Триединый атомно-рыночный НОЦ

Валерий Говорухин (слева) на встрече с корреспондентами AtomInfo.Ru, фото Техснабэкспорт

В 2008 году в России появился новый научно-образовательный центр - НОЦ "Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов". Его соучредителями стали известные в стране компании и институты - "Техснабэкспорт", ВНИИНМ имени А.А. Бочвара, МИФИ и РХТУ имени Д.И. Менделеева.

Первым этапом в реализации проекта стал выпуск на регулярной основе бюллетеня "Новости мирового атомного рынка". Это издание отличает удачное сочетание актуальных информационных материалов и аналитики.

Как появилась идея создания НОЦ и выпуска бюллетеня? Что объединило бизнес, науку и образование? На эти и другие вопросы корреспондентам AtomInfo.Ru любезно согласились ответить директор-координатор НОЦ "Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов" Александр Валентинович ПУТИЛОВ и заместитель генерального директора ОАО "Техснабэкспорт", член редколлегии бюллетеня Валерий Николаевич ГОВОРУХИН.

Как родилась идея создания НОЦ "Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов"? Какие задачи ставятся перед Центром и есть ли у него зарубежные аналоги?

Создание НОЦ было инициировано осенью 2008 года А.В. Путиловым, возглавлявшим в то время ФГУП "ВНИИНМ", поддержано генеральным директором ОАО "Техснабэкспорт" А.А. Григорьевым и ректором МИФИ М.Н. Стрихановым.

Инициатива была одобрена руководством Госкорпорации "Росатом" и ОАО "Атомэнергопром".

Учредительные документы были подписаны в декабре 2008 года руководителями Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), ОАО "Техснабэкспорт" и ОАО "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов" им. А.А. Бочвара (ВНИИНМ), а также присоединившимся к проекту ректором Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (РХТУ) В.А.Колесниковым.

Главная задача НОЦ - достижение синергетического эффекта от взаимодействия представителей бизнеса, науки и образования, который проявлялся бы в этих трёх сферах, приводя к повышению качества подготовки молодых специалистов в университетах МИФИ и РХТУ, росту квалификации сотрудников компаний атомной отрасли в области маркетинга ядерных материалов и изотопов, стимулированию научно-исследовательских работ по совершенствованию бизнес-процессов и финансово-экономических моделей.

Как представляется, НОЦ "Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов" хорошо встраивается в парадигму ядерного ренессанса и реформы, проводимые сегодня в атомной отрасли.

В декабре 2008 года на организационном заседании НОЦ были намечены конкретные предложения по образовательной, научной и информационной деятельности центра. Не могли бы вы раскрыть более подробно, какие мероприятия собирается проводить НОЦ?

НОЦ планирует осуществлять деятельность по трём основным направлениям:

  1. образовательному,
  2. научному,
  3. информационно-пропагандистскому.

1) В связи с ренессансом атомной энергетики и расширением деятельности ГК "Росатом" на мировом атомном рынке потребность в высококвалифицированных специалистах в области маркетинга ядерных материалов и изотопов будет постоянно расти. Поэтому важной задачей НОЦ является разработка и согласование новых курсов программы образовательной дисциплины "Технологический маркетинг ядерных материалов и изотопов", составление модели концепции курса.

Следующая задача - разработка и согласование рабочего учебного плана программы "Технологический маркетинг (по областям применения: ядерных материалов, изотопов, наноматериалов) в рамках нового образовательного стандарта по направлению подготовки 140300 "Ядерные физика и технологии" и 240601 "Химическая технология материалов современной энергетики", разработка учебно-методических материалов по подготовке специалистов с комбинированным техническим и гуманитарным образованием.

В сфере образовательной деятельности в МИФИ и РХТУ в рамках проекта НОЦ планируется чтение лекций ведущими маркетологами, аналитиками и специалистами отрасли по технологическому маркетингу ядерных материалов, по техническим вопросам поддержки режима экспортного контроля.

