной энергетики. Атомные компании видели в урановых резервах обходные пути, с помощью которых их клиенты смогли бы приобретать обогащённый уран по сниженным ценам.

Свои замечания выдвигали и технические эксперты. В каком виде следует хранить гарантийный уран? Если в виде топливных сборок, то для каких реакторов? Если в виде UF6, то что с ним будет делать страна-получатель, которую интересует ядерное топливо, а отнюдь не промежуточное сырьё.

Доводилось слышать и ещё более категорические оценки, касающиеся не только урановых резервов, но и всей деятельности МАГАТЭ по интернационализации ЯТЦ. "С первого заседания я понял, что это фальшь, и никакого решения это не даёт", - рассказал AtomInfo.Ru знакомый с предметом российский дипломат.

Как не выстраивай систему международных центров и запасов, у третьего мира всё равно останется в памяти пример французского "Eurodif", привлёкшего для своих заводов иранские капиталы, а потом сделавшего всё возможное для того, чтобы Иран не смог претендовать на свою долю производимого концерном обогащённого урана.

На самом деле, стоит отдать должное российской инициативе по созданию гарантзапаса. Как минимум, она выглядит более логичной и проработанной, чем поспешное создание МЦОУ в Ангарске на паях с Казахстаном и последующей головной болью аналитиков на тему о том, зачем Казахстану потребовался обогащённый уран.

Теперь остаётся только понять, насколько необходим гарантийный запас урана. До сих пор, в мире было лишь два примера, которые с натяжкой можно было бы отнести к прецедентам отказа в поставках ядерного топлива по политическим соображениям - это Индия с её первой очередью АЭС "Тарапур" и Иран с исследовательским реактором TRR. Но индийская станция, как известно, не оставалась без урана, а лишь меняла поставщиков, а история с TRR пока что не закончена.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 30.11.2009

Темы: ЯТЦ, Россия, Ангарск, Мнения, Владимир Рычин


Rambler's Top100