![]() | ||
![]() ![]() Статьи БФС-1 - физпуск критсборки для МОКС в ВВЭР-С ЧМЗ - рекорд по производству оболочек Россия и Мьянма подписали МПС по АСММ Ленинград-6 - начался монтаж статора генератора Георгий Тошинский: о ТЖМТ и не только США - Окридж и лазерное обогащение АЭС Palisades - вопрос о парогенераторах (часть IV) Росатом - прототип плазменного ракетного двигателя Документы Генсхема-2042 (утверждённый вариант) Конференции TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS 16-17 апреля 2025 года ОКБ ГИДРОПРЕСС проведёт XXV Международную конференцию молодых специалистов В Москве отметили 125-летие со дня рождения Н.А.Доллежаля Пресс-релизы Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте Памяти товарища - Красимир Христов В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС | ![]() Геннадий Пшакин: мы решаем проблему 2013 года ![]() В октябре в Обнинске состоится IV российская международная конференция по учёту, контролю и физической защите ядерных материалов. Принимающей стороной выступают ГК "Росатом" и ГНЦ РФ - ФЭИ. Спонсорами являются ГК "Росатом" и национальная администрация по ядерной безопасности (NNSA) министерства энергетики США. Об истории российско-американского сотрудничества в сфере учёта, контроля и физзащиты (УКФЗ) электронному периодическому изданию AtomInfo.Ru рассказывает секретарь конференции кандидат технических наук Геннадий Максимович ПШАКИН. Сотрудничество России и США в деле обеспечения сохранности ядерных материалов ведёт свою историю с 1993 года. Начиналось оно с работ по сохранности ядерного оружия, а потом постепенно перешло в кооперацию в области сохранности ядерных материалов и экспортного контроля. Вы, конечно, помните тот негативный фон из новостей, комментариев и даже откровенных газетных уток, который окружал в начале 90-ых годов российскую атомную отрасль. Кто-то "продавал" красную ртуть, где-то обнаруживали признаки незаконного оборота ядерных материалов - якобы проданные в Иран через Казахстан три российские ядерные боеголовки и так далее. В газетах шли разговоры об угрожающей нам утечке мозгов. Нагнеталась истерия. Как реальные факты подавались слухи о сотнях российских атомщиков, якобы работающих в военных лабораториях Ирана, Ирака и Северной Кореи. Даже Беназир Бхутто, бывший премьер-министр Пакистана, вместо того, чтобы следить за своими инженерами, рассказывала небылицы о толпящихся в её приёмной специалистах из бывшего СССР с чертежами атомной бомбы. Конечно, правительство России было очень озабочено циркулирующими слухами. Нам требовалось подтвердить конкретными действиями статус страны-основателя ДНЯО и последовательного борца с распространением ядерного оружия по планете. Это стало одной из причин для запуска ряда программ сотрудничества с американцами по укреплению системы УКФЗ на российских ядерных объектах. Сотрудничество с США ограничивалось только УКФЗ? Нет, не только. Американцы оказали нам большую помощь при создании системы экспортного контроля. Помогали они, в основном, учёбой - например, читали лекции нашим специалистам. Потом при их поддержке были созданы две лаборатории Минатома по экспорт-контролю. Лаборатория в Обнинске занимается, скажем так, мирной составляющей экспорта, а наши коллеги из Снежинска контролируют технологии, которые могут иметь отношение к чувствительным технологиям. Это было чрезвычайно важно, потому как в начале 90-ых годов в России не было необходимого законодательства, отражающего реалии современности. Всеобъемлющий "Закон об экспортном контроле" появился в 1999 году, и при его создании были взяты наши наработки, а также использовался опыт, оставшийся со времён СССР, где ядерный экспорт контролировался на хорошем государственном уровне. После принятия российского закона началось интенсивное обучение специалистов, и мы приступили к формированию систем внутрифирменного контроля в организациях и предприятиях атомной сферы. Теперь перейдём к УКФЗ. Одна из самых серьёзных задач, которая требовала обязательного решения и на которую было потрачено много усилий и денег, в первую очередь, американских - это задача сохранности ядерных материалов. Наши заокеанские коллеги пропагандировали идею о сотрудничестве lab-to-lab, начавшемся ещё при СССР в рамках подготовки к заключению договора ДВЗЯИ. Это вступало в прямое противоречие с российскими нормативными документами. Довольно быстро по настоянию России линию lab-to-lab закрыли, и сотрудничество перешло на уровень government-to-government, то есть, совместная работа осуществлялась по межправительственным соглашениям. Были ли ещё какие-нибудь проблемы кроме уже названных? Были, и очень много. Юридически не всё было понятно. Например, первое соглашение, которое было подписано между Россией и США, касалось сотрудничества в деле обеспечения сохранности ядерных боеприпасов, а реальное взаимодействие шло по сохранности ядерных материалов вообще. Были проблемы