Американский мультимиллионер готов поддержать быстрые натриевые реакторы

Проект IFR (Integral Fast Reactor) умер во времена Билла Клинтона, но многие всё ещё верят в его возрождение. Учёные и инженеры Аргоннской национальной лаборатории (США) настаивают на том, что их концепция IFR/AFR полностью удовлетворяет списку критериев, разработанных для реакторов XXI века. Недавно у них появился новый союзник, Стивен КИРШ.

Стивен Кирш, мультимиллионер и бизнесмен, известен как изобретатель и владелец патента на беспроводную мышь для персональных компьютеров. Он - меценат, награждённый за свою деятельность американскими национальными премиями, и он был "настоящим агностиком", когда речь заходила об атомной энергетике. Но он изменил своё мнение после того, как познакомился с проектом IFR.

"Я не знаю ни одного непредубеждённого человека, кто остался бы не впечатлённым после встречи со специалистами, работавшими над IFR. Даже самые рьяные критики этого проекта признают, что они могут ошибаться", - пишет Кирш на своём веб-сайте. Он подготовил резюме по технологии IFR, призванное привлечь внимание общества и напомнить об огромном потенциале быстрых бридеров.

"В американском фонде ядерных отходов скопилось свыше 20 млрд долларов. Сенатор Линдсей Грэхем внёс в апреле законопроект, предлагающий вернуть эту сумму потребителям. Это откровенная глупость, потому что это не приблизит нас ни на шаг к решению проблемы отходов. Напротив, было бы великолепно, если бы часть из этих денег была бы инвестирована в строительство IFR", - говорит Кирш.

Что побудило американского бизнесмена поддержать быстрые реакторы? Могут ли россияне и американцы сотрудничать друг с другом по быстрому направлению? Электронное издание AtomInfo.Ru получило ответы на свои вопросы от Стивена Кирша.

Господин Кирш, не могли бы Вы сказать вкратце, почему быстрые реакторы и, в особенности, IFR важны для Соединённых Штатов?

IFR важен по следующим трём причинам:

Что Вы думаете по поводу озабоченностей в связи с угрозами распространения, которые могут быть вызваны быстрыми технологиями?

Пирохимическая переработка ОЯТ (принятая в IFR) снижает риски распространения, так как делящийся материал используется для производства энергии. Кроме того, при таком методе переработки из ОЯТ не выделяется чистый плутоний.

Как Вы считаете, какова должна быть основная задача IFR в Соединённых Штатах - наработка нового ядерного горючего или сжигание плутония, выделяемого из ОЯТ реакторов PWR и BWR?

Реакторы IFR могут эксплуатироваться как бридеры или сжигатели, в зависимости от того, как вы их сконфигурируете. Так как наблюдается нехватка делящихся материалов для пуска новых IFR, представляется разумным, чтобы эти реакторы в обозримом будущем работали бы в бридерном режиме.

На сегодняшний день, Россия является мировым лидером в технологии быстрых реакторов. У США нет быстрых реакторов с 1994 года. Однако министерство энергетики США намеревается выделить до 50% от суммы, требующейся для строительства демонстрационного реактора IFR, то есть, до половины от суммы в 1,5 млрд долларов.

Может быть, российское правительство согласится выделить вторую половину суммы, что позволило бы двум странам совместно развивать быстрые технологии?

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 25.10.2009

Темы: Быстрые натриевые реакторы, США, Интервью


Rambler's Top100