2) В плане научной работы в рамках проекта НОЦ в 2009 году запланировано совместное с МИФИ и РХТУ проведение аналитических работ в области экономического моделирования деятельности и развития организаций ЯТЦ, а также прогнозирования рынков ЯТЦ.

Эта работа будет способствовать выполнению основных задач ОАО "Техснабэкспорт", достижению таких ключевых показателей, как портфель заказов по урановой продукции, и увеличению экспортной выручки за счёт оптимизации переговорного процесса с целью заключения долгосрочных контрактов.

Аналитические работы необходимы также для формирования долгосрочных прогнозов рынка товаров и услуг ядерного топливного цикла (природный уран, услуги по конверсии и обогащению, деконверсии и фабрикации ядерного топлива) и оценки потенциальной ниши на этих рынках организаций атомного энергопромышленного комплекса России.

3) Информационно-пропагандисткая деятельность НОЦ. С начала текущего года мы начали выпускать в свет новый российский информационно-аналитический бюллетень "Новости мирового атомного рынка". Бюллетень распространяется в вузах - МИФИ и РХТУ, в научных институтах (ВНИИНМ), в ГК "Росатом" и других заинтересованных организациях.

Мы с большим интересом ознакомились с первыми номерами бюллетеня НОЦ - первого в своём роде аналитического издания на русском языке о маркетинге и мировом рынке ядерных материалов. На какую аудиторию рассчитано Ваше издание и какие у Вас планы по его дальнейшему развитию?

Издание предназначается для широкого круга специалистов, специалистов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, интересующихся деятельностью российской атомной отрасли на мировых рынках ядерных материалов, а также всех, кому интересна текущая ситуация в этой, мало знакомой широкой публике, сфере.

Необходимо подчеркнуть, что материалы издания позволяют не только получать качественную, краткую, тщательно подобранную и актуальную информацию о ключевых событиях на мировом атомном рынке, но и, главное, знакомиться с комментариями специалистов-маркетологов и мнениями технических экспертов.

Кроме того, бюллетень освещает научные достижения ведущих компаний и организаций атомной отрасли России, нацеленные на расширение присутствия российского мирного атома на мировом рынке. Неотъемлемой частью издания являются новости образования в области атомных технологий, а также информация о тематических выставках и конференциях.

Информация бюллетеня сгруппирована по четырём основным блокам:

Основной упор в подборе материала делается на освещение наиболее важных событий, происходящих на мировом ядерном рынке, информации об основных рыночных игроках, формировании транснациональных промышленных и торговых альянсов, анализе рыночных трендов, появлении новых технологий и продуктов.

Создание в России новых атомных изданий, выпуск новых учебников по атомным специальностям, появление новых ростков системного, комплексного подхода к вопросам атомной энергетики - всё это всегда обнадёживает. И вдвойне приятно, когда за этим стоят настоящие профессионалы, люди из атомной отрасли.

Электронное периодическое издание AtomInfo.Ru желает удачи нашим коллегам из бюллетеня "Новости мирового атомного рынка". Больших тиражей и благодарного читателя вам, наши коллеги и соседи по информационному фронту!

Запись интервью состоялась 6 мая 2009 года. Мы благодарим также принявших активное участие в беседе и подготовке материала: советника руководителя дирекции аналитических исследований ОАО "Техснабэкспорт" Ольгу Анатольевну БОЕВУ и директора департамента стратегических коммуникаций ОАО "Техснабэкспорт" Александра Витальевича ПАВЛОВА.

Отдельная благодарность за инициативу, целеустремленность и организационную поддержку главному специалисту Департамента анализа мировых рынков Федору Александровичу ГРИГОРЬЕВУ, без которого это интервью было бы невозможным.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 02.06.2009

Темы: Образование, Интервью, Александр Путилов, Валерий Говорухин, Техснабэкспорт


Rambler's Top100