в части налогообложения. Дело в том, что американцы требовали tax exemption, иными словами, освобождения от налогов тех денег, которые поступали в Россию в виде технической помощи. А в нашей стране не существовало закона, под который можно было бы подвести американское требование. Первое время мы работали на основании протокола, подписанного американским послом в Москве и кем-то из наших министров экономического блока. Статус данного документа, естественно, вызывал немало вопросов. Всё это было решено в 1999 году, когда было подписано соглашение о сотрудничестве с США в области УКФЗ и появился закон РФ о технической помощи из-за рубежа. Отличались ли наши и американские подходы к организации системы УКФЗ? Да, и по некоторым позициям очень сильно. От Советского Союза в наследство нам достались основные постулаты УКФЗ. Так, на уровне объектов у нас всегда был мощный периметр. Бетон, солдат, автомат, если надо, то БТР или танк. Мы защищались от внешнего нарушителя. У американцев периметр исторически был лёгким - проволока и т.п. - а главный упор делался на оборону непосредственно ядерных материалов, причём предполагалось, что нарушитель может появиться как извне, так и внутри объекта. Одной из форм контроля за ЯМ был бухгалтерский учёт материалов, основанный на финансовых документах. Интересно заметить, что наше сотрудничество с американцами оказалось взаимным. Один пример - после долгого общения с нами они согласились, что бетонный периметр лучше, чем лёгкий. Переделывать всю систему физзащиты своих объектов им дорого, но основные въезды они сейчас усиливают бетонными блоками. То есть, в итоге и мы, и они брали лучшее из двух систем? В какой-то степени, это верно. Я назову несколько позиций, где мы улучшили свою систему УКФЗ по итогам сотрудничества с американскими коллегами. Мы вводим понятие периодической физической инвентаризации ядерных материалов. При СССР подход был такой - там, где материал производился, он измерялся особенно тщательно, ему выдавался паспорт, после чего этот паспорт сопровождал его (ЯМ) всю жизнь. Теперь мы говорим о том, что материалы следует периодически проверять. В области контроля мы были позади американцев. Те пластилиновые и свинцовые пломбы, которые применялись в Советском Союзе, до сих пор демонстрируются на Западе как свидетельство технической отсталости России. Надо, конечно, понимать, что в этом есть и определённый пропагандистский момент, но, к чести американцев, они помогли нам освоить новые технологии пломбирования. Измерения ядерных материалов - по этому направлению у нас не было нормальной аппаратуры, особенно для целей физической инвентаризации. О компьютеризации я просто умолчу, так как она была в зачаточном состоянии. Нам пришлось создавать систему компьютеризованного учёта практически с нуля. У нас имелись проблемы даже с простым взвешиванием. Очень часто весы использовались не того уровня, который был необходим. Не хватало стандартных образцов для калибровки измерительной аппаратуры, и их пришлось создавать. Занимались этой работой совместно наши специалисты из ФЭИ, НИИАР и других институтов и специалисты из Лос-Аламосской национальной лаборатории. Когда возникла идея о проведении совместных конференций по УКФЗ? Это случилось в 1997 году, то есть, где-то через четыре с лишним года после начала программы сотрудничества. Первая конференция состоялась в Обнинске, что стало подтверждением лидирующей роли ФЭИ в работах по укреплению нашей системы УКФЗ. В 2000 году в Обнинске прошла вторая конференция. Об её размахе можно судить хотя бы потому, что у нас было заявлено 130 докладов. Мы сумели провести первую техническую выставку с участием компаний, в том числе иностранных, предлагающих услуги и оборудование для УКФЗ. Так, на выставку приехала делегация от фирмы "Canberra" - одной из ведущих фирм в мире в области измерения ядерных материалов. Третья конференция состоялась в 2005 году, а четвёртая намечена на октябрь 2009 года, тоже в Обнинске. Что вы собираетесь обсуждать на октябрьской конференции? Одна из самых важных тем - решение проблемы 2013 года. Американская сторона объявила о том, что собирается снижать финансирование совместных программ, и надеется, что с 2013 года Россия будет финансировать свою систему УКФЗ самостоятельно. Нам нужно обсудить, каким образом лучше всего пройти переходный этап к выходу на программу долгосрочного существования созданной системы УКФЗ. Как сделать так, чтобы всё вложенное и созданное продолжило бы успешно функционировать после 2013 года. Ну и, конечно же, нам нужно определяться по новым формам сотрудничества между российскими и американскими экспертами в данной области. Спасибо, Геннадий Максимович, за интервью для электронного периодического издания AtomInfo.Ru. ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru ДАТА: 18.06.2009 Темы: УКФЗ, Конференция в Обнинске по УКФЗ, Интервью, Геннадий Пшакин, ФЭИ |